ГЕ Николай Николаевич (1831-1894)


ГЕ Николай Николаевич (1831-1894)

Живописец
 
15.2(27.2).1831, Воронеж – 2(13).6.1894, хутор Ивановский Борзенского уезда Черниговской губ.
Жил в основном в Петербурге; (Флоренция, Италия, 1864–69); поселился на хуторе в Черниговской губ. (1876).

Профессор (1864, в 1890 – отказался от этого звания), сверхштатный член Совета Императорской академии художеств (1872–74).

Учился: физико-математическое отделение философского факультета Киевского университета св. Владимира (1847–48) и физико-математический факультет Петербургского университета (1848–50), одновременно занимался рисованием; АХ (1850–57) у П.В. Басина; пенсионер АХ за границей (Италия, Германия, Франция, Швейцария, 1857–63).

Один из организаторов и участник ТПХВ (1870), член правления (1870–73), член МОЛХ (1871), ОПХ.

Основные произведения:
Среди работ, исполненных в период пенсионерства и пребывания в Италии: «Смерть Виргинии» (1857–58), «Вид на Везувий в Вико» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1859), «Возвращение с погребения Христа» (1859), «Фраскатти. Горные дали» (1859), «Ливорно. Морские дали» (1862); портреты: А.П. Ге (жены, 1858), доктора Краузе (1861); «Тайная вечеря» (1863, уменьшенное повторение 1866); «Флоренция» (1864), «Оливковая роща в Сан-Теренцо» (1867), портреты А.И. Герцена (1867), И. Доманже (1868); «Перевозка мрамора в Карраре» (1868); картины – «Вестники Воскресения» (1867), «Христос в Гефсиманском саду» (1869) и др., а также ряд эскизов на евангельские темы. По возвращении в Петербург создал ряд портретов деятелей русской культуры – Н.И. Костомарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова и др. (1870–76); исторические картины – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), «Пушкин в селе Михайловском» (1875) и др. В 1880-х – нач. 90-х писал картины на евангельские темы, «Милосердие» (1880, уничтожена автором), «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» («Христос и Пилат», 1890), «Голгофа» (1893), «Распятие» (1894, последняя картина Ге, над которой он работал с 1884). Одновременно написал портреты – Е.И. Забелло (ок. 1880), Л.Н. Толстого (1884), М.Л. Толстой (1891), «Автопортрет» (1893) и др. Исполнил также ряд скульптурных портретов, офортов; иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы» (М., 1886).

Автор мемуаров, статей по вопросам искусства («Жизнь художника 60-х годов» в «Северном вестнике», 1893; «Встречи», там же, 1894; «Об искусстве и любителях» – «Артист», 1894). Основные издания: Н.Н. Ге, его жизнь, произведения и переписка. Сост. В. Стасов, М., 1904; Н.Н. Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. М., 1978.


 



Возврат к списку

версия для печати