КУГАЕВСКИЙ Андрей Александрович


КУГАЕВСКИЙ Андрей Александрович

Живописец
Родился 5 апреля 1958 года в г. Арзамасе Горьковской области. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2021г.)

Член Союза художников России (2001г.)
Профессор (...г.)

Образование: факультет живописи Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1983г.), мастерская профессора Ю.М. Непринцева.

Основные произведения: Цирковая семья (1983, х.м., 120х160); Чижик – воспитанник оркестра (1985, х.м., 140х100) полиптих «История российской науки» (1989, х.м., 225х150); После боя (2006, х.м., 80х100); Утро на реке Мста (2012, х.м., 80х100); Зимний лес (2012, х.м., 66х88); Морозная ночь (2014, х.м., 64х65); Сен-Поль де Ванс. Франция. (2014, х.м., 60х80); Березы Лунная ночь (2016, х.м., 50х60); Вечер на Кара-Даг (2017, х.м., 65х80); «Я памятник себе воздвиг…». А.С. Пушкин (2020, х.м., 93х60); Последние жители деревни Кокарево (2021, х.м., 100х130).

Постоянный участник выставок с 1986 года. Персональные выставки: залы ВЦ СПб Союза художников (2000г.); Итальянский зал Академии художеств (Санкт-Петербург, 2008г.); галерея «Коллекция» (Санкт-Петербург, 2011г.); галерея «Druot» (Ницца, Франция, 2016г.); галерея «Площадь Искусств» (Санкт-Петербург, 2017г.); галерея «Михайлов» (Москва, 2018г.);  Ченду, Гуаньюань, Чанша (Китай, 2019г.); духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург, 2020г.).

Произведения находятся в собраниях Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва).

Педагогическая деятельность: Средняя художественная школа им. Б.С. Иогансона (1993-1996гг.); Институт дизайна в Университете при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС (с 2019г.).

Общественные награды: медаль «За заслуги в культуре и искусстве» Творческого Союза Работников Культуры и Искусств (2018г.).

Награды РАХ: Диплом (2014г.).


В 1988 году Андрей Кугаевский был приглашен главным художником в издательство Фонда Культуры «Петрополь». Имея большой художественный опыт, он участвовал в издании и оформил десятки альбомов по искусству. В частности, альбом «Академическая дача», текст для которого написала профессор Института им. И.Е. Репина, И.Г. Романычева, старожил Академички, где она часто бывала с мужем, художником А.Д. Романычевым. Двумя своими картинами и одним из своих изданий – альбомом «Три века Петербургского балета» – художник участвовал на выставке, посвященной 100-летию дягилевских сезонов, которую в 2008 году при содействии посольства РФ во Франции организовал Санкт-Петербургский Союз художников. После открытия выставки в помещении Центра российской культуры, Андрей Кугаевский уехал на юг Франции, в район Руссильон, где впервые познакомился с новой для себя южной палитрой красок. С этого момента начинается большая работа над пейзажами Франции. 
Несомненно, эта задача оказалась связана с освоением бесценного опыта французских мастеров пейзажной живописи, от барбизонцев до импрессионистов, которые явились первооткрывателями спектральной цветовой палитры и от которых по сути дела ведется хронологический отсчет современного изобразительного искусства.  
Эффекты освещения, новые темы старинных южных французских городков захватили воображение. В дальнейшем, в период работы над пейзажами Прованса были созданы: «Променад англичан. Ницца» (2015), «Сен-Поль де Ванс» (2014) – место где жил и работал Марк Шагал, «Сен-Жаннет» (2015), «Терраса» (2016), «Вернон» и «Старая мельница», написанные уже в Нормандии рядом с имением Клода Моне Живерни. Художник последовательно и пристально изучал работы Клода Моне, и весьма примечательно, что некоторые сюжеты – например, «Крепость Антиб» (2015), были написаны с той же точки, с которой некогда писал великий художник.
Приобретенный опыт позволил автору перейти к большей степени обобщения холста. С его слов целью в изобразительном искусстве является не только умение достоверно изобразить видимый мир, и даже не столько это, сколько необходимость найти меру соотношения правды (визуальной достоверности) изображения и «неправды» (художественной обобщенности). Только в результате этого дуализма может появится Образ. Насколько успешно художник справляется с этой задачей, можно проследить на примере зимних работ 2014–2015 гг. «Зимний лес» и «Морозный день». 
Андрей Александрович Кугаевский занимает видное место в художественной жизни Санкт-Петербурга. Член Союза художников России, он постоянный участник городских выставок начиная с 1986 года. Награжден Почетным дипломом Российской Академии художеств (2014), медалью «За заслуги в области культуры и искусства» (2018).
Серию работ, выполненных в Крыму в 2016–2017 гг., отличает свежесть исполнения. Впечатления южной природы в значительной степени помогли синтезировать основные начала изобразительности – лежащий в основе композиции точный рисунок и каждый раз найденное свое цветовое решение, преображающее краску в конкретную колористическую гармонию. Работы «Берег в Мисхоре», «Крым. Карадаг», «Ай-Петри» (все – 2017) выполнены в лучших коровинских традициях его лучезарных крымских пейзажей.

Сергей Левандовский, старший научный сотрудник Государственного Русского музея, доцент СПб. Института имени И.Е. Репина при РАХ



Возврат к списку

версия для печати