КУГАЕВСКИЙ Андрей Александрович
Живописец.
Родился 5 апреля 1958 года в Арзамасе Горьковской области. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2021г.)
Член Союза художников России (2001г.)
Профессор (...г.)
Образование: факультет живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1983г.), мастерская профессора Ю.М. Непринцева.
Основные произведения: «Цирковая семья» (1983г., холст, масло, 120х160); «Чижик – воспитанник оркестра» (1985г., холст, масло, 140х100), полиптих «История российской науки» (1989г., холст, масло, 225х150); «После боя» (2006г., холст, масло, 80х100); «Утро на реке Мста» (2012г., холст, масло, 80х100); «Зимний лес» (2012г., холст, масло, 66х88); «Морозная ночь» (2014г., холст, масло, 64х65); «Сен-Поль де Ванс. Франция» (2014г., холст, масло, 60х80); «Березы Лунная ночь» (2016г., холст, масло, 50х60); «Вечер на Кара-Даг» (2017г., холст, масло, 65х80); «Я памятник себе воздвиг…» (2020г., холст, масло, 93х60); «Последние жители деревни Кокарево» (2021г., холст, масло, 100х130).
Участник выставок с 1986 года. Персональные выставки прошли в выставочных залах Союза художников (Санкт-Петербург, 2000г.); Итальянском зале Академии художеств (Санкт-Петербург, 2008г.); галерее «Коллекция» (Санкт-Петербург, 2011г.); галерее «Druot» (Ницца, Франция, 2016г.); галерее «Площадь Искусств» (Санкт-Петербург, 2017г.); галерее «Михайлов» (Москва, 2018г.); духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург, 2020г.).
Произведения находятся в собраниях Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва).
Педагогическая деятельность: преподаватель в Средней художественной школе имени Б.С. Иогансона (1993-1996гг.); Институте дизайна в Университете при Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества (с 2019г.).
Общественные награды: медаль «За заслуги в культуре и искусстве» Творческого Союза Работников Культуры и Искусств (2018г.).
Награды Российской академии художеств: Диплом РАХ (2014г.).
В 1988 году Андрей Кугаевский был приглашен главным художником в издательство Фонда Культуры «Петрополь». Имея большой художественный опыт, он участвовал в издании и оформил десятки альбомов по искусству. В частности, альбом «Академическая дача», текст для которого написала профессор Института им. И.Е. Репина, И.Г. Романычева, старожил Академички, где она часто бывала с мужем, художником А.Д. Романычевым. Двумя своими картинами и одним из своих изданий – альбомом «Три века Петербургского балета» – художник участвовал на выставке, посвященной 100-летию дягилевских сезонов, которую в 2008 году при содействии посольства РФ во Франции организовал Санкт-Петербургский Союз художников. После открытия выставки в помещении Центра российской культуры, Андрей Кугаевский уехал на юг Франции, в район Руссильон, где впервые познакомился с новой для себя южной палитрой красок. С этого момента начинается большая работа над пейзажами Франции.
Несомненно, эта задача оказалась связана с освоением бесценного опыта французских мастеров пейзажной живописи, от барбизонцев до импрессионистов, которые явились первооткрывателями спектральной цветовой палитры и от которых по сути дела ведется хронологический отсчет современного изобразительного искусства.
Эффекты освещения, новые темы старинных южных французских городков захватили воображение. В дальнейшем, в период работы над пейзажами Прованса были созданы: «Променад англичан. Ницца» (2015), «Сен-Поль де Ванс» (2014) – место где жил и работал Марк Шагал, «Сен-Жаннет» (2015), «Терраса» (2016), «Вернон» и «Старая мельница», написанные уже в Нормандии рядом с имением Клода Моне Живерни. Художник последовательно и пристально изучал работы Клода Моне, и весьма примечательно, что некоторые сюжеты – например, «Крепость Антиб» (2015), были написаны с той же точки, с которой некогда писал великий художник.
Приобретенный опыт позволил автору перейти к большей степени обобщения холста. С его слов целью в изобразительном искусстве является не только умение достоверно изобразить видимый мир, и даже не столько это, сколько необходимость найти меру соотношения правды (визуальной достоверности) изображения и «неправды» (художественной обобщенности). Только в результате этого дуализма может появится Образ. Насколько успешно художник справляется с этой задачей, можно проследить на примере зимних работ 2014–2015 гг. «Зимний лес» и «Морозный день».
Андрей Александрович Кугаевский занимает видное место в художественной жизни Санкт-Петербурга. Член Союза художников России, он постоянный участник городских выставок начиная с 1986 года. Награжден Почетным дипломом Российской Академии художеств (2014), медалью «За заслуги в области культуры и искусства» (2018).
Серию работ, выполненных в Крыму в 2016–2017 гг., отличает свежесть исполнения. Впечатления южной природы в значительной степени помогли синтезировать основные начала изобразительности – лежащий в основе композиции точный рисунок и каждый раз найденное свое цветовое решение, преображающее краску в конкретную колористическую гармонию. Работы «Берег в Мисхоре», «Крым. Карадаг», «Ай-Петри» (все – 2017) выполнены в лучших коровинских традициях его лучезарных крымских пейзажей.
Сергей Левандовский, старший научный сотрудник Государственного Русского музея, доцент СПб. Института имени И.Е. Репина при РАХ
Иллюстрация в тексте: А.А. Кугаевский на открытии персональной выставки в Российской академии художеств, 2022 год. Фото: Иван-Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ.
версия для печати