АРТАМОНОВ Александр Михайлович
График, художник книги
Родился 17.09.1958 г., в пос.Пискуновка Казачинского района Красноярского края. Живет и работает в г. Казань.
Почетный член Российской академии художеств (2017 г.)
Член Союза художников России (с 1996 г.), Творческого Союза художников России (с 2012 г.)
Образование: художественное отделение Казанского театрального училища (1984 г.).
Профессиональная деятельность: художник-оформитель СМУ-3 ТНПС (19778-1980 гг.), художник-оформитель в тресте «ТатНефтеПроводСтрой» (1984-1995 гг.), старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ, с 2012 г.).
Работает в технике офорта с 2011 года. Среди основных произведений: серия «Старые аптеки» (2012 г.), «Свияжск» (2013 г.), «Свияжский ангел» (2013 г., офорт), серии «Старые казанские аптеки» (2016 г.), «Братский корпус» (2017 г.), офорты «Едоки рыбы», «Апостолы», «Шествие праведных», «Вечный странник», «Ковчег» (2018 г.), цикл «Страсти по Верчелли» (2018).
Участник городских, республиканских, российских и международных художественных выставок с 1986 г., российских групповых арт-проектов в жанре livre d’artiste (книга художника): «Странник Гумилёв» (Москва, 2016 г.), «Русский Букварь» (Москва, 2018 г.), «Город как субъективность художника» (Санкт-Петербург, 2020 г.). Персональные выставки: «Из пункта А в пункт Б» (проект «Часть вместо целого», Москва, 2017 г.), «Лоскутки» (третья часть проекта «Часть вместо целого», г. Набережные Челны, 2017 г.), «Аз Буки» (вторая часть проекта «Часть вместо целого», Казань, 2018 г.), «Alter Ego. Графика+» в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, 2024 г.).
Произведения представлены в собраниях Научной библиотеки Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), ГМИИ им. Пушкина (Москва), AVC Charity Foundation (Москва), Музе АZ (Москва), Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова (Волгоград), Набережночелнинской картинной галереи, Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Казанский кремль», Национального культурного центра «Казань», Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» (Татарстан), Музея Лаишевского края им. Г.Р. Державина (Татарстан) и других.
Общественная деятельность: возглавляет графическую секцию Творческого союза художников России в Республике Татарстан (с 2012 г.).
Один из организаторов Казанской международной биеннале печатной графики (с 2011 г.). Руководитель Центра печатной графики Республики Татарстан (с 2013 г.).
Организатор мастер-классов и семинаров в арт-резиденции Государственного музея изобразительных искусств РТ в Казани и в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в Свияжске.
Награды: золотая (….г.) и бронзовая (….г.) медали Творческого союза художников России «За вклад в отечественную культуру», Почетный знак «За достижения в культуре» МК Республики Татарстан (….г), лауреат премии им. Н. Фешина Правительства Республики Татарстан (2014 г.).
Награды РАХ: Благодарность (2012 г.), диплом (2016 г.), серебряная медаль «Достойному» (2017г).
Иллюстрация в тексте: А.М.Артамонов на открытии выставки «Alter Ego. Графика+ в МВК РАХ Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Александр Артамонов – художник аналитического склада. Он не просто изображает окружающий мир или выражает свои эмоции, но обращаясь к поискам внутренних взаимосвязей предметов и событий, погружаясь в глубины человеческой (личной и исторической) памяти, исследует метафизические основы бытия. Артамонов выработал собственный художественный стиль, синтезировав созерцательность итальянской «метафизической живописи» с рациональной абстракцией русских авангардистов. Его композиции тщательно выверены, построены на контрастах реалистической точности предметов, сложно организованной плоскости и загадочной, мистической атмосферы. Замедленные ритмы маскируют напряженную работу духа. Собственный художественный лексикон форм и предметов перетекает из одной работы в другую. Всё это создает в произведениях А.М.Артамонова особое пространство, пронизанное разнообразными смыслами, разгадывание которых – увлекательнейшее занятие. В офортах этот стиль не изменился, но благодаря богатейшим возможностям этой техники и её разновидностей, мастерски освоенных художником, стал еще более изощренным и элитарным, требующим всё больше интеллектуальных усилий от зрителя. (с) искусствовед Ольга Улемнова
версия для печати