СЕДОВА Ирина Николаевна


СЕДОВА Ирина Николаевна

Искусствовед.
Родилась 24 мая 1972 года в Щёлково Московской области. Живёт и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение искусствознания и художественной критики, 2022г.)

Член Ассоциации искусствоведов (АИС, 2018г.)
Член Творческого союза художников России (2011г.)

Кандидат искусствоведения (2019г.)

Образование: отделение композиции Российской академии музыки имени Гнесиных (1996г.); «Культурология и искусствоведение» Института истории культур (УНИК, 2012г).

Профессиональная деятельность: научный сотрудник отдела исследования творчества А.С. Голубкиной (2012-2016гг.), заведующий отделом скульптуры  (с 2016 г.) Государственной Третьяковской галереи. 

Основные научные труды. Монографии: альбом-каталог «Митрофан Рукавишников» (М., 2017г.); «Митрофан Рукавишников и традиция семейного наставничества. К истории московской скульптуры ХХ века» (М., БуксМАрт, 2020г.); Коллективная монография «От эксперимента к монументальному образу. Александр Рукавишников: скульптурная мастерская как творческая лаборатория» // «Искусство скульптуры в XX‒XXI веках: мастера, тенденции, проблемы» (М., 2017. с. 385‒393). Каталоги: выставки произведений мастеров Московской скульптурной школы «Приношение…», выпущенный в связи с одноимённым проектом, посвященным 150-летию со дня рождения А.С. Голубкиной в Зарайске (составитель, автор вступительной статьи «Приношение…» И.Н. Седова; Зарайск, 2014г.); выставки «Пять измерений» (составитель, автор вступительной статьи «Грани пластического – область неизведанного» И.Н. Седова. М., 2017г.); персональной выставки А.И. Рукавишникова «Скульптор Александр Рукавишников» (составитель, автор вступительной статьи. М., БуксМАрт, 2020г.); выставки «“Я и Они”. Борис Кочейшвили» (автор вступительной статьи «Пластика Бориса Кочейшвили». М., 2021г.) в Государственной Третьяковской галереи; каталог Вячеслава Потапина «Вячеслав Потапин. Линия жизни. Скульптура» (вступительное эссе «Памяти скульптора». Нижний Новгород, 2022г. с.4.).
Избранные публикации в научных и научно-популярных изданиях: «Мотивы двойничества в скульптуре Серебряного века. Анна Голубкина и Митрофан Рукавишников» // Третьи казанские искусствоведческие чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 2014г., с. 58‒65); «“Современное язычество” скульптора Александра Рукавишникова» // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы (Прага, 2014г., с. 87‒102); «Скульптура Бориса Чёрствого» (журнал «Собранiе», №3, сентябрь 2014г.); «Миф и реальность в искусстве Анны Голубкиной» (журнал «Собранiе», №4, декабрь 2014г.); «Языческие мотивы в творчестве Анны Голубкиной и Александра Рукавишникова. К постановке проблемы» // Третьяковские чтения 2013г. Материалы отчетной научной конференции. (М., 2014г., с. 339‒354); «Эстетика символа в современной отечественной фигуративной станковой пластике. К постановке проблемы» // «Символическое и архитипическое в культуре и социальных отношениях». Материалы III международной научно-практической конференции (Прага, 2014г., с.65-75); «Вспоминая Ангелину» (журнал «Русское искусство» № 1, М.: 2015г., с.72-77); «Эволюция природы и художественные метаморфозы» (журнал «История и педагогика естествознания». №3. М., 2015г, с. 71‒76); «Пластическое и вербальное в русском символизме» // Третьяковские чтения 2014г.. Материалы отчетной научной конференции. (М., 2015г., с. 216‒235); «Мифологема воды в творчестве скульптора А.С. Голубкиной» // Научные конференции, круглые столы, симпозиумы. «Константин Коровин и его эпоха. Анна Голубкина». (М., 2015г., с. 229-236); «Лицо как исток метаморфоз скульптурного образа» // «Лицо человека в науке, искусстве и практике». Коллективная монография участников Всероссийской научной конференции (М., 2015г., с.293-314); «У истоков скульптурной династии. Митрофан Рукавишников: творческие искания предвоенных десятилетий» (Вестник славянских культур, 2016г., т. 41, №3.,с. 162‒176); «Забытые имена Серебряного века. Нижегородец Митрофан Рукавишников – основатель скульптурной династии» // «Уроки прошлого, вызовы XXI века и творчество Н.А. Добролюбова. Тема войны в исторической, художественной и философской памяти». Материалы международных научных конференций (Нижний Новгород, 2016г., с. 188‒198); «Митрофан Рукавишников как ученик Сергея Конёнкова» // «Павел Федотов, Валентин Серов, Сергей Тимофеевич Коненков, русский культурно-исторический музей в Праге». Материалы научной конференции (Государственная Третьяковская галерея., М., 2016г., с. 419‒431); «Эволюция портретного жанра в русле традиций московской скульптурной школы» // Третьяковские чтения 2015г. Материалы отчетной научной конференции (М., 2016г., с.356-367); «Найденный альбом» (журнал «Русское искусство», 2016г., №1., с.60‒67); «Неизвестный Митрофан Рукавишников» // «Национальное: характер, идея, культура и самоидентификация личности в историческом развитии. Тема отцов и детей в работе литературно-мемориальных музеев». Сборник докладов Международной научной конференции XXXХ Добролюбовские чтения и IV Международной научной конференции «Мемориальные и литературно-мемориальные музеи России: тема отцов и детей в экспозиционной и научно-просветительской работе» (Нижний Новгород, 2016г., с. 209‒216); «Особенности образовательной стратегии творческой личности». По материалам биографии скульптора Митрофана Сергеевича Рукавишникова // журнал «Инновации в образовании», 2016г., №10, с. 96‒110); «Скульптор Митрофан Рукавишников. Станковая пластика послереволюционного периода. (1920‒1930-е годы)» (журнал «Культура и искусство», М., 2017г., с. 11‒20); Символический контекст и жанр фрагмента в творчестве современных мастеров станковой пластики московской скульптурной школы» // Третьяковские чтения 2016г. Материалы отчетной научной конференции (М., 2017г., с.424-435); «Образ и материал в современной станковой пластике московских скульпторов (Виктор Корнеев, Дмитрий Тугаринов, Борис Чёрствый)» // «Три века под знаком новизны. Отечественное искусство 1700-2000-е». Сборник статей Международной научной конференции (АлтГТУ, Барнаул, 2017г., с.147-154); «Митрофан Рукавишников в кругу скульпторов-современников. К проблеме реконструкции творческой судьбы мастера» // Третьяковские чтения 2017г. Материалы отчетной научной конференции. (Государственная Третьяковская галерея, М., 2017г., с. 238‒253); «Митрофан Рукавишников: вопросы реконструкции творческой биографии мастера. К проблеме историографии» (Вестник РГГУ, М., 2017г., № 4 (10) часть 1, с. 92‒101); «“Голландский след” в современной российской станковой пластике» // Проблемы развития зарубежного искусства. Великобритания, Нидерланды, ч.II (Институт имени Репина, 2017г., с.176-187); «Династическая традиция передачи мастерства как современный феномен московской скульптурной школы» // «Актуальные вопросы развития искусствоведения в России, странах СНГ и тюркского мира. К 120-летию со дня рождения Петра Евгеньевича Корнилова». Часть 2 (Казань, 2018г., с. 49‒58); «Династия Рукавишниковых. Александр» (журнал «Третьяковская галерея», 2018г., №1 (58), с. 86‒107); «Переживание пластики. Скульптура Виктора Корнеева» (журнал «Собрание. Искусство и культура», №5 (50), октябрь 2018г., с.112-123); «Династия Рукавишниковых. Митрофан» (журнал «Третьяковская галерея», 2018г., №1 (58), с. 52‒67); «Митрофан и Иулиан Рукавишниковы. Эволюция метода от отца к сыну» // «Ценностные приоритеты и гражданская активность: рефлексии и реализация в науке, литературе и искусстве – от эпохи Н.А. Добролюбова до современности». Сборник докладов Международной научной конференции XLII чтения и Всероссийской научно-практической конференции «“В усадьбе, у себя, в раю…”(Усадьба: мир, миф и миг действительности)» (Нижний Новгород, 2018г., с. 140‒146); «Образ матери в творчестве Александра Рукавишникова. Арт-объект, как репрезентация субъективного» (вестник «Актуальные проблемы теории и истории искусства», СПГУ, 2018г., с. 467‒474); «Александр Матвеев – педагог. К проблеме изучения московской скульптурной школы» // Третьяковские чтения 2018г. (М., 2018г., с. 304-314); «Скульптор Владимир Цигаль. Пространство войны» (Вестник РГГУ, «Философия, социология, искусствоведение» №2, 2019г., с.136-144); «“Борьба с землей”. Рельеф Ивана Шадра в собрании Третьяковской галереи» (журнал «Новое искусствознание», №3, 2019г., с. 105-109); «Скульптуры-символы. Сакрализация пространства» // «Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII-XX веков» (М., 2020г., с.20-24); «Митрофан и Александр Рукавишниковы. Опыт сценографии как продолжение династической традиции» // «Историческая память и семья и творчество». Сборник докладов международной научной конференции «XLIV Добролюбовские чтения и Семейное сотворчество – любимому городу» (Нижний Новгород, 2020г., с.180-187); «Жестокая память. Об истории создания монумента Дмитрию Карбышеву» (журнал «Русское искусство», II/2020г., с. 84-91); интервью зав. отделом скульптуры ГТГ И.Н. Седовой с академиком РАХ А.Н. Бургановым (журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры» №5, 2021г., с.11-34); «Не-реализм Александра Бурганова» (журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры» №2, 2022г., с. 11-27); «По другим правилам» (журнал «Собрание. Искусство и культура» №17, март, 2022г., с. 118-133); «Дорога как концепт в отечественной скульптуре (Сергей Коненков, Андрей Красулин, Анна Двор)» // «Три века русского искусства в контексте мировой культуры» (М., 2022г.); «Александр Соколов. Серия как метод работы в скульптуре» // Третьяковские чтения. Материалы отчетной научной конференции. (М., 2023г.); «Алла Урбан: “Новый конструктивизм”» (журнал «Собрание. Искусство и культура» №19, март 2023г.); «In Memoriam… Судьбы и лица» (журнал «Русское искусство». №2, 2023г.); «Поиск. Пространство. Объем. О раннем периоде творчества Александра Цигаля» (журнал «Собрание. Искусство и культура» №22, декабрь 2023г.).

Основные кураторские проекты: выставка «Приношение» в музее «Зарайский Кремль» (2014г.); «Встречи у Голубкиной» - занятия с пациентами центра лечения от заикания «Арлилия» (2016г.); «Скульпторы о скульптуре» - творческие встречи с ведущими мастерами скульптуры (с 2016г.); выставки в Государственной Третьяковской галерее -  «Пять измерений» (2017г.), «Скульптор Александр Рукавишников» (2020г.), «In memoriam. Остановленное время» (2023г.).

Педагогическая деятельность: ...

Государственная и общественная деятельность: ...

Государственные и общественные награды: ...

Награды Российской академии художеств: ...

Иллюстрация в тексте: портрет И.Н. Седовой. Фото: ....



Возврат к списку

версия для печати