ДАВЫДОВА Лариса Алексеевна


ДАВЫДОВА Лариса Алексеевна

Живописец.
Родилась 2 апреля 1950г. в Подольске. Живет и работает в Подольске.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2017г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2004г.)

Член-корреспондент Международной академии культуры и искусства (2008г.)
Член Союза журналистов России (2006г.)
Почётный член Международного Пушкинского общества (1997г.)
Член Союза художников России (1987г.) 

Образование: Московское академическое художественное училище памяти 1905 года (1975г.), где училась у Ю.Г. Седова, В.А. Волкова, Ю.Н. Ларина; Московский государственный академический институт имени В.И. Сурикова (1984г.), руководители диплома - профессоры К.А. Тутеволь и Е.Н. Максимов.

Основные произведения: «Дочь рабочего» (1985г., холст, масло, 100х110), «Верочка» (1985г., холст, масло, 155х64), «Последняя черёмуха» (1987г., холст, масло, 180х250), «Тамара с прыгалками» (1993г., холст, масло, 140х90), «Алупка. Воспоминания о Пушкине» (1999г., холст, масло, 90х140), «Маленький голубятник» (2004г., холст, масло, 76х95), «Старый голубятник» (2004г., холст, масло), «Утренний чай» (2005г., холст, масло, 50х80), «Набирающая воду» (2008г., гуашь, бумага, уголь, 69,8х49,8), «Надевающая босоножки» (2008г., гуашь, бумага, уголь, 68,7х49,7), «Дождь в спальном районе» (2009г., холст, масло, 120х130), «Красавица у зеркала» (2016г., холст, масло, 110х90) и другие.

Произведения находятся в коллекциях Центрального музея Великой Отечественной войны (Москва), Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас» (Московская область), Тульского областного художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника имени В.Д. Поленова (Тульская обл., Страхово), Галерее Паломнического центра Московской Патриархата (Москва), фондах Международной академии культуры и искусства (Москва), Международного Пушкинского общества (Москва), Картинной галереи имени Хань Цзяньминь (Харбин, КНР), а также в частных коллекциях России, Италии, Греции, Канады, США, Китая, Израиля.

Участник международных, всесоюзных, республиканских, региональных, областных выставок с 1980 года. Персональные выставки: «Река времени» в Подольском краеведческом музее (2015г.), «Очарованный странник» в Усадьбе «Ивановское» (Подольск, 2016г.), «У времени в плену» в выставочном зале Союза художников России (Москва, 2016г.), «Бег времени» в Международном фонде искусств имени С. Эрьзи (Москва, 2016г.), «История и современность», посвящённая 250-летию Н. М. Карамзина, в выставочном зале Ульяновска (2016г.), «Путешествие во времени» в Историко-краеведческом и художественном музее (Тула, 2017г.), «Лики времени» в выставочном центре Протвино (Серпухов, 2018г.), «У времени в плену» в залах Российской академии художеств (Москва, 2023г.) и многие другие.

Профессиональная деятельность: ведущая авторской программы «Горизонты искусства» на «Радио Подольска» (2008-2009гг.).

Общественная деятельность: член правления Московского отделения Союза художников России (1993-2012гг.), член комиссии «Юные таланты» Администрации Подольска (1996г.), член комиссии по живописи Союза художников России (с 2004 г.), председатель Клуба живописцев Союза художников России (2005-2010гг.); председатель Подольского городского отделения Союза художников России (с 2012г.).

Государственные и общественные награды: стипендиат Союза художников СССР (1984-1987гг.), Почётный знак Губернатора Московской области «Благодарю» (2006г.), победитель литературных конкурсов газеты «Подольский рабочий» (2006, 2007гг.), Золотой орден Международной академии культуры и искусства (2008г.), Золотая медаль «Лауреат Всероссийского выставочного центра» (2009г.), Почётный знак Администрации Подольска «Добро и Милосердие» (2010г.), Золотая медаль Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство» (2010г.), благодарность Министра культуры Российской Федерации (2012г.), премия Главы города Подольска (2014г.), благодарность Союза художников России (2015, 2016гг.), благодарность Главы города Подольска (2015, 2016,2017гг.), Золотая медаль В.И. Сурикова Союза художников России (2017г.), Медаль Московского отделения Союза художников России «За развитие традиций» (2020г.), Почётный знак Администрации Подольска «Честь и Слава» (2020г.)

Награды Российской академии художеств: Диплом РАХ за серию живописных произведений «Нить памяти», посвящённых городу Подольску (2007г.), Серебряная медаль РАХ (2012г.), диплом РАХ (2019г.).


Творчество заслуженного художника России Ларисы Алексеевны Давыдовой, диапазон её дарования охватывает практически все жанры и виды живописи. Уже созданы значительные монументальные работы, и всё равно обретения последнего десятилетия – именно они – представляются нам пульсом сегодняшнего дня, когда судьбы людей и вещей становятся историей. Работы Давыдовой высоко оценены профессионалами и пользуются неизменным успехом у простых зрителей. История интересует её изначально. Важно, что источником для художницы оказались исследования крупнейших учёных России В.Н.Татищева и Н.М. Карамзина. Этот период отмечен портретами наших великих соотечественников. Один из вариантов портрета «Карамзин в Остафьеве» (1986г.х.м. 140 х130) был закуплен Остафьевским музеем «Русский Парнас». Чуть позже Лариса Давыдова обращается к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Темой работы стал подвиг подольских курсантов. Именно они оказались заслоном, преградили путь немецких полчищ к Москве недалеко от Подольска. Среди курсантов были подольчане, которые погибли и пропали без вести Трактовка темы окрашена личным отношением к событию. На картине Ларисы Давыдовой они позируют фотографу после купания на берегу реки Пахры. Цветущая черёмуха украшает их головы и всё пространство вокруг, пронизанное солнечным светом. Справа они же в военной форме. Один надевает шинель и застыл так навсегда на фоне круглых затылков воинских соединений, уходящих на фронт. Вот такой предстала перед нами война-тьма поглощает свет. История, которую учёные собирают по крупицам, стала живой в картине Ларисы Давыдовой «Последняя черёмуха» (1987г.х.м.250x200). Она закуплена Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе, город Москва. Герои картины-жители родного города художницы-стали её родными. Может быть, тогда родилась одна из самых ярких линий творчества Ларисы Давыдовой - тема малой родины человека. Логическим развитием этой линии стала экспозиция работ последнего, показанная в августе-сентябре 2008 года в Подольском выставочном зале. Историей стали судьбы простых людей небольшого подмосковного городка послевоенной поры. Представлены живописные работы и серия графических композиций «Суббота - банный день». Граница между живописью и графикой здесь условна. И то и другое - живопись, только выполнена она, как обычно, на холсте или на бумаге, что нисколько не мешает ей быть живописью.
Лариса Давыдова-историк по самому характеру восприятия жизни. Примером редкого качества таланта художницы стало документально убедительное изображение истории в диптихе «Мой дед. Две фотографии на память» (2005г.х.м.147x107). Отправляясь на войну в 1914 и в 1941 годах, он сфотографировался «для памяти потомству своему». Перед нами фотографии из семейного альбома - фотодокументы эпохи, которые свидетельствуют о систематическом уничтожении нашего народа на протяжении минувшего столетия. Две мировые войны пришлись на одно поколение призывного возраста. Если сюда прибавить 1905,1907,1917,1937,1939 годы, то сам факт, запечатлённый семейным альбомом, становится частью страшной системы. То ли Бог нам послал, то ли мы сами себе это устроили? История народа показана через судьбы простых людей, попавших в мясорубку исторической круговерти. Живое чувство истории позволяет представить нам сам характер человека ушедшего времени, его бытовой уклад. И тогда «Натюрморт с кипящим чайником» (2006г.х.м.89х60) окажется частью истории людей и вещей, а «Дочь рабочего», автопортрет Ларисы в детстве (2007г.х.м.100х110), станет историей города Подольска социалистической эпохи. Именно эта девочка, дочь рабочего социалистического государства, стала одним из замечательных художников России. Автопортреты сопровождают любую выставку работ Давыдовой - она показывает, с кем мы общаемся. В последней экспозиции тоже два автопортрета: «Дочь рабочего и «Провинциалка» (1993г.х.м.45x50). Названия автопортретов ориентированы во времени и становятся путеводной нитью для восприятия многослойной системы чувств и мыслей, заложенной в произведении живописи...

Заслуженный работник культуры, искусствовед Валентина Спирянова

Иллюстрация в тексте: Л.А. Давыдова на открытии персональной выставки «У времени в плену» в Российской академии художеств, 2023 год. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ. 




Возврат к списку

версия для печати