СИТНИКОВА Наталья Александровна
Живописец. Персональный сайт: nataliasitnikova.com
Родилась 22 марта 1978 года. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2019г.)
Член Творческого союза художников России (2016г.)
Член Московского союза художников (2022г.)
Образование: Московский академический художественный лицей (1989-1996гг.); МГАХИ им. В.И.Сурикова (1996-2002гг.) мастерские Н.И.Андронова, П.Ф.Никонова.
Основные произведения: серии «Осязание» (2004-2006г.), «Вифлеем» (2008г.), «Письма без темы» (2009-2010гг.), «Вертикаль» (2009-2022гг.), «Архео» (2009г.), серия объектов «Внутри» (2014–2019гг.), «Гео» (2014г., холст,темпера,смеш.техн., 250х300см); серия «Топография» (2016–2023гг.), «Циклон» из серии «Топография» (2018г., холст, масло, 220х260см.), «Боги и Герои» (2019-2023гг.).
Участник выставок с 1997 года. Персональные выставки: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург, 2002г.); галерея «Манеж» (Москва, 2003г.); «Арт-Семинар.Триалог» в Московском музее современного искусства (2004г.); галерея HiArt (Москва, 2007г.); центр современного искусства М’Арс, (Москва, 2006г.); галерея Mimi Ferzt (Нью-Йорк, 2006г.); видеопроект «Title Here» совместно с Анной Авраменко в Государственном центре современного искусства (Москва, 2008); агентство Art Ru (Москва, 2011г.); «Абстракция: от плоскости к объему» совместно с Георгием Франгуляном в центре эстетического воспитания «Мусейон» ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва, 2011г.); «Диалог с продолжением» в Галерее на Чистых прудах (Москва, 2012г.); Музейно-творческий центр «Дом Корбакова» (Вологда, 2012г.); «Внутри» в галерее «Здесь» на Таганке (Москва, 2014г.); «Сегменты» совместно с Дарьей Коноваловой в галерее Открытый Клуб (Москва, 2015г.); «Реликтовый свет» совместно с Ольгой Гуревич в Галерее AZ (Москва, 2016г.); «Абстракция. Тактильность ощущений» совместно с Андреем Сягловым в галерее Красный Мост (Вологда, 2016); «На грани/За гранью» совместно с Алексеем Ланцевым в галерее «Здесь» на Таганке (Москва, 2016г.); Арт-школа Детали (Москва, 2017г.); Галерея Культпроект (Москва, 2018); Ярославский художественный музей (2018г.); «Монтаж оппозиций и абсолютных сближений» совместно с Мариной Фоменко в Агентстве Art Ru (Москва, 2019г.); Галерея Культпроект, Cube (2020г.); Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева (2022г.).
Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства, Музейном фонде Российской академии художеств (Москва), Вологодской областной картинной галереи, Тобольском художественном музее, Ульяновском областном художественном музее, Ярославском художественном музее, Государственном центральном театральном музее имени А.А.Бахрушина (Москва), а также в собрании русского и восточноевропейского искусства Kolodzei Art Foundation (США).
Государственные и общественные награды: лауреат молодежной премии «Триумф» (2003г.); знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2004г.).
Награды РАХ: Благодарность РАХ за участие в выставке «Диалог. Павел Никонов и молодые художники» (2011г.); Диплом РАХ за серию работ к выставочному проекту «Архитектура. Время и география» (2019г.).
«Возвращение к себе: шесть дней творения»
Переживая генезис нашей реальности, находясь в пространстве размышлений о теории Большого Взрыва, ее моделях и образах, современный художник открывает особую визуально-пластическую версию этого события. Замыкая рождающуюся вселенную оболочкой этой парадигмы, традиционное искусство оставляет за ее пределами первичный творческий импульс и программу, в которой содержится феноменальность самого взрыва – творения. Оно забывает о главном, теряя свою культурную память, ее конструкцию, ее начальный цикл, прерывая творческую цепочку причины-следствия. Визуальная философия Натальи Ситниковой принадлежит совершенно иной системе, сближаясь скорее с библейскими концепциями творения, чем с космологическими идеями Стивена Хоукинга, занимая пограничную позицию, открытую к любым системам координат, и окрашиваясь образностью преображенной материи. Библейская фраза «В начале было слово» раскрывается художницей как матрица текста, как послание, состоящее из шести писем. Каждое письмо пишется и творится в образности свидетельства, сигнала памяти незастывающей тварностью бытия, буквально хтоническими взрывами, где атомизированность сообщения перетекает в новую целостность. В мифологии Натальи Ситниковой творение длится и свершается в течение шести канонических дней, проходя в своей революционной эволюции все фазы рождающейся реальности, предоставляя человеку продолжить день седьмой. День седьмой для художницы означает сам процесс творчества, его магическую регулярность, иррациональный пересчет и осознание непрерывности творящихся топографий, ее ниш и складок. Собственно, шесть дней творения в универсальной версии художницы превращаются в артистическую модель творчества, в позицию, в ось времени, где система координат образует свои пересечения далеко за пределами реализации творческой функции. Энергия, пронизывающая этот проект, переживается Натальей Ситниковой как предощущение события, как гул его приближения и одновременно как его настойчивое присутствие, абсолютная тотальность. Эти начала, как говорит Мартин Хайдеггер, «их настроенности обретают свою задающую меру мощь и чарующую силу в искусстве и в существенном мышлении». Взгляд художницы из будущего в прошлое, где прошлое определяет еще не наступившее будущее, позволяет Наталье Ситниковой открывать новые сферы вопрошания. Последовательно перебирая акты творения в особом, трансличном, состоянии присутствия в них, художница обнаруживает нелинейную оптику творческих возможностей – соединение прямой и обратной перспективы. Это двойное бинокулярное видение погружает ее взгляд в затаившуюся материю жизни, она готовит нам новые пути взгляда – ощупывания, взгляда тактильного и взгляда рефлексии, взгляда дистанции, когда инструмент творчества как бы парит над художником и над пространством совершающегося события. Все шесть композиций, составленных в образности фрески, становятся великим текстом, кодирующим время и пространство, интегрированным, буквально впечатанным в структуру пластической материи. Песок, опилки, гипс, склеивающие массы фиксируют рождающийся ландшафт земли и поверхность ее становления, глубины и возвышенности, еще неотделенные от сущего, погруженные в особых точках в расплавленную, творящуюся плазму. В ее густых слоях мерцают измерения будущей культуры – грани «черного квадрата», «свечения Марко Ротко», пауза «белого ничто» Джона Кейджа и возвращенный мир «супрематизма в контуре» Марселя Дюшана.
В.В. Пацюков, член-корреспондент Российской академии художеств.
версия для печати