ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА, г л а в н а я т о ч к а с х о д а — в теории перспективы точка на горизонте, в которой сходятся все прямые линии, перпендикулярные плоскости изображения. В системе классической «центральной» линейной перспективы все построения осуществляются между точкой зрения (в центре мыслимого круга горизонта) и Ц. т. с., причем обе точки строго фиксированы. Приближением к этой системе была система «рыбья кость» в античной живописи (точка схода на одной вертикали); на фреске Рафаэля «Афинская школа» (1509— 1511) — две Ц. т. с. на вертикальной оси.
С установлением системы линей ной перспективы стали складываться и приемы свободного ее истолкования: в композиции могли определяться несколько точек схода на нескольких линиях горизонта (напр., на картине Паоло Веронезе «Брак в Кане», 1563, Париж, Лувр); точки схода могли выноситься за пределы композиции (напр., на гравюре Уильяма Хогарта «Улица пива», 1751). Размещение точек схода зависит от положения точки зрения: так, при точке зрения сверху на предмет, грани которого расположены параллельно или под углом не более 45° к картинной плоскости, на линии горизонта образуются две дистанционные точки схода по обе стороны и на равном расстоянии от Ц. т. с., причем это расстояние равно расстоянию от горизонта до точки зрения художника. См. также Перспектива.
|
|
ЦАМ
ЦАРСКИЕ ВРАТА
ЦВЕТ
ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА
ЦЕК
ЦЕЛЛА
ЦЕЛОСТНОСТЬ
ЦЕНИНА
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА
ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ
ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
ЦЕРКОВЬ
ЦИКЛ
ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД
ЦИНКОГРАФИЯ
ЦИНОВКА
ЦИТАДЕЛЬ
ЦОКОЛЬ
ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ
ЦОКЧИН
ЦУБА
ЦУКИЯМА
ЦУЯ
|