ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ — постройки, симметричные относительно вертикальной оси в центре главного помещения, круглого, квадратного или многоугольного в плане. Многие простейшие жилые, оборонные, погребальные постройки имели круглый план — юрты азиатских кочевников, индейские вигвамы, башни бронзового века «нураге» в Сардинии, перекрытые ложными куполами каменные гробницы — толосы Эгейского мира, крестьянские дома «трулли» в Апулии. Древний мир знал развитые типы круглых храмов (храм в Эпидавре, 360— 330 до н. э., архитектор Поликлет Младший, храм Пантеон в Риме, ок. 125). Круглый план имеют многие ступы Индии и аналогичные буддийские сооружения Азии, многие храмы Дальнего Востока (храм Цинянь дячь в ансамбле «Храм Неба» в Пекине, 1420) В средние века получают развитие типы крестово-купольного храма, тетраконха, баптистерия. В эпоху Возрождения Ц. с. привлекают внимание архитекторов как символические сооружения, центры идеальных городов, что подсказало тип капеллы-ротонды (Темпьетто в Риме, 1502, архитектор Донато Браманте). В 18—19 вв. многие церкви, павильоны, концертные залы строились как Ц. с. («Храм Дружбы» в Павловске, 1780—1782, архитектор Чарлз Камерон; Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, 1818—1858, архитектор Огюст Монферран, зал Алберт-холл в Лондоне, 1867—1871). В архитектуре 20 в. тип Ц. с. принят во многих зрелищных, спортивных, выставочных, промышленных сооружениях (крытый Олимпийский стадион в Москве, 1976—1980, архитекторы М. В. Посохин, Б. И. Тхор и др.).
|
|
ЦАМ
ЦАРСКИЕ ВРАТА
ЦВЕТ
ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА
ЦЕК
ЦЕЛЛА
ЦЕЛОСТНОСТЬ
ЦЕНИНА
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА СХОДА
ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ
ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
ЦЕРКОВЬ
ЦИКЛ
ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД
ЦИНКОГРАФИЯ
ЦИНОВКА
ЦИТАДЕЛЬ
ЦОКОЛЬ
ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ
ЦОКЧИН
ЦУБА
ЦУКИЯМА
ЦУЯ
|