ГОЛОВИН Александр Яковлевич (1863-1930)
Живописец, театральный декоратор, график.
17.2(1.3).1863, Москва – 17.4.1930, Детское Село Ленинградской обл. Жил в Москве (до 1901) и Петербурге – Ленинграде.
Действительный член Императорской Академии художеств (1912)
Народный артист РСФСР (1928)
Член Московского товарищества художников (1893), объединения «Мир искусства» (с 1902), член Союза русских художников (1903–16).
Образование: Катковский лицей в Москве (1872–79) у И.Д.Нерадовского, МУЖВЗ (1881–89) у В.Е.Маковского, В.Д.Поленова, Е.С. и П.С.Сорокиных, И.М.Прянишникова; в Париже у Ж.-Э.Бланша (1889), Р.Колена и О.Мерсона (1897). Посещал Поленовские рисовальные вечера (с 1884).
Профессиональная деятельность: художник частной оперы С.И.Мамонтова (с 1897), в антрепризе С.П.Дягилева, в театрах Москвы и Петербурга. Декоратор (с 1898), главный декоратор (1901–17) Императорских театров в Петербурге. Принимал участие в деятельности «Дома искусства» (1919–20). В советский период работал в театрах Москвы и Ленинграда. В 1920-е иллюстрировал книги для петроградских издательств «Петрополис», «Красная новь»; рисовал обложки для журналов.
Основные произведения. Работы в области сценографии: спектакли «Русалка» А.С. Даргомыжского (1900), «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса (1900), «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (все три совместно с К.А. Коровиным) и др. – в Большом театре; «Золото Рейна» Р. Вагнера (1905), «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (1907), «Кармен» Ж. Бизе (1908) – в Мариинском театре; «Призраки» Г. Ибсена (1907), «Антигона» Софокла (1906) и др. – в Александринском театре. Автор эскизов декораций и костюмов для придворных постановок в Царском Селе и Гатчине. Для антрепризы Дягилева «Русские сезоны за границей» оформил оперу «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1908) и балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1910). В содружестве с В.Э. Мейерхольдом – спектакли «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Стойкий принц» П. Кальдерона (1915), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) и др. – в Александринском театре; «Борис Годунов» Мусоргского (1911), «Каменный гость» Даргомыжского (1917) и др. – в Мариинском театре. Во МХАТе совместно с К.С. Станиславским – спектакли «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше (1927), «Отелло» У. Шекспира (1927–30). Эскизы декораций к мимодраме «Орфей» на музыку Ж. Роже-Люкаса в Парижском театре оперы (1926).
Работы в области станковой живописи: «Плач Ярославны» (1897), «В саду» (1900), «Пруд в чаще» (1909), «Цветы и фарфор» (1915) и др.; серии портретов деятелей русского искусства и литературы (1906–23). Также выполнил совместно с Е.Д. Поленовой эскизы для «Русской столовой» в доме М.Ф. Якунчиковой (1898); с Коровиным – внутреннее оформление кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке в Париже (1900), с М.А. Врубелем – майоликовые фризы гостиницы «Метрополь» в Москве (эскиз панно «Плывущие лебеди» – 1900).
Автор ряда статей («Творчество К.А. Коровина» – «Вестник знаний», 1928, № 15 и др.) и книги «Встречи и впечатления…» (Л.–М., 1940).
Награды: Золотая и серебряная медали Всемирной выставки в Париже (1900).
Иллюстрация в тексте: А.Я. Головин (1863-1930). Автопортрет. 1912. Бумага на картоне, темпера. 88,6х68,9. Государственная Третьяковская галерея.
версия для печати