ГАТТЕНБЕРГЕР Наталия Леонидовна
Художник декоративно-прикладного искусства, ювелир.
Родилась 30 октября 1932 года в Москве. Живет и работает в Москве.
Почетный член Российской академии художеств (2013г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1999г.)
Член Союза художников России (1964г.)
Член Ассоциации художников декоративных искусств (АХДИ, ...г.)
Образование: Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ б. Строгановское) по специальности художественная обработка металла (1956 г.). Руководитель диплома профессор Ф.Я. Мишуков.
Основные произведения: настенные композиции - «Окно» (горячая эмаль на меди, алюминий, 1984г.), «Твоих оград узор чугунный…» (мельхиор, горячая эмаль, алюминий, 1986г.), «Время прошедшее» (горячая эмаль на меди, алюминий, 1992г.), «Московские переулочки» (горячая эмаль на меди, дерево, алюминий, 1996г.); комплекты ювелирных украшений - «Октябрь» (1977г.); «Солнечный» (1980г.), «Ангара» (1981г.), «Родник» (1982г.), «Арктика» (1984г.), «Лето» (1987г.), «Морская пена» (1991г.), «Путешествие к Марсу» (1992г.), «Виктория» (1995г.); броши – кармашки (1979, 1988, 1992гг.); колье - «Феникс» (1988г.), «Лебедь» (1988г.) и многие другие.
Произведения находятся в коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного исторического музея (Москва), Всероссийского музея декоративного искусства (Москва), Оружейной палате Московского Кремля (Москва), Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Калининградского областного музея изобразительных искусств, Магнитогорской картинной галереи, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), муниципального музея Лиможа (Франция), музея эмали Кечкемета (Венгрия).
Участник всесоюзных, республиканских и международных выставок с 1964 года. Зарубежные выставки прошли в Польше (Варшава, 1969г., Катовице, 1975г., Легница, 1988г.), Венгрии (Будапешт, 1976г., Кечкемет, 1988г.), США (1971г. передвижная выставка), Чехословакии (Яблонец 1971, 1974, 1977, 1980гг., Прага, Братислава, 1985г.), Канаде (Монреаль, 1967г.), Великобритании (Лондон, 1968, 1989гг., Эдинбург, 1987г.), Франции (Париж, 1969г., Лимож, 1984г., Страсбург, 2002г.). Персональные выставки прошли в Москве (1979, 2012гг.).
Государственная и общественная деятельность: член Центрального совета Всесоюзной художественной лотереи (1975-1989гг.), Художественного совета при Союзювелирпроме (1975-1985гг.), Республиканского художественного совета по декоративно-прикладному искусству Художественного фонда РСФСР (1979-1989гг.), выставочной комиссии бюро декоративной секции Московского Союза художников (1981-1986 гг.), Государственной экспертной комиссии Министерства культуры СССР (1982-1988гг.), творческой комиссии по декоративно-прокладному искусству Правления СХ РСФСР (с 1984г.). Работала в художественных советах Комбината прикладного искусства (с 1961г.) и Экспериментального творческо-производственного комбината (ЭТПК, ...г.).
Государственные и общественные награды: медаль «За трудовое отличие» (1986г.); медаль «В память 850-летия Москвы» (1997г.); диплом и медаль Московского Союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2010г.); золотая медаль Союза художников России (2012г.). Дипломы и почетные грамоты: Совета министров РСФСР (1973, 1976гг.), Московской организации Художественного фонда РСФСР (1963, 1964, 1969, 1976гг.), организационного комитета юбилейной выставки «Художники Москвы – 50-летию Октября» (1967г.), секретариата правления Союза художников РСФСР (1973г.), Московской организации СХ РСФСР (1982г.), Московского Союза художников (1985г.), Министерства культуры (1986г.), почётная грамота ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (1987г.), дипломы Союза художников России (1994-2007гг.), Генерального консульства РФ в Страсбурге (2002г.), благодарность Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (2010г.).
Награды Российской академии художеств: серебряная медаль РАХ (2003г.), Благодарность РАХ (2012г.), медаль «Достойному» РАХ (2017г.).
Наталия Гаттенбергер в 1956 году окончила МВХПУ (бывш. Строгановское). В 1961 г. стала работать в Комбинате прикладного искусства (КПИ) Художественного фонда РСФСР и вот уже 50 лет занимается прикладным искусством.
Наталией Гаттенбергер выполнено много образцов художественных изделий для серийного производства мастерскими Художественного фонда РСФСР Москвы, Ростова-на-Дону, Омска.
В семидесятых годах сделана серия работ совместно с миниатюристами Палеха. Среди них комплект «Русская красавица», подвес «Лесная песня» (Государственный русский музей), брошь «Царевна-лягушка» (Государственный исторический музей).
Конец 70-х годов был интересен сотрудничеством с Общесоюзным домом моделей – участием в подготовке коллекций одежды в ансамбле с украшениями для показов в Лондоне и Париже. Работа с костюмами затем продолжилась с киностудией «Мосфильм» над созданием серии украшений для персонажей фильмов «Руслан и Людмила», «Визит вежливости», «Чёрная стрела».
С начала восьмидесятых годов Наталия Гаттенбергер осваивает технику горячей эмали, в которой выполнены настенные композиции «Окно», «Московские переулочки», «Время прошедшее», «Воробьёвы горы. Дождь», «Твоих оград узор чугунный…», «Возрождение», колье «Феникс» и другие.
Наряду с работами в металле и эмали художник занимается и акварельной живописью.
Заставить говорить металл...
Иван-да-Марья. Есть такой лесной цветок. Неброский с виду, но очень милый… Вспоминаешь его, глядя на серёжки, которые выполнила из мельхиора, сердолика и аметиста московская художница-ювелир Н.Л.Гаттенбергер. Недавно это украшение пополнило экспозицию одного из музеев Московского Кремля.
Наталии Гаттенбергер посчастливилось заниматься у известного знатока ювелирного дела Ф.Я.Мишукова. Может быть, уже тогда, во время учёбы в Строгановке зародился интерес у юной художницы к ювелирным изделиям древнерусского искусства. Во всяком случае, он укрепился у неё после знакомства с богатейшим собранием таких произведений, хранящихся в Государственном Историческом музее.
Заставить говорить металл, претворить по-своему опыт прошлого и найти путь к новому – всё это раскрывает перед ювелиром простор для увлекательных поисков. Вдохновлённая наследием древних мастеров Н. Гаттенбергер создаёт такие гарнитуры, как «Кубань», «Хозяйка медной горы», «Каскад». Прообразы этих украшений – древние гривны и подвески.
Я листаю каталог с работами Наталии Леонидовны. Вот одно из показательных её изделий – комплект «Волан». Браслет и кольцо. Металл – словно мягкая, послушная ткань. И «складочки» подчёркивают его исконные свойства – гибкость и ковкость.
По словам художницы, для неё главное – не материальная ценность металлов и камней. Работая с мельхиором, медью, латунью, редко с серебром, Н. Гаттенбергер считает наиболее ценным творческую мысль, неожиданное художественное решение.
— Иногда причудливый узор, какая-нибудь затейливая прожилка в простом камне или неровность его окраски привлекают меня больше, чем самый дорогой материал, из которого можно сделать ту или иную вещь, — говорит Наталия Леонидовна.
Используя в работе различные полудрагоценные и поделочные камни, Н. Гаттенбергер предпочтение отдаёт хризопразу. Особенно удачно использован этот камень в гарнитуре «Весна». Здесь каждое отдельное украшение и похоже и не похоже на остальные. Круглые и овальные камушки хризопраза – то ярко-зелёные, и прозрачные, то мутноватые с лёгким желтым отливом – вызывают в памяти капли росы, набухающие почки, первую листву…
По-новому дарование ювелира раскрылось в начале семидесятых годов в работах с палехской миниатюрой. Кольца «Калинка моя», «Русалка», «Хозяюшка», броши «Иванушка», «Красный конь», «Бубенчики»… Невозможно отвести глаз от этой красоты, созданной Н. Гаттенбергер в содружестве с палешанами Р. Смирновой и И. Ливановой. Как драгоценность подаётся миниатюра оправой – будто неприметной, но таящей в себе и большую выдумку, и тонкий кропотливый труд…
— На цветных фотографиях в каталоге эти изделия чудесны, а наяву, наверное, ещё лучше. Где их можно увидеть? — спрашиваю автора.
— Мои работы есть в экспозиции Государственного музея палехского искусства, в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, — отвечает Наталия Леонидовна. — Представлены они и на выставке, посвящённой 50-летию МОСХа, в Центральном Доме Художника на Крымской набережной.
Её изделия экспонировались в Венгрии, Чехословакии, Канаде, США, во Франции. Наталии Леонидовне довелось сотрудничать со специалистами Общесоюзного Дома моделей одежды, с художниками по костюму киностудии «Мосфильм». За создание ювелирных украшений к фильму «Руслан и Людмила» она награждена специальным дипломом и премией Художественного фонда РСФСР. Когда-то художница с восхищением знакомилась с коллекцией ювелирного искусства в Государственном Историческом музее, а теперь и здесь есть её работы. Среди них комплект «Блики» – серьги и кольцо из латуни и кварца.
В последнее время Наталия Леонидовна занята созданием украшений современных форм. И вкладывает она в них много доброго юмора, удивительного чувства меры и изящества.
Газета «Советская торговля». 31 июля 1982г.
Иллюстрация в тексте: Н.Л. Гаттенбергер во время вручения академических регалий в Российской академии художеств, 2017 год. Фото: пресс-служба РАХ.
версия для печати