ДОДОНОВА Галина Васильевна


ДОДОНОВА Галина Васильевна

Скульптор. Персональный сайт: galinado.ru
Родилась 5 ноября 1940 года. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Почетный член Российской академии художеств (2023г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2011г.)

Член Ленинградского отделения Союза художников (Санкт-Петербургский Союз художников, 1973г.)

Образование: Ярославское художественное училище (1961г.); Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, 1967г.), где училась у Р.К.Таурита.

Профессиональная деятельность: работа в секции скульптуры Санкт-Петербургского Союза художников (1991-2010гг.).

Основные монументальные произведения: «Пушкин–лицеист» в Заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинские горы, Псковская область, 1968-1981 гг.), фонтан «Нева» перед отелем «Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург, 1977 г.), фонтан «Золотые фанфары» в Санаторно-оздоровительном комплексе «Прометей» (Липецкая область, 1978 г.), скульптурное оформление метро «Приморская» (рельефы «Корабли Балтики» и «Балтика», Санкт-Петербург, 1979-1982 гг.), памятник А. А. Ахматовой на Воскресенской набережной (Санкт-Петербург, 1997-2006 гг.), «Семья слонов» на проспекте Ветеранов (Санкт-Петербург, 2003-2006 гг.), памятник «Детям блокады» на Наличной улице (Санкт-Петербург, 2010 г.), «Кровь мучеников – семя христианства», сквер у Князь-Владимирского собора (Санкт-Петербург, 2019 г.). 

Станковые произведения хранятся в собраниях Музея посольства России в Мадриде, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга, Музея А.А.Ахматовой «Фонтанный дом» (Санкт-Петербург), дирекции выставок Санкт-Петербургского Союза художников, Фонда Союза художников России (Москва), Музея современного искусства имени С.П.Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета, Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко (Санкт-Петербург), Музея крейсера «Аврора» (Санкт-Петербург), Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица, Музея «Нарвская застава», Благотворительного фонда развития и образования «Синергия» (Москва), детского фонда Шварца (Санкт-Петербург), Ярославского, Магаданского, Удмуртского художественного музеев, Волгоградского музея Политехнического института, Карагандинского художественного музея, а также в частных коллекциях.

Постоянный участник петербургских, московских, ярославских, региональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных выставок с 1954 года. Персональные выставки прошли в Манчестере (Великобритания, 1982г.), выставочном зале Союза художников на Охте в Ленинграде (1983г.), Доме дружбы с народами зарубежных стран в Ленинграде (1984, 1988гг.), Смольном институте Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (2005г.), галерее «Синергия» (Москва, 2006г.), выставочном центре Союза художников России (Ярославль, 2007г.), Научно-культурном центре Пушкинского заповедника (Пушкинские горы, 2008г.), Государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское», (2008г.), Музее-усадьбе Г.Р.Державина (Санкт-Петербург, 2011г.).

Общественная деятельность: работа в Комитете советских женщин и Обществе англо-советской дружбы (1974-1985гг.), член городской комиссии по этическому и эстетическому воспитанию (1980-1984гг.).

Награды:
бронзовая медаль ВДНХ за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1974г.), медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003г.), дипломант Союза художников России (2006г.), Знак соответствия и почётный диплом «Всемирного клуба петербуржцев» (2008г.), диплом за лучшую работу выставки «85 лет Союзу художников Санкт-Петербурга» (2017г.), Золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России (2023г.).


Скульптура Галины Додоновой
Представить себе сегодня парковый ландшафт пушкинского Михайловского нельзя не только без мемориальных деревьев, зданий, связанных с именем великого поэта и его близких, парковых аллей и прекрасных видов, открывающихся с усадебного холма, но и без скульптуры «Пушкина-лицеиста». Здесь она появилась в 1981 году в яблоневом саду, напоминая о посещении Пушкиным-лицеистом родовой усадьбы летом 1819 года.
Скульптуру создала в 1968 году как дипломную работу Галина Додонова, выпускница Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица (тогда – Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной). Эту статую поэта часто называют «Возлежащий Пушкин». Но это не официальное, а скорее – «народное» название изваяния, полюбившегося поклонникам гениального поэта.
Скульптура поэта, созданная Галиной Додоновой, первоначально была установлена во дворе одной из ленинградских школ. Ее судьба складывалась неудачно. Фигура юного поэта, выполненная с глубоким проникновением в его внутренний мир, отмеченная сопереживанием, блестящим пластическим мастерством, композиционной «необычностью» – «полулежащий» лицеист – вызывала даже официальное неприятие. 
В 1975 году «Пушкин-лицеист» был показан на «пленэрной» выставке молодых художников Ленинграда в Измайловском саду. Стали раздаваться предложения об ее установке в Таврическом саду, затем Екатерининском парке Царского Села. Однако судьба распорядилась иначе. Отправленную на хранение в «Мухинское училище» скульптуру увидел замечательный поэт-фронтовик Михаил Александрович Дудин, друг легендарного директора Пушкинского заповедника Семена Степановича Гейченко. Пораженный созданным Галиной Додоновой образом поэта, он решил показать его хранителю Пушкиногорья. «Много раз ходил я в училище Мухиной смотреть на додоновского Пушкина. И каждый раз в скульптуре я видел что-нибудь новое. По совету ректора училища я написал письмо с просьбой о передаче скульптуры заповеднику...» Такая передача состоялась, и «Лицеист» обрел то единственное место, которое стало его романтическим прибежищем – на площадке, у дорожки, ведущей к «Острову уединения» парка, под яблоней. Семен Степанович писал: «Отсюда очень хорошо видна скульптура. Она в единой гармонии с Михайловским садом. Скульптура Додоновой рассчитана на пленэр – на воздух, на открытое пространство. Она сливается с окружающей природой. Экспозиция её на природе усиливает эмоциональный характер образа и художественность формы произведения. Этот образ завораживает зрителя и будит его воображение. Скульптура Додоновой монументальна и вместе с тем изящна и проста. В фигуре поэта много жизни, движения».
Юный лицеист, словно подсмотренный и изваянный скульптором не то в минуту отдохновения, не то в момент поэтической мечтательности, ныне вошел в первый ряд «классических» изображений Александра Сергеевича Пушкина.
Образ Пушкина-лицеиста получил также свое повторение в варианте для Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. Спустя двадцать лет скульптор нашла еще одно решение, представив поэта в возрасте более зрелом – периода Михайловской ссылки 1824 года. Скульптура «Пушкин в Михайловском» – конная. Фигура поэта на скачущем коне полна экспрессии. Пружинисты движения и коня, и всадника, грациозность слившихся в единое целое их «подтянутых» фигур предельно выразительна и волнительна.
Пушкинскую тему в творчестве Галины Васильевны Додоновой можно назвать «сквозной». Скульптор никогда не теряет к ней интереса, подчас лишь откладывает работу над ней, желая познать, постичь глубину гения. 2011 год ознаменован работой «Умолк рев Норда сиповатый...» Бронзовая композиция, включающая фигуру Пушкина (может быть в образе Евгения из «Медного всадника»?), водруженную на «льва сторожевого». Реальность – фантазия соединяют творческие и жизненные грани великого творца Поэзии.
Галина Васильевна Додонова, заслуженный художник России, – автор многих замечательных произведений скульптуры. Памятники Амне Ахматовой и «Детям блокады» полны не только художественной выразительности и психологизма образов, но и подлинной глубины и точной меры гражданского пафоса. Ею создан бюст великой княгини, президента Академии художеств Марии Николаевны для Мариинского дворца.
Уроженка Ярославля, Г. Д. Додонова не забывает свои творческие корни. Они угадываются в деревянной скульптуре, над которой она также много работает: «Мадонна», «Лежащая», «Ключи святого Петра».
Известна Галина Додонова и как признанный мастер мемориальной скульптуры. В камне, металле с помощью различных техник выполнены надгробные мемориалы выдающимся хоровым дирижерам Елизавете Кудрявцевой и Александру Мурину, художнику Вадиму Успенскому, нейрохирургу Борису Самотокину.
Алексей Юрьевич Мудров, искусствовед, сотрудник Всероссийского музея А.С.Пушкина, член-корреспондент Российской академии художеств.

Иллюстрация в тексте: вручение академических регалий Г.В.Додоновой на заседании Президиума 20 февраля 2024 года. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ



Возврат к списку

версия для печати