НАСЕДКИН Владимир Никитович
График, живописец, автор объектов и инсталляций. Персональный сайт: nasedkin-badanina.com
Родился 4 апреля 1954 года, г. Ивдель Свердловской области. Живет и работает в Москве.
Почетный член Российской академии художеств (2015г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1996г.)
Заслуженный художник (2010г.), Народный художник (2023г.) Республики Северная Осетия-Алания
Член Московского Союза художников (1983г.), Творческого Союза художников России (2005г.)
Образование: художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (1971-1976гг.), где учился у Л.И.Перевалова и К.П.Черепанова.
Основные произведения: цикл линогравюр «Ожидание» (1986г.); цикл ксилографий «Берег моря» (1991-1993гг.); циклы живописных работ: «Обнаженная» (1990-1997гг.), «Геометрия света» (2001-2020гг.), «Google. Планета Земля» (2008-2020гг.); цикл рельефов «Рельефы» (1993-1997гг.).
Ряд проектов созданы в соавторстве с супругой Татьяной Васильевной Баданиной, в том числе дизайн павильонов «АН-70» на Международном авиа-шоу в Германии (Берлин, 2000 г.), II Международном космическом шоу в Киеве «Авiaсвiт-ХХI» (Украина, 2000г.), III Китайской международной выставке авиации и космического пространства (Джухай-Макао, 2000г.).
Организатор и куратор совместно с Татьяной Баданиной международных симпозиумов на Урале (1989г.), в Непале (2000г.) и Тибете (2000г.), на Байкале (2001г.), в Ферапонтово (2003г.). Куратор пленэров в Татарстане (1978г.), Якутии (1979г.), Карелии (1980г.), на Алтае (1981г.), Соловках (1982г.), в Хакасии (1983г.), на Урале (1984-1985гг.), в Ферапонтово (198 г.), Угличе (1987г.), Латвии (1988г.), в Крыму (1989г.).
Участник выставок с 1975 года. Около 30 персональных выставок прошли в России и за рубежом.
Произведения хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музеев Московского Кремля, Музея Востока (Москва), Государственного центра современного искусства (Москва), Московского музея современного искусства, Министерства культуры Российской Федерации, Государственного центрального музея современной истории России (Москва), Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (Франция), галереи «Альбертина» (Австрия), Художественного музея Зиммерли (США), многих художественных музеев России и мира.
Педагогическая деятельность: старший преподаватель кафедры живописи на художественно-графическом факультете Нижнетагильского государственного педагогического института (1978-1989гг.)
Награды: Гран-при III международной биеннале станковой графики в Калининграде (1994г.); I премия конкурса живописи в Твери (1995г.); I премия II Международной триеннале печатной графики в Каире (Египет, 1996г.); I премия VI Международной биеннале графики в Лодзи (Польша, 1996г.); премия музея Мирового океана IV Международной биеннале станковой графики (Калининград, 1996г.); приз Литовской Академии художеств III Международной биеннале графики в Вильнюсе (Литва, 1998г.); I премия I Международной биеннале станковой графики в Новосибирске (1999г.); номинант Государственной премии Российской Федерации (2002г.), Премия им. Г.С. Мосина Министерства Культуры Свердловской области (Екатеринбург, 2005г.); I премия I Международного фестиваля садово-парковой скульптуры (Екатеринбург, 2006г.); I премия II Международной выставки современной актуальной скульптуры «Аrtполе.Technology» (Москва, 2006г.); Грант Министерства Культуры Франции (2007, 2011, 2012 гг.); II премия «Конкурса географического дизайна» (Москва, 2014г.); номинант Ежегодной общероссийской премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева «Aрхиwood» в номинации «Лучший арт-объект» (2016г.); стипендия Министерства Культуры РФ (2023 г.)
Награды РАХ: Благодарность (2015, 2018гг.)
Начало начал
Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. …И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро: день один. …И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». Так сложилась структура – начало начал. Бесконечно повторяя этот божественный акт, художник подобно Создателю вносит в мир порядок, выделяя гармонию из хаоса. Прибегая к помощи геометрии, архитектуры, живописи, он пытается структурировать не столько реальное пространство, сколько пространство смыслов.
Структура и структурность – главные определения творчества Владимира Наседкина. Если топография – тема произведений художника, контрасты – настроение, то структура – это характер его работ и способ материализации идеи. Вступая в силу после появления топоса (земли), эта структура – суть поиск границ и контрастов. Вернув линии ее начертательную функцию, художник чертит свои структуры.
Новое время потребовало от автора проявления интеллектуальности, скепсиса и аналитики – последователь и преемник традиций Малевича, Мондриана и Лисицкого, Наседкин отказался от эфемерности и визуализации тонких энергетических потоков во имя анализа формы, сделав свои абстракции почти материальными. Серия «Белое на белом» Малевича в сравнении с живописью «Промзона» или французскими гравюрами Наседкина – как безвидная пустая земля, ждущая отделения света от тьмы. В творчестве Наседкина появляется конкретная, контрастная плоскости форма со своим светом и тенью, порой обретающая плоть. Инсталляция «33 вида Клязьмы» – сооружение из бруса, стены которого поставлены под углом, образуя закрытую комнату, всего 13 углов, ни одного прямого, 15 окон-бойниц – очищенная от функции форма, превращенная в знак. Объемная абстракция «33 вида Клязьмы» – не просто постройка, а шифр, в котором закодирован некий смысл. Архитектурные пробы художника не существуют по законам архитектуры, рисунки геометрических фигур не живут по законам геометрии, а структуры не подчиняются рациональным формулам. На плоскости они обнаруживают объем, а в пространстве возводят в квадрат значение плоскости. Сваривая железные листы, приколачивая деревянные доски, Наседкин создает произведения, в которых материя, отбросив все лишнее, предстает в своем первозданном очищенном виде, порой даже не как символ, а лишь намек.
Известный своим минималистичным подходом мастер осторожен относительно выбора цвета и количества проведенных линий, но минимализм его – не скупость, а аскетизм, который на пути к совершенству не мешает создавать полнокровную, почти осязаемую живопись. Изображения художника на плоскости столь же ощущаемы, как работы в пространстве – плотный грунт и густая краска, земля, подмешанная к красочному слою, делают творение на полотне еще более материальным. Творчество Владимира Наседкина устроено таким образом, что мы всегда можем видеть в произведении структуру, начиная от маленьких карандашных эпюр до больших пространственных проектов. Ортогональные проекции представляются мне предтечей настоящей архитектурной или живописной формы, их архетипом, образцом, как основа основ, как начало множества начал.
Анна Ленгле
Иллюстрация в тексте: В.Н.Наседкин. Фото: Алан Воуба
версия для печати