Проект: «Искусство и религия в пространстве современной культуры»

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)




   24.05.2013 - 30.06.2013


Российская академия художеств
представляет проект


"ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ
В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ"
Куратор проекта:
Николай Мухин

В рамках программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии художеств  «Религия, искусство, наука: пути познания и формы интеграции в пространстве культуры» 23 мая в 17.00, накануне дня памяти Святых равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия стартует  междисциплинарный творческий проект «Искусство и религия в пространстве современной культуры».

Это научно-образовательная и музейно-выставочная программа, целью которой является  консолидация художников, ученых, представителей Русской Православной церкви в  обсуждении актуальных проблем развития современной культуры,  путей преодоления дегуманизации социального пространства, поиске новых художественных форм осмысления духовного наследия России.

Основная задача  проекта  -  рассмотреть современное религиозное искусство России в контексте наследия многовековой христианской традиции, исторической связи и преемственности «Византийская империя - Русь», проследить взаимопроникновение и культурный обмен на этапе развития отечественного искусства в XXI веке.

Процессы, которые происходят в современной России на рубеже XX-XXI веков, во многом напоминают прошлый вековой рубеж, конец XIX – начало XX века. Эти параллели выстраиваются не только в политическом, социальном, экономическом и культурном аспекте, но и продолжают многовековой духовный поиск и тернистый путь России в обретении веры. Духовное пространство культуры России – это примеры торжества истинной веры и стремительного падения, духовного обнищания и невиданных нравственных вершин. Вера и ее художественное отображение – суть сложного процесса возрождения духовной традиции, не раз прерывавшейся в истории России. Множество раз история переписывалась в угоду новым правителям, новым вкусам, новым правилам, однако, чудесное избавление снова и снова приходило, открывая новым поколениям уникальную духовную культуру и ее зримые воплощения.

Обретение православных святынь, открытие миру сокровищницы русского и византийского религиозного искусства, многовековой путь познания себя и окружающего мира, возможность получить духовную силу и вдохновение. Научное и художественное осмысление этого процесса – суть русской культуры.

Многие исследователи и художники обращаются  к наследию византийского искусства, так как видят в византийских корнях национальную идентичность. Византийское образование для нас — не просто частность, важная как любое образование в любой сфере, но это возможность восстановить национальное самосознание и чувство собственного достоинства, понимания того, кто мы. Поэтому для нас Византия есть нечто существенно важное и многое определяющее. И восстановление нашей идентичности может быть осуществлено именно на византийском фундаменте.

Существует общность научной ориентации, круга источников, которые вдохновляют писателей, мыслителей, зодчих и живописцев. Это памятники христианской духовной мысли, древнерусского и византийского церковного искусства.

О новом этапе исследования византийского искусства во всём мире свидетельствуют грандиозные выставки, прошедшие в Нью-Йорке и Лондоне, издание к ним фундаментального альбома «Byzantium. Faith and Power (1261 -1557)» (2004 год), где собраны уникальные произведения, демонстрирующие, в том числе, и тесную связь византийского и русского искусства.

Сегодня развитие русской религиозной философии и трансформация религиозного искусства удивительным образом перекликаются с исканиями рубежа XIX-XX вв.

Новая роль религиозного искусства связана с мировоззренческим переворотом, изменением отношения общества к религии, что в свою очередь является причиной изменения места религиозного искусства в общей системе изобразительного. Для возрождения храмового искусства в России на рубеже XX - XXI веков важным событием становится воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве. В воссоздании росписей, под руководством Президента Российской академии художеств, приняли участие ведущие современные монументалисты. В оформлении нового храма, как и в прежнем, ярко прозвучала тема византийской традиции и академической живописной школы. Воссозданный храм стал своеобразным музеем современной религиозной живописи, и настоящей школой для многих мастеров церковного искусства. Иконографические схемы и орнаментальные темы из Храма Христа Спасителя получили своё дальнейшее развитие в росписях православных храмов, как в нашей стране, так и за её пределами.

В первом десятилетии XXI века русские академики выполняют ряд проектов по благоустройству православных храмов за рубежом: Свято-Николаевский Патриарший собор в США (Нью-Йорк), храмы Вознесения Господнего в Сербии (г.Уб), Преображения Господнего в Хорватии (г. Загреб), храм Святого Модеста Иерусалимского в Греции (на Святой Горе Афон), росписи в резиденции Иерусалимского Патриарха Варфоломея, храм Святого Преподобного Антония Великого в Мексике (Мехико) и многие другие. В академических институтах открыты кафедры церковного искусства, выпускники которых организуют самостоятельные иконописные артели.
 
История Православной церкви XX – начала XXI века только начинает изучаться. Круг произведений религиозного искусства этого времени представляет собой обширный культурный пласт, который требует осмысления и систематизации: создание образов новопрославленных святых, композиций, отражающих историю современной России, применение в храмовом искусстве новейших материалов и технологий, «иеротопические» исследования.

Выставочную часть проекта составят произведения архитектуры, монументального искусства, иконописи, живописи, скульптуры, инсталляции, видеоарта, созданные современными российскими художниками, членами Российской академии художеств.

В выставочной части  проекта «Искусство и религия в пространстве современной культуры» будут представлены   художники (Зураб Церетели, Евгений Максимов, Николай Мухин, Александр Рукавишников, Александр Бурганов, Константин Худяков, Ирина Старженецкая, Анатолий Комелин, Леонид Баранов, Сергей Мильченко, Наталья Захарова, Гор Чахал и другие), которые создают новую пластику, опираясь на византийский потенциал. Сделана попытка собрать всё лучшее, что делается в византийской традиции сегодня.  На экспозиции  будет звучать музыка митрополита Иллариона (Алфеева), демонстрироваться фильмы  архимандрита Тихона (Шевкунова).

     

     

     
     

Интересно проследить, как происходит историко-географическое движение традиций византийского искусства в XXI веке, развитие техник и технологий на основе византийской базы, отражение современной  истории в современном храмовом и религиозном искусстве.


В рамках проекта прошли круглые столы, лекции и мастер-классы:

28 мая 2013 года  (Пречистенка, 19)
«КРЕСТ В РУССКОМ НЕБЕ»
Видеолекция по накупольным крестам русских православных церквей. Исследователь-искусствовед Наталья Шулакова рассказала о том, что символизируют детали креста, каким был накупольник в XIV-XX веках, как изготавливали и золотили кресты, и чем отличались кресты в разных землях. Особый знак утраты традиции сегодня – это одинаковые кресты над храмами различных земель и эпох. И главная причина такого тиражирования – это дефицит информации. Почему мы меньше всего знаем именно о накупольных крестах и почему их сохранилось так мало? Ответам на эти и другие вопросы  было посвящено это мероприятие.

     



29 мая  2013 года (Пречистенка, 21, Белый зал)
  «СОСТОЯНИЕ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА СЕГОДНЯ. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ, ПОИСКИ НОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ И АВТОРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ» . Круглый стол 
Организатор, ведущий
Действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения Анна Вадимовна Рындина



30 мая 2-13 года  (Пречистенка, 19)
 «АКТУАЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
 Круглый стол
Обсуждались вопросы:
-  Религиозный и творческий опыт в процессе поиска новых форм визуальной изобразительности: опыт современного визуального искусства и его исторические корни
 - Интеграция религиозного и научного знания в творчестве художника;
- Роль религии в условиях роста науки и технологий и их усиливающегося влияния на жизнь человека и общества
 - Религия, наука и искусство как способы преодоления дегуманизации социального пространства
В заседании приняли участие историки искусства, художники - члены Президиума Российской академии художеств Т.А.Кочемасова, О.А.Кривцун, Ф.А.Рукавишников, действительные члены Российской академии художеств  А.М.Лидов,  М.Вяжевич, Н.Н.Мухина, члены-корреспонденты РАХ  Н.С.Кутейникова,  Л.В,Ширшова., искусствовед П.Л.Баранов.

 



21 июня 2013 года (Галерея искусств Зураба Церетели)
ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С АРХИМАНДРИТОМ ТИХОНОМ (ШЕВКУНОВЫМ)



   


____________________________________________________________________


 
Пресса о событии
ктуальные художники занялись церковными фресками. Известия
- Византия на Пречистенке. Газета "Культура"
- Проект "Искусство и религия в пространстве современной культуры" стартовал в столице. ТВ "Культура"
- В Российской академии художеств действует междисциплинарный творческий проект «Искусство и религия в пространстве современной культуры». ТВ "СОЮЗ".
- Николай Мухин: «Атеистическое искусство — это вызов обществу, а не Богу». Газета «Культура».
- Николай Мухин: «Атеистическое искусство — это вызов обществу, а не Богу» о междисциплинарном творческом проекте «Искусство и религия в пространстве современной культуры».КУЛЬТУРА.РФ.





версия для печати