ОРЛОВ Юрий Александрович
Живописец.
Родился 14 ноября 1957 года в Ставрополе. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2019г.)
Народный художник Российской Федерации (2017г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2004г.)
Член Международной академии культуры и искусства (2020г.)
Член Союза художников России (1997г.)
Член Московского Союза художников (1988г.)
Образование: Ставропольское краевое художественное училище (1978г.); Стажировка в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (1989-1991гг.) под руководством А.П. и С.П. Ткачевых.
Профессиональная деятельность: художник Студии художников имени В.В. Верещагина МВД России (1992-2020гг.); художник Студии военных художников имени М.Б. Грекова (с 2020г.).
Основные произведения: «Страда» (1983г., холст, масло, 116х116), «Сорок первый» (1985г., холст, масло, 89х122), «Пока над нами золотые купола» (1987г., холст, масло, 205х190), «На берегу» (1988г., холст, масло, 180x280), «Гора и поляна» (1990г., холст, масло, 180x280), «Крещение» (1997г., холст, масло, 155х200), «Домашний праздник» (1998-2000гг., холст, масло, 105х158), «Михинский хутор» (2008г., холст, масло, 49,5х69,7), «Чеканя шаг» (2021г., холст, масло, 130х190), «За Родину!» (2021г., холст, масло, 235х255) и другие.
Произведения представлены в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинские Горы), Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Липецкого областного художественного музея, Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Мемориального музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко (Кисловодск), Историко-краеведческого музея имени В.Р. Ясинова (Левокумское), Ярославского художественного музея, Ульяновского областного художественного музея, Туапсинского историко-краеведческого музея имени Н.Г. Полетаева, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Тамбовской областной картинной галереи, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых, а также в фондах МВО МВК Российской академии художеств (Москва), Министерства культуры России (Москва), Министерства внутренних дел России (Москва).
Участник выставок с 1978 года. Персональные выставки прошли в Выставочном зале Дома художника (Ставрополь, 1988г.); Центральном доме художника (Москва, 2007г.); Московской Патриархии (2008г.); Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д. Поленова (Поленово, 2011г.); выставочном зале Союза художников России (Москва, 2012, 2017гг.); Студии художников имени В.В. Верещагина МВД России (Москва, 2013г.); Ставропольском краевом музее изобразительных искусств (2015, 2017гг.); Пятигорском краеведческом музее (2016г.); залах Московского Союза художников (Москва, 2019г.); Центральном доме Российской армии (Москва, 2022г.), а также в залах Российской академии художеств (Москва, 2007г.).
Общественная деятельность: заместитель председателя живописной комиссии Союза художников России (...г.); член правления Товарищества живописцев (...г.), член жилищной комиссии Московского Союза художников (...г.).
Государственные и общественные награды: юбилейный знак Ставропольского крайкома ВЛКСМ «60-лет комсомолу Ставрополья» (1981г.); Почётная грамота Ставропольского крайкома ВЛКСМ «За создание высокохудожественных произведений о молодёжи, участие в творческих выставках» (1983г.); почётная грамота Ставропольской организации РСФСР «За активную творческую работу в связи с 70-летием Советской Власти» (1987г.); Лауреат премии комсомола Ставрополья имени А. Скокова в области литературы, культуры и искусства (1988г.); Лауреат премии МВД России за лучшие произведения в области литературы, культуры и искусства за живописное произведение «Проигранная партия» (1997г.); диплом Московского Союза художников (2002г.); диплом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России (2004г.); диплом СХР за произведение «Торжок зимой» (2006г.); диплом МСХ «За лучшее произведение, экспонированное на выставках 2007г.» (2007г.); медаль МСХ за заслуги в развитии изобразительного искусства (2012г.); золотая медаль СХР (2012г.); медаль и диплом Н.П. Крымова МСХ (2013г.); благодарность Академии управления МВД России «За активное участие в патриотическом и духовно – нравственном воспитании личного состава Академии Управления МВД России (2014г.); премия Гран–При за картину «Крещение» Всероссийский конкурс художественных работ « Семья – душа России» (2017г.); почётная грамота МВД «За добросовестное исполнение служебных обязанностей и достигнутые успехи в работе» (2017г.); благодарственное письмо г. Ставрополя за проведение выставочного проекта и участие в юбилейной программе посвященной 240-летию со дня образования Ставрополя (2017г.); Благодарность Министерства Внутренних дел В. Колокольцева «За образцовое исполнение служебных обязанностей и достигнутые успехи в работе» (2018г.); золотая медаль СХР В. Суриков «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России» (2022г.).
Награды Российской академии художеств: Медаль «Достойному» РАХ (1998г.); Золотая медаль РАХ (2017г.); Дипломы РАХ (1996, 1998, 2016гг.).
«Метафизика света и тени. Юрий Орлов»
Драматическое столкновение света и тени, их усмиренная волей художника конфликтность – основа живописной стилистики картин Юрия Орлова. Его творчество отблеск великой караваджистской традиции в нашу московскую современность. Орлов увлечен достижением метафизической реалистической сверхматериальности, весьма далекой от охлакратического натурализма. Своим, только ему присущим «языком формы», утверждает «последнюю правду» отображаемой им предметности. В личной трактовке формы учитывает типологию вещей и материальностей, точно зная и тактильно ощущая, что должно моделировать анализирующей линией, что растворять в тайне пятна с по месту расставленными бликами, говорящими о вещи порой больше, чем скрупулезная детализация… Доведенная до знаковой узнаваемости изолированно освоенная предметность связывается в выверенную композиционность сложным арабеском переплетенных друг с другом собственных и падающих теней, тем самым непрерывным бегом «большой тени», что составляет ясную профессионалам структурирующую пластическую идею в караваджизме. Доминантно теневая материализация охраняет форму от импрессионистических случайностей.
Вторая особость творческого метода Юрия Орлова (именно метода, ибо наш художник последователен во всем, что касается профессии – от безукоризненного окружающего рабочего порядка до тщательного соблюдения технологических законов ремесла) — точный, не терпящий недопроявленностей, рисунок. Повествующая линия, тень, погружающая в тайну, и свет, вроде как свободный в своих перемещениях, но оказывающийся на точно отведенных местах, соединяясь в триединство, создают очищенную от случайностей, не обескровленную метафизическую вещность, вернее, еще раз повторимся, соединяясь, утверждают «последнюю правду» о материальностях, отобранных именно и только Орловым из окружающего хаоса.
Живописец, теоретик искусства С.А. Гавриляченко
Иллюстрация в тексте: Ю.А. Орлов. Фото:...
версия для печати