ВОРОБЬЁВ Максим Никифорович (1787-1855)
Живописец
6(17).8.1787, Псков – 29.8(10.9).1855, Петербург. Жил в Петербурге. Отец С.М. Воробьева.
Академик (1814), советник (1827), профессор (1823), заслуженный профессор (1843) Императорской Академии художеств.
Образование: АХ (1798–1809) у Ж. Тома де Томона, Ф.Я. Алексеева; путешествовал с Ф.Я. Алексеевым по России (1810–12, Москва, Воронеж, Орёл).
Служил в АХ «для обучения воспитанников музыке» (1796), преподавал в АХ (1815–50), руководил перспективным классом (с 1824), классом живописи пейзажей и перспективы (с 1826). Был командирован для «снятия видов» в Москву (1817–18); в составе дипломатической миссии Д.В. Дашкова путешествовал по Ближнему Востоку (1820); во время Русско-турецкой войны был прикомандирован к Главной квартире 2-й армии на Дунае (1828).
Основные произведения: картины «Уборка сена» (1812), «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV…»; виды (живописные и графические) Москвы (главным образом Кремля). Большое место в его творчестве занимают пейзажи Петербурга. Среди них – «Вид Невы со зданием Кунсткамеры и Петропавловского собора» (1814), «Парад на Дворцовой площади. 1815 г.» (1817), «Вид петербургский с Невы-реки во время лунной ночи» (нач. 1820-х), «Восход солнца над Невой» (1830), «Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» (1835), «Летняя ночь в Петербурге» (1839), «Монумент Петру I и Исаакиевский собор» (1844). Неоднократно совершал путешествия за границу (1820–21 – Ближний Восток, 1828 – Болгария, в действующую армию; 1844–45 – Италия), где выполнил многочисленные пейзажи и жанровые сцены. На их основе создал картины: «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (нач. 1820-х), «Вид Смирны» (1827), «На берегу Чёрного моря» (1832), «Дуб Торкватто Тассо» (1848), «Закат в Риме» (1851) и др. Автор нескольких гравюр.
версия для печати