ПАВЛОВ Александр Николаевич


ПАВЛОВ Александр Николаевич

Живописец. Персональный сайт: заслуженный-художник-павлов.рф
Родился 09.05.1951 г., c. Дмитриевское Комсомольского района Ивановской области. Живет и работает в Тюмени (с 1977 г.)

Почетный член Российской академии художеств (2022 г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2008 г.)
Член Союза художников Российской Федерации (с 1991 г.)

Образование: Ивановское художественное училище (1966-1970 гг.), где учился у И.Д. Калашникова, ученика А.А. Осмеркина; вольнослушатель Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1974-1977гг.), где занимался у педагогов В.А. Горба и И.А. Сорокина, в мастерских В.М. Орешникова, И.А. Серебряного, А.Д. Зайцева; окончил Художественно-графическое отделение Нижнетагильсккого государственного социально-педагогического института (НТГПИ, 1985 г.).

Основные произведения: «Посвящение женщинам России». Триптих (1994-1995, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, г. Тюмень), «Родное окно» (1988-1989, ГРМ), «Январь. Зимний сон» (1999-2000, ГРМ), «Мартовские тени» (2001, ГРМ), «Золотая осень. Вечер» (2005, ГРМ), «Домик у околицы» (2007, ГРМ), « Деревня. Дом художника» (2008, ГРМ), «Лесной ручей» (2010, ГРМ), «Весна-красна» (2011-2013, ГРМ), «Ностальгия» (2013, ГРМ), «Туман. Вечный сон» (2014-2015, ГРМ), «Матрёнин двор». Диптих (2012-2014, 2022, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, г. Тюмень). Один из авторов и участников документального фильма «Двух муз связующая нить. Денис Мацуев. Александр Павлов» (2022 г.)
Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, Музейного комплекса им. И.Я. Словцова (г. Тюмень), других музеев России, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Постоянный участник профессиональных выставок: городских, областных, зональных, региональных, республиканских и международных (с 1977 г.). Основные персональные выставки: в Тюменском музее изобразительных искусств юбилейная (юбилейная, 2001г.); в Когалыме (2002г.); выставка в рамках культурной программы в период празднования 300-летия Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, 2003 г.); выставка в Сургуте (2004 г.), «Петербургский вернисаж» (Тюменский музей изобразительных искусств, 2006г.); первая персональная выставка в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2006 г.); «Очарование русского пейзажа» (Тюменский музей изобразительных искусств (2008г.); выставка в Ханты-Мансийске (2010г.); выставка в Будапеште, Праге (2011г.); Будапеште, Вене (2012г.); выставка в Лиссабоне, Мадриде (2012г.); Риме (2013г.); Париже (2014г.); вторая персональная выставка в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2016-2017 гг.); «Времена года. Музыка русской живописи» (Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюмень, 2019-2020 гг.); «Здравствуй, зимушка-зима!» (Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюмень, 2022-2023 гг.). 

Персональные выставки и творческие вечера «Двух муз связующая нить» регулярно проходят в рамках музыкальных фестивалей в Тюмени и Санкт-Петербурге (с 2001 г.); в рамках фестиваля Дениса Мацуева (с 2012 г.).

Картины автора из фондов ГРМ участвуют в крупных выставках Государственного Русского музея: «Времена года. Пейзаж в русской живописи из собраний Государственного Русского музея за 200 лет» (2006-2007 гг.); «Из собраний Русского музея «Времена года», Краснодарский музей изобразительных искусств (2006-2007 гг.); «Русская зима из Русского музея. Большое путешествие шедевров: Санкт-Петербург – Дели - Москва, Царицыно» (2010г.); «Преображённая природа» (2021г.); «От рассвета до заката. Из фондов Русского музея», Новосибирский художественный музей (2022 г.) и других.

Общественные награды: Благодарственное письмо главы Василеостровского р-на Санкт-Петербурга (2003г.); Благодарственное письмо Тюменской областной Думы (2004 г.), Благодарственное письмо Главы города Тюмени (2020 г.), Благодарность Тюменской областной Думы (2022 г.).  

Иллюстрация в тексте: фотопортрет А.Н.Павлова. Фото неизвестного автора из личного архива художника.


Александр Павлов – дорога к дому
То и как он пишет, необходимо прежде всего ему самому. Он стал пейзажистом не в результате логического выбора, а родился им (хотя и не сразу это осознал), пейзажистом в глубоком изначальном смысле – одним из тех немногих, кому природа доверила поведать о ее тайных переживаниях, надеждах и тревогах.
Когда профессиональный художник выезжает на этюды или пишет их, отдыхая на академической даче, и возвращается с десятком грамотно выполненных, а иногда и очень достойных холстов, в этом, конечно же, нет ничего плохого. Но у Павлова все по-другому. Он живет в природе. Любит ли он ее? Странный вопрос. Он дышит с ней одной жизнью, породнен с ней: он ее малая часть, пытающаяся понять смысл своего в ней существования.
Тютчевское гневное восклицание: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык», - не кажутся ему поэтическим преувеличением – он в это свято верит. И его творчество естественным образом оказывается опытом живописного истолкования того, что он увидел и услышал в беспредельном природном бытии.
Как для любого сельского жителя, укорененного в родной почве, смена времен года для него первостепенна. Его зима – это царство тишины и неподвижности. Природа замирает, погруженная в зимний сон, в зимнюю сказку. Уходит все случайное, мимолетное, – «Зима. Ельник» и «Зимние стражи», «Голубые тени» и «Васенино». Проступают структуры, первоосновы, закономерности.
Его осень помнит пушкинскую поэзию – «Октябрь уж наступил», «Дни поздней осени»; она исполнена хрупкого изящества, светлой грусти. Очарованию классической золотой осени он, конечно же, поддается, но ближе ему «осень первоначальная», та «короткая, но дивная пора», когда природа, простившись с летней жарой, отдыхает, просветленная, хрустально-чистая, смиренно ожидающая приближения зимних бурь – «В деревнях полыхают рябины» и «Бабье лето», «Осеннее кружево» и «Октябрь».
Его лето то проникает в холсты исподволь, фрагментарно, то напоминает о себе в прекрасных этюдах – «деревеньках», в полевых букетах и лесных цветах, «сиренях», «васильках», «колокольчиках»; то заглядывает в дом – «Полдень. Родное окно», и постепенно становится одной из центральных тем его пейзажных странствий, обретая неотразимую картинную форму, позволяющую воплотить летний переизбыток природных сил, ценность всего живого.
Свободная полифоничная весна торжествует по-своему: теплая и холодная, молчаливая и ошеломляющая зеленым шумом, звонким стаккато капели, нескончаемым птичьим гомоном; иногда зрелая, сверкающая, вся в игре света и тени – «Весна красна»; чаще - «Весна. Большая вода», «Талые воды», «Весенние просторы» - ранняя, прозрачная, еще не освободившаяся от зимнего плена, залитая весенним половодьем, разливами рек, влагой тающего снега, неисчерпаемыми лесными потоками.
«Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны!» - кажется, все уже сказано, не осталось без внимания ни одно состояние, ни один мотив, но появляется «Еще одна весна», - и все начинается заново: «Была ль другая перед нею – О том не ведает она». Весна, - весна света, как чудесно выразился М.Пришвин, вся в порыве, трепете, мимолетности, внутренне предрасположена к импрессионизму. И ряд павловских пейзажей, ориентированных на этюдное восприятие, показывает, что он чувствует обаяние остановленного мгновения и, как высокообразованный мастер, хорошо осведомленный в истории стилистических трансформаций, легко переходит на технику импрессионистического письма.
Однако он стремится к другому. Его захватывает таинственное постоянство света, сохраняющееся при всех сезонных, атмосферных и ситуационных метаморфозах. Этот большой, ровный, небесный свет ликует в раздолье полей, «сквозит и тайно светит» в неуловимом легато мерно дышащей земли, вибрирует в колышущейся листве, таится в лесной глуши, но всегда остается неподвижным в своей непостижимой скорости. Его он и пытается удержать в «чащах» и «околицах», «ручьях» и «озерах» - сделать светом живописи, идущим из глубины холста и выявляющим пластический и духовный смысл предметных форм, становящихся «Домом солнца» и «Домом художника».
Отсюда его особое благоговейное отношение к небу. В пейзажи он вводит его очень осторожно и продуманно; иногда оно совсем отсутствует – «Мороз и солнце», «В таежных урманах», иногда лишь напоминает о себе узкой полоской, прячущейся за могучими елями. Но в программных полотнах – «Моя Родина» и «Старый тракт», «Ратное поле» и «Забытая деревня» - оно, бесконечное и светоносное, занимает чуть ли не весь холст, повелительно диктуя автору сущностные пропорции и соразмерности, определяя специфику живописной палитры и ее тональные регистры, ритмы, ударения.
Под этим врачующим небом, где-то в Сибири, среди цветущих лугов и заснеженных равнин, все еще живут и ждут чего-то высшего всеми забытые русские деревни - Васенино и Бахметка. Именно там сходятся для их пленника и певца Александра Павлова дорога к родному дому и путь-восхождение, заросшая тропинка к самому себе, о которой грезил М.Врубель. Именно там «звенит струна в тумане», звучит для чистых сердец сокровенная музыка пейзажа. Там оживает душа художника, и ей готова открыться душа природы. Они движутся друг к другу навстречу. Душа говорит с душой.
Доктор искусствоведения, профессор, академик, вице-президент Российской академии художеств Владимир Леняшин.



Возврат к списку

версия для печати