КОНДУЛУКОВА Вера Ивановна
Живописец
Родилась 7 января 1951 года, г. Самара. Живет и работает в Тольятти
Почетный член Российской академии художеств (2023г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2001г.)
Почётный работник сферы образования Российской Федерации (2020г.)
Член Союза художников СССР (1987г.)
Член Творческого союза художников в России (2010г.)
Профессор (2006г.)
Образование: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, где училась у Б.С.Угарова (1983г.)
Основные произведения: «Один из Иванов Денисовичей» (1980г., холст, масло), «Разделка рыбы» (1983г., холст, масло), «Откровенный разговор» (1984г., холст, масло), «Солнечный день» (1985г.. холст, масло), «Весёлый разговор» (1985г., холст, масло), «1945 год. Возвращение в родные места» (1986г.. холст, масло), «Инна» (1990г., холст, масло), «Раскопки древнего города. о.Кипр» (1994г., холст, масло), «Осенний мотив» (1996г., холст, масло), «Сентябрь на море. Море в солнечный день» (1997г., холст, масло), «Вечер в охотничьем доме» (1998г.. холст, масло), «На дорогах войны (2017-2018гг., холст, масло), «Схождение благодатного огня. Праздник праздников-торжество торжеств (2018-2019гг., холст, масло).
Участник более 150 выставок с 1971 года. Персональные выставки прошли в Пензе (1971г.), в Хямеэнлинне (Финляндия,1991г.), в Тольятти (1996, 2004гг.), в Людвигсбурге (Германия, 1999г.), в Вольфсбурге (Германия, 2010г.)
Произведения находятся в собраниях Историко-краеведческого музея Тольятти, Картинной галереи Тольятти, Министерства культуры Самарской области, Ульяновского художественного музея, галереи «Синен Тало» (Хямеэнлинна, Финляндия), Музея мэрии Лимассола (Кипр), Музея Министерства культуры России «РосИЗО, «Музея Рыбака» Хямеэнлинна (Финляндия).
Педагогическая деятельность: профессор кафедры «Живопись и художественное образование» Тольяттинского государственного университета (с 2002г.); инициатор и разработчик (совместно с С.Н.Кондулуковым) основной образовательной программы, обеспечивающей подготовку магистров по направлению «Художественное образование», программы для открытия и дальнейшей реализации на кафедре живописи ТГУ специальности «Станковая живопись».
Общественная деятельность: член выставочных комитетов, жюри различных выставок, аттестационных и экспертных комиссий (с 1971г.); член правления Тольяттинской организации Союза художников России (1987-1990гг.).
Награды: грамоты Министерства культуры Самарской области (2011г.), Министерства образования и науки Самарской области (2013г.), Мэрии городского округа Тольятти (2010г.), Думы (2018г.) Департамента культуры городского округа Тольятти (2004г.), Тольяттинского государственного университета (2004, 2011, 2011, 2016гг.); почётный знак Думы Тольятти «За заслуги перед городским сообществом» (2022 г.).
Награды РАХ: благодарность (2014г.); диплом (2018г.); медаль «Шувалов» (2022г.).
Иллюстрация в тексте: В.И.Кондулукова. Фото: Валерий Александров
Сумма возбуждений от увиденной реальности. Живопись Веры Кондулуковой
Прибегая к эстетико-психологической типологии художественного творчества Фридриха Ницше, предложенной им в трактате «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), можно сказать, что Сергей Кондулуков соответствует представлениям немецкого философа об аполлоническом типе творца, для которого характерно рациональное начало, наличие «плана действий» в решении художественной задачи, ориентация на «когнитивно-интенциональный штурм» модели. В отношении Веры Кондулуковой более приемлемым представляется диониссийский тип художника – внимательный к бессознательным аспектам творчества, импровизации, реализующий экспрессивностьи спонтанность как свойства творческого сознания.
В типологии Карла-Густава Юнга, описанной в известной статье «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству» (1922), супруги Кондулуковы также тяготеют к разным полюсам: Сергей Никитович – представитель интровертивного типа творчества («для интровертивной установки характерно утверждение субъекта с его осознанными намерениями и целями в противовес притязаниям объекта», пишет Юнг), Вера Ивановна реализует широкие возможности экстравертивного метода («произведения эти буквально навязывают себя автору, как бы водят его рукой, и она пишет вещи, которые ум его созерцает в изумлении», отмечает классик психоанализа).
Экстатический характер собственного творчества (академическая школа и высочайший уровень профессионализма, соответствующий должности профессора живописи, не ограничивают, но распахивают все новые пределы свободы) подчеркивается самой Верой Ивановной, которая на вопрос автора этих строк о своем кредо в искусстве недвусмысленно отвечает: «Личность художника – является инструментом Божественного творения, посредником между небом и землей. Художественное творчество имеет Божественный источник – это поиск возникновения мира и каждой вещи из ничего (художник из хаоса красок создает формы на холсте). Поэтому неизведанность творческого процесса художника несет в себе всегда чувства новизны».
Примечательно, что проблема онтогенеза картины, природы и пластической реализации художественной формы анализируется профессором-академистом В.И. Кондулуковой в экспрессионистском дискурсе. Вера Ивановна одаривает теоретиков и знатоков искусства элегантной формулировкой: «Творчество – это сумма возбуждений, которую художник передает от увиденной действительности и сочиненной на холсте. Художник не копирует природу, а устраняет все слабые ничего не говорящие места или предметы, или детали в действительности и сообщает картине силу, которая делает ее ценной при сравнении с природой».
Эстетическая категория «выразительное» в живописи Веры Кондулуковой может быть рассмотрена в контексте анализа феномена художественного драматизма. Ключ к пониманию истоков творчества мастера (в противовес интровертивным основаниям художественных поисков ее супруга) – в осознании значимости взаимосвязи между глубоко личными психодуховными процессами его творческого сознания и побудительными импульсами зримой реальности – живописными мотивами. Показательно в этой связи признание Поля Сезанна, который в одном из писем обмолвился: «В произведении искусства самое интересное – это личность». А в другом уточнил: «Искусство – это уголок природы, видимый через определенный темперамент».
Пластическим драматизмом у Веры Кондулуковой наполнены и сложные многофигурные композиции («Разделка рыбы», 1983, «Возвращение в родные места 1945 г.», 1986, «Из прошлого советского», 1993-2002, «На дорогах войны», 2017-2018, «Праздник праздником – торжество торжеств», 2018-2020, «Схождение благодатного огня», 2019)и многотрудные академические портреты, отсылающие то к Рембрандту, то к Репину, то к Серову («Один из Иванов Денисовичей», 1980, «Художник», «Подружки», «Веселый разговор» - все 1985, «Инна», 1990, «Искусствовед Алла Кузьмина», 1996, «Светское настроение. Портрет Г.П. Лескиной», 1998, «Клаудиа Ниманн с собакой», 2001, «Портрет А.Я Федосеева», 2008, «За чтением Библии», 2012, «Мой юный друг. Портрет Миши Ямашева», 2013, «Врач-лор Е.В.Ларионова», 2014 и др.), и утонченные, эстетские натюрморты, покоряющие изощренной фактурно-колористической лепкой, изяществом и раскованностью в передаче рефлексов и бликов стекла («Весенний букет», 1984, «Натюрморт 9 мая», 1995,«Букет черемухи», 1995, «Дачные цветы», 2001, «Бархотки», 2001, «Натюрморт с клубникой», 2004, «Букет ландышей», 2016 и др.).
Искусству Веры Кондулуковой также в немалой степени присущи эстетико-художественные свойства, описываемые современным теоретическим искусствознанием и философией искусства как феномены художественной ауры и художественного артистизма. Лучшие работы Веры Ивановны («Яхты. Венгрия. Балатон», «Лимассол. Кипр», «В бухте. Кипр», Скобяные лавки Ламассола» - все 1994, «Глубокая осень», 1989, «Букет сирени на окне», 1993, «Вечер на реке Чапаевке», 1997, «Натюрморт с красным арбузом», 2000 и др.) исполнены импровизационного артистического блеска на грани запланированного и случайного – достигнутого сутками самоотверженного труда за мольбертом и энергией непреднамеренного импрессивного взмаха кисти.
Ауратичность полотен Веры Кондулуковой ощутима и на уровне «соматического гипнотизма» контура, колорита, визуального ритма, и в семантико-пластическом пространстве сюжета, как, например, в важном для понимания творческого мира художника триптихе «Схождение благодатного огня» (2019) и картине «Праздник праздников – торжество торжеств», 2018-2020, где композиция подчинена движению белого пасхального пламени, ежегодного иерусалимского чуда – из рук священнослужителя – через отражения в окулярах видеокамер и смартфонов прихожан – в зрачок зрителя.
Художественный метод В. Кондулуковой – еще одно подтверждение формулы Камиля Коро: «Прекрасное в искусстве – это правда, слитая с впечатлением».
Сергей Ступин, кандидат философских наук, академик, директор НИИ Теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств
версия для печати