КОЗЛОВА Татьяна Владимировна
График, живописец
Родилась 06.04.1974 г., Москва. Живет и работает: Лайли-ан-Валь, Франция
Почетный член Российской академии художеств (2016 г.).
Член Союза художников Москвы и Творческого Союза художников России (с 1998 г.)
Член Французского Общества Изящных Искусств (с 2001 г.)
Член Орлеанского художественного общества (с 2013 г.)
Образование: МАХЛ при Российской академии художеств (1992 г.), МГАХИ им. В.И. Сурикова (1998 г.). Стажировалась в Творческой мастерской графики РАХ под руководством А.Д. Шмаринова (1999-2000 гг.). Национальный диплом пластического искусства в Высшей школе искусств и дизайна Гавра и Руана (Франция, 2012 г.).
Произведения представлены в коллекциях мэрии г. Рюей-Мальмэзон, Франция (2002 г.), фирмы Segime, Париж (2002 г.)
Постоянный участник всероссийских и зарубежных профессиональных художественных выставок с 1993г..
Персональные выставки: Москва, Институт реставрации, выставка «Поэзия в живописи», живопись (1999г.); Ясная Поляна, Дом-музей Л.Н. Толстого, живопись (1999г.); Москва, Культурный французский центр «Pangloss», выставки: «Венецианский карнавал», «Ясная Поляна», графика, живопись (2000г.); Ле Пек сюр Сен, Франция, культурный центр André Malraux, живопись, гравюра (2002г.); Моталиве, Франция, выставочный зал «Originel», живопись, гравюра (2003г.); Париж, Франция, компания «Segime», живопись (2003г.); Аржантой, Франция, галерея «Claire-Obscur», живопись, гравюра (2003г.); Сен-Пор, Франция, городской выставочный зал, живопись (2004г.); Лё Плесси Тревиз, Франция, замок Де Турель, живопись (2005г.); Муниципальный выставочный зал, Орлеан, живопись, графика (2010г.); Замок Сент Жал ле Блан, Орлеан живопись, графика (2012 г.); Галерея Николя Пельё Боженси живопись, графика (2012-2015г.); Галерея Л’ой Вагабон, Менг-сюр-Луар (2013 г.); Елисейские Поля, Париж – Eciffice, Бизнес центр живопись, графика (2013г.); Вилаж Свисс, Париж, живопись, графика (2013г.); Замок Сент Жал ле Блан, Орлеан живопись, графика (2012-2014гг.); Замок де ла Трезорери, Орлеан живопись, графика (2013-2015гг.).
Педагогическая деятельность: преподавание в лицее Сант Еверт, Франция, Орлеан, (2009 г.); колледже Сан Марсо, Франция, Орлеан, (2010 г.); лицее Сан Поль Бурдон Блан, Франция, Орлеан, (2010 г.); в Художественной ассоциации в Мер (Лоир-э-Шер).
Общественная деятельность: соучредитель Культурного общества «Marel», Франция; вице-президент культурной ассоциации «Marel» Франция, руководитель художественной студии в ассоциации «Marel» и ассоциации Лез ар а Мэр.
Общественные награды и премии: Первая премия в категории до 30-лет приз «Теттероде — график», Академия художеств, Москва, Гаага (Нидерланды) (1997г.); Первая премия Taylor, Carrousel du Louvre, Париж (2001г.), приз конкурса импрессионистов, Шату (2001г.), приз конкурса «Художники Круаси», Круаси (2001, 2002 гг.), Приз ассоциации друзей дома Фурнэз Шату (2001г.), приз галереи Сюли, 27 салон Art et Matière, Мэсс (2002г), медаль города Жуанвиль-ле-пон (2002г.), Главный приз на 16 городской художественной выставке, Сэн Жан лё Блан, Франция (2011г.); приз города Шартра на художественном салоне общества Formes et Couleurs, Шартр, Франция (2012г.); Первая премия города Шартра, приз гравюрной мастерской Морэ, Париж (2013 г.); приз гравюрной мастерской Moret за офорты, на художественном салоне Общества Орлеанских художников, Орлеан, Франция (2013г.).
Награды РАХ: диплом Российской Академии художеств (2008г.).
«Это художник светлый, думающий, хрупкий и нежный, в котором угадывается преданность выбранному пути и стремление к совершенству. Татьяна окончила Московский академический художественный лицей, затем институт им. В.И.Сурикова. Ее дипломной работой стала графическая серия, выполненная в смешанной технике "Венецианский карнавал". За время самостоятельного творчества она добилась значительных успехов, прошли несколько ее выставок в Москве и во Франции.
Она пишет портреты, пейзажи, жанровые композиции, создает серии на выбранную тему. Это может быть как Венецианский карнавал, так и наша русская Масленица или веселая карусель в Париже.
В любви к карнавальной теме — отголосок традиций знаменитого на рубеже XIX - XX веков творческого объединения "Мир искусства". Ее работы, в отличие от рафинированных представителей этого направления, менее строги, они мягче. Особенно это проявилось в серии, посвященной жемчужине Адриатики Венеции.
В картине "Карнавал" бездонное синее небо куполом накрывает собор Святого Марка — этот бело-голубой мираж в глубине композиции. И Марк-лев — крылатый царь зверей — ходит из века в век по звездному небу, охраняя этот веселый карнавал. Кружат в танце Арлекин с Коломбиной, Пьеро играет свою божественную музыку. Знаменитая площадь Святого Марка предстает в работах автора в разное время дня, то в синеве теплого вечера, то в багряных лучах заката.
Во многих картинах из этой серии преобладает синий колорит. Некоторые современные исследователи полагают, что цвет подсознания — синий, ему соответствуют возвышенность и отстраненность. Мистика синего завораживала символистов, Врубеля, Сезанна, Марка Шагала. Метерлинк создал свою "Синюю птицу", чтобы вернуть людям утерянную ими возможность понимать глубинный смысл окружающего нас мира, в чем, как убеждал романтик, состоит счастье человека. Синева венецианский серии Татьяны навеяна таинственностью пейзажей города на воде.
Однако в более поздней акварельной серии на эту тему Татьяна практически уходит от синего колорита, и здесь основную роль начинает играть контурная линия, причем ее экспрессия исключительна. Тонкая черная линия, словно кружево, наполненная артистической свободой и вдохновением, выписывает невероятные пируэты, и кажется, что вихрь танцев венецианской ночью доходит до своего предела. Татьяна очень внимательно относится к композиции. В большинстве случаев явно присутствует эффект театральной сцены: кулисное построение, задник с архитектурным пейзажем, в центре композиции — главные герои в красочных костюмах.
Но не только красота итальянских пейзажей вдохновляет художницу. Нашей северной Венеции — Петербургу — также посвящена серия ее произведений. Петербург каждый художник видит по-своему. Вместе с графикой "мирискусников" город стал окончательно восприниматься как "город-картинка" и "город-декорация". Но даже в их произведениях иногда проскальзывал облик мрачного и сурового города Достоевского. У Татьяны это именно ее город — сказочный и загадочный, как и в венецианской серии, здесь преобладает серебристо-синий колорит. Замечательны линогравюры, посвященные Петербургу, с видами Казанского собора, панорамой Невы и Биржей, каналом Грибоедова, квартирой А.Блока.
Живя во Франции, она много работает с натуры. Этюды становятся материалом для создания произведений, но нередко они имеют самостоятельное значение. В ее картинах Париж это именно "праздник, который всегда с тобойv. Среди акварелей есть версальские пейзажи, завораживающие своей живописностью. Татьяна любит изображать пруды в парках с тихой гладью воды и зеркальным отражением в них голубизны неба, зеленью и словно ожившей скульптурой фонтанов.
Каждодневные сценки в парижских кафе также не лишены своего очарования. Лиричность и романтизм — отличительная черта ее работ.
В ее творчестве красиво найден образ грациозного белого лебедя, окутанный дымкой мечты, тоски, предчувствий. Порой она изображает царственную птицу одной контурной линией, что подчеркивает ее хрупкость и тонкую грацию. Все работы из серии "Фантазии" производят впечатление необычайной легкости и воздушности.
Живописная серия посвящена прекрасным коням, причем они изображены то в спокойной грации движений — "Волшебный лес", то в стремительном беге — "Скачки", "Полет лошадей". Завышенная линия горизонта дает возможность показать их в окружении природы, в основном это нежно-зеленая трава, дающая ощущение радости жизни и весны.
Любимые литературные произведения вдохновляют Татьяну на создание живописных и графических серий. В 1997 году она выполнила офорты к "Герою нашего времени". Эпоха Печорина в ее интерпретации звучит как "эхо прошедшего времени". В ее листах отразилась игра фантазии и личные впечатления на заданную тему.
Не меньшей выразительности Татьяна добилась в своих офортах, посвященных роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита", над которым работала в 2002 — 2003 годах. Автор в своих работах идет не столько от линии, сколько от пятна и силуэта. Это дает ей возможность передать зыбкость и изменчивость образов, их причудливость. В ее листах прекрасно передано ощущение пространства, его изменяемость: бесконечность или замкнутость в зависимости от раскрываемого сюжета.
Портретные образы удивительно поэтичны, их отличает тонкий психологизм и ощущение изменчивости и сложности внутреннего мира портретируемых. В нежно-голубом колорите написаны портреты маленького сына Васеньки; романтическим героем выглядит супруг Татьяны — на нем черный гарольдов- ский шарф и шляпа. Женские портреты построены на гармонии чистых, мажорных, радостных, красочных сочетаний.
Отличительная черта произведений Татьяны Козловой — это романтическая возвышенность мечты и музыкальность. Ощущение прекрасной мелодии есть во всех ее произведениях, а переходящие из картины в картину образы-звуки выражают тончайшую смену настроений. Этому способствует и восхищение красотой, и тонкое художественное чутье, и чувство цвета, и, конечно, любовь к искусству.
Член-корреспондент Российской академии художеств Е.Ржевская»
версия для печати