ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960)
Живописец, график, историк искусства, художественный критик, деятель в области музейного дела и реставрации.
13(25).3.1871, Будапешт - 16.5.1960, Москва. Жил в Москве (до 1903 - в Петербурге).
Действительный член Императорской Академии художеств (1913), действительный член Академии художеств СССР (1947).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928), доктор искусствознания (1940), действительный член АН (1943), Народный художник СССР (1956). Профессор (1921).
Член Объединения «Мир искусства» (1901-24), СРХ (1904-23), МХО (1923-25), общества «Московские живописцы» (1924-25), Объединения художников им. И.Е. Репина (1924-29), Общества московских художников (1927-29).
Образование: Петербургский университет, историко-филологический и юридический факультеты (окончил в 1893), ВХУ при АХ (1894-96), у В.Е. Савинского, мастерская И.Е. Репина; Мюнхен - школа А. Ажбе (1886-98, в 1898 преобразована в школу Ажбе, Грабаря) и Архитектурный техникум (1901).
Преподавал: школа Ажбе и Грабаря (1898-1901) в Мюнхене; МГУ (1920-27); Московский художественный институт (1937-42 - директор). Попечитель (1913-17) и директор (1917-25) ГТГ - перестроил экспозицию по историко-художественному принципу. Работал в области охраны памятников искусства: заведующий отделом охраны памятников при Наркомпросе (1917-18), подготовил проект Постановления о запрещении вывоза за границу художественных ценностей, утверждённый Совнаркомом, один из инициаторов создания Государственных художественных реставрационных мастерских в Москве (1918-31 - директор; 1944-60 - научный руководитель), разработал теорию научной реставрации памятников искусства. Директор ИЖСА (1942-47) и Института истории искусств АН (1944-60).
Среди произведений: «Луч солнца» (1901), «Февральская лазурь» (1904), «Весенний ветер» (1905), «Иней» (1906) и др. Натюрморты: «Цветы и фрукты на рояле» (1904), «Голубая скатерть», «Неприбранный стол» (1907). 1920-30-е - преимущественно портреты: многочисленные автопортреты (с женой, В.М. Грековой; с палитрой,1934, в шубе, 1939 и 1947, в шляпе, 1952), О.А. Грабарь-Хробровой (матери, 1924), академика Н.Д. Зелинского (1932), «В.И. Ленин у прямого провода» (1933), «Светлана» (1933), композитора С.С. Прокофьева (1934, за работой над оперой «Война и мир» - 1941), академиков С.А. Чаплыгина и В.И. Вернадского (1935), «Крестьяне-ходоки у В.И. Ленина» («1920 год», 1932, вариант 1938), . Пейзажи: «Над рекой поднимается туман» (1953), «Иней при заходе солнца» (1955), «Первые весенние проталины» (1957).
Цикл рисунков (тушь, кисть, перо, белила) к повестям Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка» (опубликованы -СПб., 1894), «Шинель» и «Майская ночь или Утопленница» (опубликованы в 1895). Рисовал для журналов «Шут» и «Стрекоза» - СПб., 1890-91. Принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел» - 1905-06. По проекту Грабаря в стиле неоклассицизма был построен комплекс больничных зданий близ Москвы (1909-14, ныне санаторий «Захарьино»). Основоположник современного комплексного метода изучения истории искусства. Инициатор публикаций, редактор и автор ряда разделов первых многотомных научных изданий «Истории русского искусства» (1909-16 в 6 томах и 1953-62 в 13 томах). Работы на темы охраны и научной реставрации памятников искусства, посвящённые искусству Древней Руси, творчеству И.И. Левитана, В.А. Серова, Репина и т.п.
Автор множества научных и критических работ. Среди них: статьи в журналах: «Нива» (СПб.), «Мир искусства» (СПб.), «Старые годы» (СПб.), «Весы» (М.) - 1897-1910-е; «История русского искусства» (Автор ряда разделов в тт. 1-3, 6, общая редакция, М., 1909-12, 1916); «Левитан. Жизнь и творчество» (М., 1914, 1965); «Для чего нужно охранять и собирать сокровища искусства и старины» (М., 1919); «Ф.С. Рокотов. Каталог выставки портретов» (Москва-Петроград, 1923); «Моя жизнь. Автомонография» (М.-Л., 1937), «Репин» (М., 1937, 2 т., 2-е изд. дополненное, 1963-64); «Серов» (1980, 2-е изд.); «О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников» (М., 1966).
Государственные награды: Государственная премия СССР (1941).
Награды ведомственные и другие: Гран При Всемирной выставки в Париже (1937).
Иллюстрация в тексте: Автопортрет с палитрой. 1934. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея,Москва13(25).3.1871, Будапешт - 16.5.1960, Москва. Жил в Москве (до 1903 - в Петербурге).
Действительный член Императорской Академии художеств (1913), действительный член Академии художеств СССР (1947).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928), доктор искусствознания (1940), действительный член АН (1943), Народный художник СССР (1956). Профессор (1921).
Член Объединения «Мир искусства» (1901-24), СРХ (1904-23), МХО (1923-25), общества «Московские живописцы» (1924-25), Объединения художников им. И.Е. Репина (1924-29), Общества московских художников (1927-29).
Образование: Петербургский университет, историко-филологический и юридический факультеты (окончил в 1893), ВХУ при АХ (1894-96), у В.Е. Савинского, мастерская И.Е. Репина; Мюнхен - школа А. Ажбе (1886-98, в 1898 преобразована в школу Ажбе, Грабаря) и Архитектурный техникум (1901).
Преподавал: школа Ажбе и Грабаря (1898-1901) в Мюнхене; МГУ (1920-27); Московский художественный институт (1937-42 - директор). Попечитель (1913-17) и директор (1917-25) ГТГ - перестроил экспозицию по историко-художественному принципу. Работал в области охраны памятников искусства: заведующий отделом охраны памятников при Наркомпросе (1917-18), подготовил проект Постановления о запрещении вывоза за границу художественных ценностей, утверждённый Совнаркомом, один из инициаторов создания Государственных художественных реставрационных мастерских в Москве (1918-31 - директор; 1944-60 - научный руководитель), разработал теорию научной реставрации памятников искусства. Директор ИЖСА (1942-47) и Института истории искусств АН (1944-60).
Среди произведений: «Луч солнца» (1901), «Февральская лазурь» (1904), «Весенний ветер» (1905), «Иней» (1906) и др. Натюрморты: «Цветы и фрукты на рояле» (1904), «Голубая скатерть», «Неприбранный стол» (1907). 1920-30-е - преимущественно портреты: многочисленные автопортреты (с женой, В.М. Грековой; с палитрой,1934, в шубе, 1939 и 1947, в шляпе, 1952), О.А. Грабарь-Хробровой (матери, 1924), академика Н.Д. Зелинского (1932), «В.И. Ленин у прямого провода» (1933), «Светлана» (1933), композитора С.С. Прокофьева (1934, за работой над оперой «Война и мир» - 1941), академиков С.А. Чаплыгина и В.И. Вернадского (1935), «Крестьяне-ходоки у В.И. Ленина» («1920 год», 1932, вариант 1938), . Пейзажи: «Над рекой поднимается туман» (1953), «Иней при заходе солнца» (1955), «Первые весенние проталины» (1957).
Цикл рисунков (тушь, кисть, перо, белила) к повестям Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка» (опубликованы -СПб., 1894), «Шинель» и «Майская ночь или Утопленница» (опубликованы в 1895). Рисовал для журналов «Шут» и «Стрекоза» - СПб., 1890-91. Принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел» - 1905-06. По проекту Грабаря в стиле неоклассицизма был построен комплекс больничных зданий близ Москвы (1909-14, ныне санаторий «Захарьино»). Основоположник современного комплексного метода изучения истории искусства. Инициатор публикаций, редактор и автор ряда разделов первых многотомных научных изданий «Истории русского искусства» (1909-16 в 6 томах и 1953-62 в 13 томах). Работы на темы охраны и научной реставрации памятников искусства, посвящённые искусству Древней Руси, творчеству И.И. Левитана, В.А. Серова, Репина и т.п.
Автор множества научных и критических работ. Среди них: статьи в журналах: «Нива» (СПб.), «Мир искусства» (СПб.), «Старые годы» (СПб.), «Весы» (М.) - 1897-1910-е; «История русского искусства» (Автор ряда разделов в тт. 1-3, 6, общая редакция, М., 1909-12, 1916); «Левитан. Жизнь и творчество» (М., 1914, 1965); «Для чего нужно охранять и собирать сокровища искусства и старины» (М., 1919); «Ф.С. Рокотов. Каталог выставки портретов» (Москва-Петроград, 1923); «Моя жизнь. Автомонография» (М.-Л., 1937), «Репин» (М., 1937, 2 т., 2-е изд. дополненное, 1963-64); «Серов» (1980, 2-е изд.); «О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников» (М., 1966).
Государственные награды: Государственная премия СССР (1941).
Награды ведомственные и другие: Гран При Всемирной выставки в Париже (1937).
версия для печати