ДЖИКИЯ Александр Ролланович
Художник, дизайнер, поэт. Персональный сайт: www.djikia.com
Родился 4 июня 1963г., в Тбилиси. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение дизайна, с 2018г.)
Член Московского союза художников (с 2000г.)
Образование: Московский архитектурный институт (1985г.).
Автор серий графических листов с 1988 года, среди которых «Возвращение блудного сына» (1996г., калька, тушь, маркеры, 30х42 см); «Геракл и Антей» (1996г., калька, тушь, маркеры, 30х42 см); «Moses» (1996г., калька, тушь, маркеры, 30х42 см); «Старики собирают зрячие камни» (1996г., калька, тушь, маркеры, 30х42 см); «Что нас ждёт впереди» (1996г., калька, тушь, маркеры, 30х42 см); «Офицер не знает, смеет ли он поцеловать руку старого императора» (1996г., калька, тушь, маркеры, 30х42 см); графические серии «Кальки» (1988-1998гг.), «Рисунки на небе» (1998-2018гг.), «Рисунки на бумаге» (2000-2003гг.), «Крито-Микенские печати» (2002-2003гг.), «Лабиринт или История Минотавра» (2009-2023 гг.), «Конёк-Горбунок» (2020г.). Автор дизайна мебели и тематических инсталляций, а также дизайна экспозиционных пространств различных музеев мира.
Произведения представлены в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Калининградской государственной художественной галереи, Groninger Museum (Нидерланды), Stella Art Foundation (Москва), Вольфганг Виттрок (Германия), Kunstbibliothek (Берлин), Zimmerli Art Museum, Rutgers State University (Нью-Джерси, США), Kolodzei Art Foundation (Нью-Джерси, США)
Персональные выставки: «Рисунки» (Галерея Ute Parduhn, Дюссельдорф, 2001г.), «Georg Grosz – Александр Джикия» (Галерея Thomas Zander, Кёльн, 2002г.), «Рисунки с крито-микенских печатей» (Университет Bilkent, Aнкара, 2002г.), «В Греческом зале» (Галерея ОГИ, Moсква, 2002г.), «Верхняя точка» (Московский Дом Фотографии, 2003г.), «Новые работы» (Галерея Марата Гельмана, Москва, 2006г.), «Новые принты» (Handprint Workshop International, Вашингтон, 2006г.), «Возрождение». (Галерея Nina Lumer, Милан, 2007г.), «Лабиринт или история Минотавра» (Галерея Крокин, Москва, 2009г.), «Жесть» (Галерея Крокин, Москва, 2010г.), «Стеклянные работы» (Handprint Workshop International, Вашингтон, 2011г.), «Сети Пифагора» (Галерея ВХУТЕМАС, Москва, 2013г.), «Зоография» (Галерея Крокин, Москва, 2014г.), «Махание зайцем» (Галерея Крокин, Москва, 2015г.), «Минойская серия» (Галерея Крокин, Москва, 2018г.), «Настоящее прошлое» (Галерея Школы Дизайна ВШЭ, 2019г.), «Александр Джикия. 40 лет в строю» (Российская академия художеств, Москва) и другие.
Педагогическая деятельность: доцент факультета Fine Arts в университете Bilkent (Анкара, Турция, 2000–2007гг.), доцент кафедры основ архитектурного проектирования в Московском архитектурном институте (2012–2014гг.), профессор, заведующий кафедрой «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ Высшая школа экономики (Москва, с 2014г.),
Государственные и общественные награды и премии: диплом Союза книгоиздателей России (2013г.), премия «Мастер», Москва (2007г.), 1-я премия Биеннале Графики, Калининград (1994г.)
Награды Российской академии художеств: Большая золотая медаль за выставку «Некрополис» (2018г.), Серебряная медаль РАХ (2019г.), Почетная грамота Президента РАХ (2023г.).
Горизонтальный формат. Должен ли художник ХХI века уметь рассказывать истории или же для современного искусства эта задача давно уже стала неактуальной? Ясно, что этот вопрос из тех, что вынуждены остаться без однозначного ответа. И не только потому, что нынешнее время вообще не поощряет однозначность, но и из-за уязвимости позиций сторонников «фабул», которые автоматически рискуют попасть в традиционалисты, ретрограды и консерваторы. Ведь «продвинутое» искусство на протяжении почти всего прошлого, ХХ столетия, боролось с нарративностью, повествовательностью, с занимательностью, наконец. В результате феноменологическая визуальность восторжествовала почти повсеместно, а ещё оставшиеся небольшие оазисы сюжетности были объявлены царством массовой культуры и, следовательно, выпали из сферы высокого (или подлинного) творчества. Правда, чуть ли не сразу стало ясно, что что-то здесь не так. И дело, конечно, было не в том, что и в этой «низкой» области появилось немало качественно задуманных и талантливо осуществленных произведений, многие из которых теперь принято называть «культовыми». И даже не в том, что вскоре «низкие жанры», вроде комиксов, стали столь заметной составляющей культурного ландшафта, что превратились в чуть ли не обязательный предмет рефлексий эзотерического искусства для посвящённых. В конце концов, право на жизнь в современном искусстве всякого рода «рассказкам» было возвращено постмодерном, упразднившим большинство установок времён «бури и натиска» авангарда. Однако речь не об этом.
Гораздо более важно то простое обстоятельство (и именно на этом стоит заострить внимание особо), что любое мифотворчество, и в первую очередь – сегодняшнее, не может обойтись без того, чтобы не соединить изображение и слово, визуальное и вербальное. В этом ключ к пониманию творчества Александра Джикии, который, как один из самых ярких и сильных нынешних мифотворцев, стал создателем своего типа «визуальной литературы». Диапазон её жанров чрезвычайно широк – от философской притчи до бытового анекдота и от собственного фольклора (между басней и эпосом) до высокоинтеллектуального зашифрованного «чтива-зрелища», никак не может и не хочет обходиться без историй и сюжетов, кои с удовольствием пересказывает и сам же комментирует. Неизменная черта графических работ Джикии органичное сплавление иронии и драматизма, гротеска и одухотворённости, абсурдизма и искренности, примитивизма и виртуозности графического почерка, стёба и серьезности в непременных подписях-комментариях. В общем, каждая вещь художника — особый «гибрид», выращенный путем «скрещивания» комикса, например, со стилистикой античной вазописи, а лубка – с живописно-графической классикой.
Мир искусства Джикии целостен, но вмещает очень многое. Каждая картинка это момент, волей автора вырванный из протяженности некоей истории. А историй этих – множество, и самого разного свойства. Здесь могут встречаться исторические личности всевозможных эпох, «твари водные и земные», и фантастические – придуманные ушедшими цивилизациями и рожденные фантазией Джикии – существа и даже чудовища. Здесь же он сам и члены его семьи, друзья и соседи, домашние животные – и образы, позаимствованные из изобразительного арсенала искусства разных, в том числе вполне классических, эпох. И буквально рядом, соприкасаясь с повседневностью или внутри неё самой, — Божьи ангелы и библейские герои… Важно, что все джикиевские истории увидены глазом настоящего художника и одновременно прочувствованы сознанием настоящего поэта. Выбранный им момент истории – это ключевой её момент, позволяющий и понять начало, и предвидеть конец, превращая почти любой сюжет в некий символ. Но ведь это-то и есть корень мифа, который Джикия творит на наших глазах.
Авторский почерк и авторское видение художника не сформировались в одночасье. Обстоятельства жизни (Россия, затем в течение нескольких лет – Америка, следом – Турция), конечно, накладывали отпечаток на мироощущение, а значит – и манеру его работ. Если в листах 1980-х-первой половины 1990-х годов Джикия представал по преимуществу ироничным наблюдателем, ловко примеряющим разные социальные маски, вживающимся в образы некоторых своих персонажей (тут даже может быть уместной аналогия с профессией актера или барда наподобие Высоцкого), то позже теперь перед нами умудренный сказитель-мифотворец.
Андрей Толстой, академик РАХ
Иллюстрация в тексте: А.Р.Джикия на заседании Президиума РАХ 19 ноября 2019 года. Фото Иван Новиков-Двинский для РАХ
версия для печати