БАДАНИНА Татьяна Васильевна
График, живописец, автор объектов и инсталляций
Родилась в 16 ноября 1955 г. в г. Нижний Тагил, Урал. Живёт и работает в Москве (с 1997г.).
Член Союза художников России (1989г.)
Образование: художественно-графический факультет Нижнетагильского Государственного Педагогического Института (1973-1978гг.). Руководители: Антоний В.П., Перевалов Л.И., Багаев И.И.
Преподавала в Нижнетагильском Государственном Педагогическом Институте на художественно-графическом факультете (1978—1991гг.)
Постоянный участник выставок с 1977г.
Участник выставочных проектов в музеях России:
Государственном Эрмитаже. Санкт-Петербург: «848. Коллекция Жоржа Мачаре и Нади Волконской» (2013 г.)
Государственном Русском Музее. Санкт-Петербург: «Абстракция в России. XX век». (2001г.); «Коллаж в России». (2006. «Бумажная скульптура». (2014г.).
Государственной Третьяковской Галерее. Москва: «Абстракция в России», (2002; «Ревизия материала» (2005—2006г.)
Государственном Музее Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина. Москва: «Студия «Сенеж»-55 офортов» (2003г.)
Музее декоративно-прикладного искусства. Москва: «Предметы и объекты» (2003г.); Персональная выставка «Белые одежды. Посвящение» (2012 г.), «Код Эпохи» (2013г.)
Государственном Музее Востока. Москва: «Сады и пустыни» (1999г.)
Московском музее современного искусства: «Новый Ангелларий». (2007; «К полету готов?». (2014г.); ряд экспозиций из фондов музея
ГЦСИ, Москва: «Авторская книга поэта и художника. Между текстом и образом» (2005г.); «Transition in Russia» (2008г.); «Пригов: точка сборки» (2010г.); Выставка-презентация Международного симпозиума «Аланика (2010г.); «Благотворительный аукцион произведений современных российских художников в поддержку А. Ерофеева и Ю. Самодурова». (2010г.), «Пространство Lucida». (2014г.).
в залах Большого и Нового Манежа, ЦДХ, Винзавода, Артплея, Политехнического музея, Музея современной истории России и др.
Принимала участие в Международных художественных ярмарках:
Международная художественная ярмарка «Арт-Москва» (Москва, 2004, 2006, 2009, 2011гг.);
2-я Международная биеннале современного искусства (Москва, 2007г.);
5-я Международная биеннале современного искусства «Aluminium» в Баку (Азербайджан, 2010г.).
Организатор и куратор (совместно с Владимиром Наседкиным) международных симпозиумов на Урале (1989г.), в Непале (Катманду) и Тибете (Лхаса, 2000г.), на Байкале (2001г.), в Ферапонтово (2003г.). (художники Франсиско Инфанте и Нонна Горюнова, Александр Пономарёв, Леонид Тишков, Александр Шабуров, Иван Порто, Аристарх Чернышев, Владислав Ефимов, Константин Батынков, ...)
Как дизайнер (совместно с В. Наседкиным) оформляла павильоны российско-украинского консорциума «АН-70» на Международном Авиа-шоу в Германии. ILA. Берлин. (2000г.); на II Международном космическом шоу в Киеве АВIAСВIT-XXI.Украина.(2000г.); на III Китайской международной выставке авиации и космического пространства. Чжухай-Макао. (2000г.); ряд интерьеров в Киеве и в Москве
Участник международных симпозиумов современного искусства в России, США, Франции, Турции, Польше, Германии, Голландии, Украине, Азербайджане, Японии
Персональные выставки: Галерея «Юнион», Москва (совместно с В.Наседкиным и С. Брюхановым) (1991г.), Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, Н. Тагил (1993г.), Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург (совместно с В.Наседкиным) (1993, 1995 гг.), Галерея «Кино», Киноцентр, Москва (1996, 1997 гг.), Графический центр Союза художников, Вильнюс, Литва (1999г.), Калининградская государственная художественная галерея, Калининград (совместно с В. Наседкиным и Н. Заровной) (1999 г.), Галерея «РОСИЗО», Москва (1999г.), «Русская галерея», Таллинн, Эстония (2002г.), «Крылья». Галерея «Сэм Брук», Москва (2003г.), «Покров». Акция. Серафимо-Знаменский скит, Московская область (2005г.), «Белые одежды». Серафимо-Знаменский скит, Московская область (2007г.), «Покров». Галерея «Materia prima», Москва. (2007г.), «Tranzit», «Оber-gallery», Кент, США (совместно с В. Наседкиным) ( 2009г.), «проСВЕТ». Галерея «Культпроект». Москва (2012 г.), «Белые одежды. Посвящение...». Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва (2012г.), «Amour 1221» 55 Венецианская биеннале современного искусства. Палаццио CA'Zanardi, 4132. Венеция (2013г.), «Вербное воскресенье». Серафимо-Знаменский скит, Московская область (2014г.), Международная триеннале современного искусства «Echigo-Tsumari» в Японии (2015 г.)
VI Московская биеннале современного искусства. (2015г.), Московская биеннале скульптуры в Коломенском. (2016г.), «Книга скульптора».Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург. (2018г.), «Земля и Небо». Ирландия. Дублин. Zozimus-gallery (совместно с В. Наседкиным) (2018г.) и другие.
Основные произведения: Цикл «Белые одежды», цикл живописи «Вербное воскресенье», цикл гравюр «Таблица звезд, цветов и птиц», цикл живописи «Русская архитектура».
Произведения представлены в коллекциях: Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Эрмитажа,(Санкт-Петербург),Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музея Востока (Москва), Государственного музея современной истории России (Москва), Московского музея современного искусства, Zimmerli Art Museum, Нью-Брунсвик (США), Коллекции Дойче-банка (Берлин), Коллекции Фонда Культуры «Екатерина» (Москва), Коллекции Министерства Культуры РФ (Москва), а также в государственных музеях и галереях Калининграда, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми, Ирбита, Уфы, Орла, Ивано-Франковска, Кургана,Сургута, Астаны, Владикавказа, Архангельска и др.
Общественная деятельность: Старший преподаватель кафедры живописи на художественно-графическом факультете Нижнетагильского государственного педагогического института (1979-90 гг.), Член МСХ (1989г.), Член ТСХ (2005г.).
Государственные и общественные награды и премии: диплом I Всесоюзной биеннале станковой графики, Калининград (1989г.); диплом III Международной биеннале станковой графики, Калининград (1994г.); Гран-при I Международной триеннале печатной графики, Уфа (1995г.); Грант Министерства Культуры Франции AAFA. Париж, Франция. Cite International des Arts. (2007, 2011, 2012гг.), Почетный диплом I Биеннале христоцентричного искусства. Москва (2021г.)
Награды РАХ: Диплом РАХ (2019г.)
«От черного к белому»
Белое, как и черное, всегда динамично. Оно как абсолютный свет стремится к взаимодействию с формой, обволакивая ее и выявляя в контрастных соотношениях с поглощающим свет черным. Семантика белого как света, возможности его образного претворения стали важнейшей составляющей творческих поисков Татьяны Баданиной. В последние годы она ищет возможность пластически передать то, что неосязаемо и не имеет материальной формы -- свет,преображающий мир и наполняющий его жизнью, вступающий во взаимодействие с формой, ее выявляя, и с тьмой, ее усмиряя и растворяя. Большая часть ее живописных и графических работ последнего времени, как и ее пространственные инсталляции обладают какой-то почти стерильной чистотой. В них преобладает белый цвет или очень светлые, выбеленные, как бы поглощенные светом цвета, когда цвет скорее угадывается, чем воспринимается. Ритуальные знаки, схожие с древними письменами, покрывающими скалы, керамику, стены буддийских храмов и вышивку в русских деревнях, столь же естественны в работах Баданиной, как и их белизна. Ведь то и другое берет свое начало в магической первопричине всего сущего -- в свете, рождающим жизнь и ее воплощающим. Вступая во взаимодействие с другими цветами -- желтым, синим, красным или зеленым, белое лишает их интенсивности, приглушает их звучание и как бы наполняет собой. Танины "белые рельефы", заполняющие большие плоскости, напоминают природные окаменелости или едва проступающие ритуальные знаки ушедших культур, как ее офорты с крылатым объектом -- это всего лишь "тень" крыльев, их знак, отпечаток, заключающий в себе извечную идею полета. Ее световые инсталляции "Буддийская месса в Москве" и "Генератор времени" на последней выставке галереи "Кино" в Малом Манеже, использующие разные по плотности материалы -- рисовую бумагу или прозрачный пластик, подобны мощным световым потокам, заключенным в удерживающие их колонны. На границах световых колонн возникает напряжение, борение света и тьмы, рождающие динамичный и многозначный образ.
Профессор МГУ Вера Дажина. Август 2003г. Москва
«Журнал Федора Конюхова» №1 (7) 2004
версия для печати