ГОЛИЦЫН Сергей Михайлович


ГОЛИЦЫН Сергей Михайлович

Художник
Родился 1 мая 1952 года, Москва. Живет и работает в Москве.

Почётный член Российской академии художеств (2023г.).

Член Московского союза художников (1985г.), Союза художников России (2006г.), Ассоциации художников Российского дворянского собрания (2015г.).
Доцент (2005г.)

Образование: Московский полиграфический институт (1975г.), где учился у А.Д.Гончаров. 

Среди основных графических произведений: серии «Переулки старой Москвы» (1977-2024гг.), «Замоскворечье» (1980-2024гг.г.), «Набережные Москвы-реки» (1982-2024гг.), «Китай-город» (1985-2024гг.), «Памятники архитектуры и пейзажи русской провинции» (2000-2024гг.), «Мосты и набережные Санкт-Петербурга» (2018-2024гг.), «Памятники архитектуры и пейзажи русской провинции» (2000-2024гг.) и другие. 

Произведения находятся в собраниях Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Министерства культуры России, Художественного фонда России, дирекции выставок Московского союза художников, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. 

Участник выставок с 1977 года. Основные персональные выставки прошли в галерее «Якиманка» (Москва, 1996г.), Дворце культуры «Капотня» (Москва, 2009г.), залах Поволжского отделения РАХ (2016, 2018гг.), Государственном институте искусствознания (Москва, 2018г.), культурно-выставочном комплексе «Знаменское-Губайлово» (Красногорск, Московская область, 2019г.), во Дворце культуры города Королёва (2020г.), Доме учёных Пущинского научного центра Российской академии наук (2021г.), Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» (2023г.), Коломенской картинной галерее «Дом Озерова» (2023г.).

Преподавательская деятельность: руководитель изостудии в детском парке Ленинградского района города Москвы (1975-1985гг.), преподаватель кафедры рисунка и живописи Московского государственного университета печати им. И.Фёдорова (Институт графики и искусства книги Московского политехнического университета, 1985-2021гг.)

Награды: бронзовая медаль ТСХР (2013г.); серебряная медаль ТСХР (2015г.); медаль И.И.Шувалова (2023г.)

Награды РАХ: Диплом (2005г.).


Творческая характеристика художника С.М.Голицына
Историки искусства и критики, предчувствующие слова также, как художники предчувствуют образ за движением кисти или грифеля, более других умеют оценить воздействие подлинного художественного языка на зрителя: ведь такой изобразительный язык сам способен внушить близкие чувству слова. Произведения Сергея Михайловича Голицына относятся именно к таким редким органичным явлениям, в атмосфере которых можно дышать невыдуманными словами. Среди художников-графиков, работающих в жанре городского пейзажа, Сергей Михайлович Голицын занимает совершенно особое место, благодаря индивидуально найденному стилю и методу работы пастелью. Следует отметить, что профессиональные открытия мастера выражаются не только непосредственно в его образной системе, но и в плодотворной педагогической деятельности. Большую роль в формировании собственных пластических принципов Сергея Голицына сыграла его связь с художественными традициями семьи. Увлёкшись с ранней юности изобразительным искусством под влиянием работ деда Владимира Михайловича Голицына, восприняв импульсы от искусства и практические советы дяди Иллариона Владимировича Голицына, Сергей Михайлович нашел характерную для его внутреннего строя интонацию, графическое выражение которой уникально и творчески самобытно.
Пейзажам Сергея Голицына присуще особое лирическое измерение. Именно оно служит тем регистром, в котором обретают свою неповторимую жизнь его завороженные вневременным музыкальным флёром уголки старой Москвы – васильково-золотистые («Яузский бульвар», «Дом на Яузском бульваре», «Храм Николы в Пыжах») и заметеленные («Метель», «Малая Ордынка»); его погруженные в глубокий сон петербургские набережные, вдумчиво строгие и одиноко сознательные («Санкт-Петербург. Канал Грибоедова», «На канале Грибоедова»); его тихие провинциальные тропинки в окрестностях древних прорастающих зеленью городов (Владимир, Переславль Залесский и др.). Пейзажные циклы Сергея Голицына погружают зрителя в созидающую молчание паузу – в некую созерцательную константу художественного образа, обладающего собственным неповторимым ритмом, светом, цветом и, конечно, рождаемым их синтезом новым смыслом – историческим и художественным («Переулки старой Москвы», «Замоскворечье», «Китай-город», «Набережные Москвы-реки», «Мосты и набережные Санкт-Петербурга», «Памятники архитектуры и пейзажи русской провинции»). Восприятие реального пространства в пастельных сюитах Сергея Голицына словно выходит за границы будничного пейзажного сюжета, включая знакомые и любимые черты современных, хотя и старинных, городов в собственную темпоральную систему поэтически воздействующего мира, в котором внешнее и внутреннее едины.  Лирическое воображение, неподдельно выраженное внутри пейзажного образа, – так можно было бы охарактеризовать тот глубоко индивидуальный взгляд на природу искусства, который находит все новые и новые выражения в профессиональных поисках Сергея Михайловича Голицына на протяжении его творческого пути.
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ О.С.Давыдова

Иллюстрация в тексте: вручение академических регалий на заседании Президиума 20 февраля 2024 года. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ



Возврат к списку

версия для печати