ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960)


ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960)
Живописец, график, историк искусства, художественный критик, деятель в области музейного дела и реставрации.
 
13(25).3.1871, Будапешт - 16.5.1960, Москва.
Жил в Москве (до 1903 - в Петербурге).

Действительный член Императорской АХ (1913), действительный член АХ СССР (1947).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928), доктор искусствознания (1940), действительный член АН (1943), Народный художник СССР (1956). Профессор (1921).

Государственные награды:
Государственная премия СССР (1941).

Учился:
Петербургский университет, историко-филологический и юридический факультеты (окончил в 1893), ВХУ при АХ (1894-96), у В.Е. Савинского, мастерская И.Е. Репина; Мюнхен - школа А. Ажбе (1886-98, в 1898 преобразована в школу Ажбе, Грабаря) и Архитектурный техникум (1901).

Преподавал: школа Ажбе и Грабаря (1898-1901) в Мюнхене; МГУ (1920-27); Московский художественный институт (1937-42 - директор). Попечитель (1913-17) и директор (1917-25) ГТГ - перестроил экспозицию по историко-художественному принципу. Работал в области охраны памятников искусства: заведующий отделом охраны памятников при Наркомпросе (1917-18), подготовил проект Постановления о запрещении вывоза за границу художественных ценностей, утверждённый Совнаркомом, один из инициаторов создания Государственных художественных реставрационных мастерских в Москве (1918-31 - директор; 1944-60 - научный руководитель), разработал теорию научной реставрации памятников искусства. Директор ИЖСА (1942-47) и Института истории искусств АН (1944-60).

Член Объединения «Мир искусства» (1901-24), СРХ (1904-23), МХО (1923-25), общества «Московские живописцы» (1924-25), Объединения художников им. И.Е. Репина (1924-29), Общества московских художников (1927-29).

Среди произведений: «Луч солнца» (1901), «Февральская лазурь» (1904), «Весенний ветер» (1905), «Иней» (1906) и др. Натюрморты: «Цветы и фрукты на рояле» (1904), «Голубая скатерть», «Неприбранный стол» (1907). 1920-30-е - преимущественно портреты: многочисленные автопортреты (с женой, В.М. Грековой; с палитрой,1934, в шубе, 1939 и 1947, в шляпе, 1952), О.А. Грабарь-Хробровой (матери, 1924), академика Н.Д. Зелинского (1932), «В.И. Ленин у прямого провода» (1933), «Светлана» (1933), композитора С.С. Прокофьева (1934, за работой над оперой «Война и мир» - 1941), академиков С.А. Чаплыгина и В.И. Вернадского (1935), «Крестьяне-ходоки у В.И. Ленина» («1920 год», 1932, вариант 1938), . Пейзажи: «Над рекой поднимается туман» (1953), «Иней при заходе солнца» (1955), «Первые весенние проталины» (1957).

Цикл рисунков (тушь, кисть, перо, белила) к повестям Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка» (опубликованы -СПб., 1894), «Шинель» и «Майская ночь или Утопленница» (опубликованы в 1895). Рисовал для журналов «Шут» и «Стрекоза» - СПб., 1890-91. Принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел» - 1905-06. По проекту Грабаря в стиле неоклассицизма был построен комплекс больничных зданий близ Москвы (1909-14, ныне санаторий «Захарьино»). Основоположник современного комплексного метода изучения истории искусства. Инициатор публикаций, редактор и автор ряда разделов первых многотомных научных изданий «Истории русского искусства» (1909-16 в 6 томах и 1953-62 в 13 томах). Работы на темы охраны и научной реставрации памятников искусства, посвящённые искусству Древней Руси, творчеству И.И. Левитана, В.А. Серова, Репина и т.п.

Автор множества научных и критических работ. Среди них: статьи в журналах: «Нива» (СПб.), «Мир искусства» (СПб.), «Старые годы» (СПб.), «Весы» (М.) - 1897-1910-е; «История русского искусства» (Автор ряда разделов в тт. 1-3, 6, общая редакция, М., 1909-12, 1916); «Левитан. Жизнь и творчество» (М., 1914, 1965); «Для чего нужно охранять и собирать сокровища искусства и старины» (М., 1919); «Ф.С. Рокотов. Каталог выставки портретов» (Москва-Петроград, 1923); «Моя жизнь. Автомонография» (М.-Л., 1937), «Репин» (М., 1937, 2 т., 2-е изд. дополненное, 1963-64); «Серов» (1980, 2-е изд.); «О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников» (М., 1966).

Награды ведомственные и другие:
Гран При Всемирной выставки в Париже (1937).




Возврат к списку

версия для печати