РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947)
27.9 (9.10).1874, Петербург – 13.1.1947, Нагар, долина Кулуштат Пенджаб (Индия). Жил в Петербурге, Сердобске (1917–18), Выборге (1918–19); Лондоне (1919–20), США (1920–23), Индии (с 1923 с перерывами, с 1928 постоянно).
Действительный член Императорской Академии художеств (1909).
Член СРХ (1902–10), Парижского «Осеннего салона» (с 1906), председатель объединения «Мир искусства» (1910–15), член Югославской академии наук и искусств в Загребе (после 1919), пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте, почетный президент Американо-русской культурной ассоциации (1942–44).
Образование: частная гимназия К. Мая (1883–93); у М.О. Микешина (1891–93), ВХУ (1893–97) у Н.А. Лаверецкого, И.П. Пожалостина, Г.Р. Залемана, П.П. Чистякова, А.И. Куинджи (с 1895); одновременно в Петербургском университете (юридический факультет, окончил в 1898, прослушал курс историко-филологического факультета); студия Ф. Кормона в Париже (1900–01).
Педагогическая и профессиональная деятельность: преподаватель в Археологическом институте в Петербурге (1898–99); секретарь ОПХ (1901–06), директор Рисовальной школы ОПХ (1906–17). Работал в имении кн. М.К. Тенишевой Талашкино Смоленской губ. Совершил две большие экспедиции в Центральную и Восточную Азию (1924–28, 1934–35), путешествовал по Алтаю (1926).
Среди основных произведений: «Гонец. Восстал род – на род» (1897), «Поход Владимира на Корсунь» (нач. 1900-х), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Ростов Великий» (1903), «Воскресенский монастырь в Угличе» (1904), «Псковский погост» (1904), «Славяне на Днепре» (1905), «Бой» (1906), «Поморяне. Утро» (1906), «Городок» (1907), «Могила Викинга» (1908), «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Пантелей – целитель» (1916), «Красные кони» (1925), «Тень Учителя» (1932), «Кришна» (1933), «Знаки ГЭСЭРА» (1940), «Брамапутра, Индия» (1941), «Северная Русь» (1942), «Весна Священная» (1945); театральные работы: эскизы декораций к операм «Князь Игорь» А.П. Бородина (1909), «Снегурочка» А.Н. Островского (1912), драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1912), эскизы костюмов и декораций к балету «Весна священная» И.Ф. Стравинского для «Русских сезонов» в Париже С.П. Дягилева (1913) и эскизы декораций к пьесе А. Давидова «Сестра Беатриса» (1914); монументально-декоративные работы: панно «Богатырский фриз» (1909), росписи и мозаики в церкви Св. Духа в Талашкине (1914).
Автор философских и литературных трудов. Инициатор международного общественного движения в защиту памятников культуры, автор пакта об их охране («Пакт Рериха»).
Иллюстрация в тексте: Н.А. Рерих. 1942-1947. Фото из собрания Государственного музея Востока.
версия для печати