КУДРЕВАТЫЙ Михаил Георгиевич


КУДРЕВАТЫЙ Михаил Георгиевич

Живописец
Родился 9 февраля 1957 года. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2019г.)

Член Союза Художников России (1985г.)
Член Союза художников Южной Кореи (КСАА, 2002г.)

Кандидат искусствоведения (2018г.)
Почетный профессор Нанкинского художественного института «Сяочжуан» (2011г.)
Почетный профессор Цюнтайского университета (Хайкоу, Хайнань, КНР)

Образование: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е.Репина, мастерская монументальной живописи под руководством А.А. Мыльникова (1981г.); Творческая мастерская монументальной живописи под руководством А. А. Мыльникова (1982-1985гг.). 

Основные произведения. Работы в области станкового искусства: «Степан Разин и княжна» (1989г.), «Декрет о мире» (1985г.), «Осенний мотив» (1986г.), «Новгородская семья» (2000г.), «Крещение» (2000г.), триптих «Ленинградский трамвай» (2005г.), трипих «Микеланджело» (2012г.), триптих «Ренессанс» (2013г.), «Цена искусства» (2018г.).
Работы в области монументального искусства: внутренние работы в Покровском соборе Великого Новгорода (1997-2000гг.); наружные и внутренние росписи храма Рождества Христова на средней Рогатке в Санкт-Петербурге (1998-2003гг.); росписи часовни во имя Святых Царственных Мучеников на Средней Рогатке в Санкт-Петербурге (2008г.); росписи часовни во имя Покрова Пресвятой Богородицы у станции метро «Звездная» в Санкт-Петербурге (2013г.); росписи «Хождение по водам» и «Тайная Вечеря» в Федоровской церкви Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге (2014-2015гг.).

Автор научно-методических изданий по вопросам теории изобразительного искусства.
Основные научные труды: «Композиция. Путь к образу» (СПб., 2011, 2015гг.); «Композиция. Композиционный метод А.А. Мыльникова» (СПб., 2019г.); «Композиция. Композиция в живописи В.М. Орешникова» (СПб., 2019г.); «Композиция. Ленинградская академическая школа. В.М. Орешников, Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников» (СПб., 2020г.).

Произведения находятся в собраниях Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов (Саранск), Киргизского национального Музея изобразительных искусств им. Гапара Айтиева (Бишкек), Народного музея С. Есенина (Воронеж), Государственного музея политической истории России (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства, Музее провинции Сычуань (Чэнду: Китай), а также в частных собраниях России, Китая, Южной Кореи, Финляндии, Италии, Англии, США, Тайваня.

Постоянный участник художественных выставок в России и за рубежом.
Персональные выставки: Cанкт-Петербургский Дом Ученых (1995г.), Международная академия наук высшей школы (Санкт-Петербург, 1997г.); Большой зал Союза художников (Санкт-Петербург, 2004г.); Галерея «Дер-Хорн» в городе Тайнань (Тайвань, 2005г.); Тициановский зал НИИМ РАХ (Санкт-Петербург, 2008г.); «Ступени» в Выставочных залах РАХ (Москва, 2016г.).

Педагогическая деятельность: преподаватель кафедры рисунка Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (с 1888г.), профессор кафедры рисунка.

Общественная деятельность: участник благотворительного проекта «По Святым местам» Центра поддержки искусств и Санкт-Петербургской Епархии (с 2008г.); постоянный участник международного проекта «Путешествие во имя мира известных художников из разных стран» Шанхайской Организации Сотрудничества (с 2010г.)

Общественные награды: диплом Лауреата VI Ленинградского смотра творчества под девизом «Молодость, мастерство, современность» (1987г.); Благодарственная Грамота Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва (2000г.); Грамота в благодарность за усердные труды на благо Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга (2011г.); Диплом лауреата премии «Выдающееся произведение» на международной выставке «Добрососедство», посвященной саммиту ШОС в Пекине (2012г.); Диплом лауреата Международного конкурса творческих работ художников и ученых «Герценовский институт в сердце Петербурга» (2012г); Почетный знак «Ардак» Киргизского национального музея им. Гапара Айтиева (2013г.); почетное звание «Художник мира во всем мире» (2013г.); приз «Золотая Кисть» на международной выставке-конкурсе, посвященной 70 годовщине окончания Второй Мировой войны (Брюссель, 2015г.); Благодарность Комитета по культуре Санкт-Петербурга за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга (2015г.); Диплом лауреата в IV Всероссийского конкурса педагогического мастерства среди научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования (2020г.); Диплом I место в международной выставке-конкурсе «Творческая весна» в номинации-живопись и рисунок (2020г.).

Награды РАХ: Серебряная медаль (2017г.).


Петербургская быль.
К трагическим темам русской истории ХХ столетия художник обращался неоднократно. В 1990 году он написал полотно «В Царском Селе», в котором попытался приподнять завесу над историческими событиями и персонажами, которые до сих пор вызывают жаркие споры и неоднозначные оценки. Действующими лицами полотна являются венценосные супруги, наследник престола и Григорий Распутин. Последний вступает в воду царскосельского пруда с юным царевичем на плечах. Фигура неистового «старца» полна энергии, в отличие от безучастного, отстраненного ребенка. Перспектива картинного пространства уходит вдаль и замыкается Камероновой галереей. Николай II в военном мундире, с орденской лентой, императрица – в легком платье и боа, рядом – поджарая собака, оглядывающаяся на них. Безвольная пара, в руки которой была отдана огромная империя, изображена на фоне природы. Казалось бы, весенняя зелень и голубое небо с легкими облачками должны подчеркнуть безмятежность происходящего, но невольно возникает ощущение зыбкости, неустойчивости, призрачности; состояние героев разнится, присутствует психологический разлад. Это подчеркивается и композиционно. 
Второе полотно – «Семья» (1995), вероятно, создано как часть диптиха и повествует о последнем дне царской семьи. Перед мученической кончиной в Ипатьевском доме семья спускается в подвал. Император с царевичем на руках, юные великие княжны вслед за Александрой Федоровной. Композиция лаконична, за ее пределами оставлены цареубийцы: первые – уже спустились в подвал, следующие за героями картины – также не в «кадре» композиции. Но подобное решение не делает картину менее трагичной. Нет, не тревога в выражении лиц, скорее – жертвенная обреченность, неизбежность, неотвратимость происходящего. 

А.Ю. Мудров - директор НИИМ РАХ, член-корреспондент РАХ




Возврат к списку

версия для печати