КРУТОВ Николай Петрович


КРУТОВ Николай Петрович

Художник.
Родился 26 января 1953 года в Муроме. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение дизайна, 2018г.)

Член Московского союза художников (1986г.) 
Член Творческого союза художников России (2017г.)
Член-корреспондент Международной академии искусств (2017г.)
Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (2019г.)

Образование: Московский педагогический государственный университет (1980г.), руководитель С.И. Дудник.

Основные произведения: «Пейзаж с красным зонтиком» (2007г., х.м., 80х90); «Дама в голубом» (2008, х.м., 120х110); «Площадь Маяковского» (2009, х.м., 110х120); «Театральная площадь» (2010, х.м., 100х110); «Адам и Ева» (2013, х.м., 200х130); «Оберег. Черная курица» (2014, х.м., 100х50); «Гулливер» (2018, х.м., 110х100).

Работы находятся в собраниях Московской городской Думы, Nikolskaya Gallery (Москва), Тульского музея изобразительных искусств, Серпуховского историко-художественного музея, Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Ульяновского областного художественного музея. 

Участник выставок с 1981 года.
Основные персональные выставки: Выставочный зал МСХ на 1-й Тверской-Ямской, 20 (2008г.); «Николай Крутов. Живопись» в выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 (2012); «Город-сад» в выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 (2018).

Педагогическая деятельность: директор Художественной школы №7 Первомайского района (1980-1983гг.); преподаватель рисунка и живописи в Детской художественной школе №5 (1983-1985гг.); преподаватель рисунка и живописи в Московском театральном художественно-техническом училище (1985-1987гг.).

Общественная деятельность: Член правления секции живописи Московского союза художников (2002г.).

Общественные награды: Серебряная медаль Московского союза художников (2014г.); Золотая медаль Творческого союза художников России (2015г.); Грамота Министра культуры РФ (2016г.); Медаль им. П.П. Кончаловского (2018г.)

Награды РАХ: Диплом РАХ (2016г.); Серебряная медаль РАХ (2017г.).


«Умение увидеть»
Как последователь модернизма Николай Петрович Крутов придерживается своей субъективной логики построения композиции. В его работах не найти социального подтекста, стремления шокировать зрителя, как нет в них и копирования натуры. Внимание художника сосредоточено на главном — на том процессе творения, когда из небытия зарождается жизнь. Когда каждая линия на холсте начинает дышать, а каждое цветовое пятно обретает дар речи. На его полотнах нагромождение геометрических фигур превращаются в вазы и фрукты, а из квадратов, треугольников и окружностей вырастают целые мосты и площади. При всем этом, художник видит ту черту, за которой кончается фигуративное искусство и начинается абстракция, и он не стремится перейти ее. Играя с преобразованием реальности, легко вдаться в крайность и уйти от мира вещей в царство беспредметного, но сложно сохранить то чувство восприятия, которое дает человеку возможность ориентироваться во времени и пространстве.
Каждый знает, что вверху, за крышами домов — небо, а под ногами — земля, как бы ее не скрывали от глаз асфальтом или коврами. Что слева и справа от человека, спереди и сзади — его мир, в котором он дышит и творит! И свою задачу художник видит в выражении через линии и красочные пятна того, что есть для него этот мир, что есть для него земля, небо и все что между ними. Силой мысли и воображения разобрать окружающие предметы на формообразующие элементы и после собрать на холсте их заново, показав при этом процесс созидания воочию. Так, чтобы, взглянув на картину, зритель смог увидеть этот мир глазами художника, стал соучастником созидания, увидел знакомые предметы в незнакомом окружении, в другом пространстве, где правят цвет и линия.
Свою главную задачу художник видит в разработке цветовых соотношений, в том, как вдохнуть в цвета жизнь и заставить их создавать пространство и материю. Поэтому в композициях работ решающее значение имеет цветовое решение, картины художника — прежде всего это буйство, пульсация и вибрация красок. Цвета то текут ручейками вдоль по плоскости холста, плавно вплетаясь один в другой тонкими градациями полутонов, то вдруг бьют фонтаном ярких чистых красок. Отсюда проистекает особое настроение работ: в них нет гнева и разочарования, они проникнуты жаждой жить и чувствовать и побуждают видеть особенное в незаметном, яркое в сером.
Это ли не истинная мудрость — радоваться тому, что вокруг тебя, нести в своем сердце добро и дарить его окружающим?

Т.Д. Широких, искусствовед.



Возврат к списку

версия для печати