СЕФЕРБЕКОВ Карахан Сефербекович


СЕФЕРБЕКОВ Карахан Сефербекович

Живописец.
Родился 29 марта 1957 года. Живет и работает в Москве.

Почетный член (2016г.), член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2021г.).

Заслуженный художник Российской Федерации (2001г.)
Член Московского союза художников (с 2004г.)

Образование: художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина (1980г.).

Основные произведения: «Кто ты?» – «Твоя вечность…» (2010г., х.м., 98х124); Баржа на Сене зимой (2010г., х.м., 65х70); Тибет. Предгорье (2011г.; х.м.); Восход над Пондишери (2012г., х.м., 150х200); Пруд с лотосами (2014г., х.м., 65х131); «Осенняя рапсодия». Реликтовый лес Самура (2016г., х.м., 200х150); Самурский лес. Прохладный ручеек (2017г.; х.м.); Между небом и землей (2018г.; х.м.); Причуды зимы (2018г., х.м., 200х202); Кремль (2019г., х.м., 70х100).


Произведения находятся в собраниях Российской академии художеств (Москва), Краеведческого музея г. Дербент (Дагестан), Учебного центра Люминарий (Дагестан), Ахтынского краеведческого музея, фонда «Просвещение» (Дагестан), Ярославского художественного музея, Института Гималайских исследований «Урусвати» (Индия), Музея Русского искусства в Харбине (Китай), Культурного центра искусств Cite international des Arts в Париже (Франция), Центра науки и культуры Болгарии в Софии, Художественного фонда города Кутаиси (Грузия), а также в частных коллекциях России, Франции, Германии, Италии, Австрии, Голландии, Финляндии, Швеции, США, ОАЭ, Индии, Китая, Японии, Австралии, Таиланда, Вьетнама и других стран.

Участник российских и международных выставок в Европе, Индии, США, Китае и других странах с 1982 года, среди которых - более 30 персональных.

Педагогическая деятельность: учитель рисования, черчения, труда средней школы № 716 (1980г.).

Государственная и общественная деятельность: член Культурного центра Дагестана в Москве при Президенте Российской Федерации (с 2022г.).

Государственные и общественные награды и премии: Медаль «За трудовую доблесть» (2001г.); Орден Дружбы Российской Федерации (2012г.); «Почетный гражданин» Магарамкентского района республики Дагестан (2015г.); Орден «Польза, Честь и Слава» (2015г.); Диплом Сочинского фестиваля «За чистую воду» (2015г.); Медаль за личный вклад в развитие Магарамкентского района республики Дагестан (2015г.); Орден «Голубь мира» (2016г.); Статуэтка «Вера» в номинации «Ответственность в разговоре с обществом» фестиваля «традиции и современность» (2017г.); Звание «Бриллиант доброжелательности» (Республика Индия, 2018г.); Медаль «За верность Дагестану» (2020г.).


Награды РАХ: Медаль «Достойному» РАХ (2014г.).


«Душа с возрастом становится сильнее»: очерк о Карахане Сефербекове.

Виды Парижа, многолюдные площади, укромные переулки, набережные Сены — все просилось на холст, все становилось материалом под кистью художника. Пейзажи Парижа писались с натуры, и вдруг художник услышал от случайного прохожего: «Будто на улицы Парижа вновь вернулись импрессионисты». Эта реплика отозвалась огромной радостью в сердце Карахана — лучшей похвалы художник не может желать, считает он. Возникает вопрос: можно ли, спустя более ста лет, пользоваться тем арсеналом средств, который открыли импрессионисты? Этот же вопрос задала Карахану и мадам Брюно, которой, собственно, и принадлежала идея создания этого уникального центра. Однако и виды Парижа у Карахана обретают особую, присущую только ему интонацию — это не «открыточные виды», не туристический взгляд, но цветоносные композиции, в которых отражается нервный пульс современного города. И в Париже нашлись ценители живописи Карахана. Тема «Париж: среда обитания» объединила несколько циклов картин, которые демонстрировались на выставках и получили признание парижан — так, более 60 его работ этой серии были приобретены только для коллекции фирмы «Л’Ореаль». Париж и сегодня остается особым местом для художника — сам дух города благотворно влияет на его творчество.
Еще одним важным этапом для Карахана стало путешествие в Венецию. Он столь же упоенно, как и в Париже, писал виды этого красивейшего города. И здесь ему сопутствовала удача: когда он стоял с этюдником в самом сердце города, у Дворца дожей, его холст привлек внимание представителя одного из знатнейших семейств Венеции. Так состоялось знакомство, которое имело продолжение: художник был приглашен в один из старинных дворцов, фасад которого выходит на площадь Сан-Марко. Впоследствии он создал серию портретов, посвященную членам семьи одного из старейших родов Венеции. Так Венеция, которую считают родиной подлинной живописи, где творили великие Тициан и Веронезе, оказалась благосклонна и к живописцу из далекой России.
Судьба предоставила Карахану возможность путешествовать. Он был во Франции, в Италии, в Грузии, в Китае. Но особой страницей для него стали поездки в Индию. Мечтой Карахана было попасть в то место, где жил Николай Рерих. «Мечты во сне и наяву, они имеют свойство сбываться», — говорит художник. Так и случилось — он приехал в дом Рериха, в деревне Наггар в долине Куллу, и оказался там желанным гостем. Он приезжал в Наггар четыре раза, и каждый раз времени не хватало — Карахан работал запоем, ни отдыха, ни выходных, все отпущенное время пролетало как один день. И результаты ошеломляют: и пейзаж, изображающий долину Куллу, и женские фигуры в ярких одеждах на улице города, и пастух с коровами на розовато-серой дороге поражают не столько экзотикой мотива, сколько передачей особой яркости свечения воздуха. Можно сказать, «Тибетская серия» стала следующим этапом в живописном пути художника. Композиции, при всей их многоцветности и красочности, начали приобретать монументальность.
Этот вектор оказался значимым в творчестве художника. На смену интуитивного, эмоционального живописания приходит более осознанное творчество. Источник тот же — природа, но теперь это природа, преображенная внутренним миром художника. «Бывает так, — говорит Карахан, — что работа уже получилась, но чего-то в ней не хватает: нет в ней напряжения. Надо продолжать, но возникает такое малодушное чувство — боишься испортить. И надо иметь силу, чтобы двинуться дальше. Часто портишь, но где-то в трети работ достигаешь желаемого — и возникает чувство радости, когда видишь, что визуальный образ совпал с внутренним». Мотив по-прежнему возникает благодаря контакту с натурой, но картина приобретает иной масштаб. Художник все чаще начинает работу на пленэре, а завершает в студии, в мастерской.
Один из последних проектов художника — это монументальные работы значительных размеров, создающие образ реликтового леса. Того леса, через который шел маленький Карахан в школу и над которым нависла угроза быть уничтоженным в угоду каким-то промышленным нуждам. В детстве мама Карахана называла сына птенчиком. В глубине души художник и остается таким «птенцом» — ранимым человеком с обостренной чувствительностью, но его творческая мощь преобразует его, в нем просыпаются совсем иные силы. Недаром Карахан говорит, что «душа с возрастом становится сильнее». В цикле картин, посвященных реликтовому лесу, совпало многое: и яркие воспоминания детства, и архетипический символ древа жизни, и желание художника подытожить свое творчество, и глубокая тревога гражданина за экологические последствия чиновничьего произвола. И возникли высочайшего художественного качества полотна — манера письма художника стала лаконичной и мощной, композиции обрели величие и силу.
Каждый из холстов посвящен одному из сезонов: то листва вспыхивает осенними золотом и багрянцем, то пробуждающиеся деревья начинают просыпаться под воздействием внутренних, живительных соков, то стволы замирают в зимней голубой метели. Но особое наслаждение — смотреть на летний лес: ритм зеленых мазков передает трепет свежей листвы, а верхушки деревьев уходят так высоко, словно тебе, зрителю, нужно запрокинуть голову, чтобы увидеть, как в вышине голубеет небо. И, как в детстве, не видишь верхушек деревьев, и кажется, что они просто соединяют небо и землю и даже, возможно, придерживают небо своими ветвями.

Анна Чудецкая, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, заслуженный работник культуры РФ.



Возврат к списку

версия для печати