БАТАКОВ Николай Николаевич
График
Родился 11 октября 1949 года в городе Великий Устюг Вологодской области. Живет и работает в Калининграде.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение графики, с 2013г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2004г.)
Член Союза архитекторов СССР, России (1978г.)
Член Союза художников России (1991г.)
Образование: архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1973г.).
Основные произведения: станковая графика – «Виртуозы» (1989г.), «Рейнеке-Лис» (1995г., офорт), «Литургия» (1998г., офорт), «Алиса в стране чудес» (2000г., офорт), «Апокалипсис Св. Иоанна Богослова» (2001г., офорт), «Вавилон» (2002 г., офорт), «Карнавал» (2004г., офорт), «Реквием» (2007г., офорт), «Ной собирает ковчег» (2009 г., офорт), «Пророк Иона» (2013г., офорт), «Троя» (2015г., офорт), «Потоп» (2015г., офорт), «Притча о Ное» (2015 г., офорт), «Карантин» (2022г., офорт), «Во спасение» (2023г., офорт); иллюстрации к произведениям - «Доктор Живаго» Б.Пастернака (2017г., офорт), «Лабиринт света и Рай сердца» Яна Амоса Коменского (2017г., офорт); «Благовещение» (2017г., офорт), «Великий инквизитор» «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского (2017г., офорт), «Князь Андрей и Наташа Ростова» «Война и мир» Л.Н. Толстого (2017г., офорт), «Маленький принц» (2020г., офорт).
Произведения находятся в собраниях Калининградской художественной галереи, Музея-заповедника «Музей Мирового океана» (Калининград), Калининградского областного историко-художественного музей, Братского государственного объединенного музея, Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова (Уфа), Вологодской областной картинной галереи, Картинной галереи г. Красноармейска (Московская область), МВО МВК Российской академии художеств (Москва), Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (Москва), Бьюик музея в Черрибурне (Великобритания), Замка-музея Мальборк (Польша), Исторического музея Любина (Польша), Культурного центра Легница (Польша), Выставочного центра «Арсенал» в Риге (Латвия), Дворца наций в Женеве (Швейцария), Международного экслибрис-центра в Сант-Никлаасе (Бельгия), Грюнвальд-центра в Лос-Анжелесе (США), Университет искусств Тама в Токио (Япония), галереи «ArtGraph» в Нагойе (Япония) и других музейных и частных зарубежных собраниях.
Участник выставок с 1987 года. Персональные выставки прошли в Калининграде (1995, 1996, 2015, 2024гг.), Нагойе (Япония, 1999, 2003, 2007, 2011, 2013, 2015, 2018гг.), Токио (Япония, 2000г.), Светлогорске (2001г.), Гданьске (Польша, 2003г.), Хиросиме (Япония, 2005г.), Пекине (КНР, 2018г.), Кобе (Япония, 2019г.).
Государственные и общественные награды: Диплом и премия Министерства культуры Латвии (1990г.); Диплом жюри и премия Биеннале станковой графики «Калининград-Кенигсберг» (1990г., 1992г.); Специальная премия на выставке «Собор» (Калининград, 1993г.); Диплом и медаль Международной биеннале малых форм графики и экслибриса (Остров Великопольский, Польша 1995г.); Региональная профессиональная премия «Признание» за достижения в области изобразительного искусства (Калининград, 2000г.); Гран-При IV Международного триеннале графики малых форм Вильнюс-2001; Диплом Уральской триеннале печатной графики (Уфа, 2010г.); Диплом и медаль 17 Международной биеннале экслибриса (Вильнюс, Литва, 2011г.) Диплом III выставки Всероссийского конгресса экслибриса (Вологда, 2011г.); Диплом и медаль конкурса экслибриса в Гливице (Польша, 2012г.); Диплом, медаль, приз за первое место во второй международной выставке-конкурсе малых форм графики и экслибриса (Брест, Белоруссия, 2013 г.); Государственная стипендия Министерства Культуры Российской Федерации (2013г.); Диплом, медаль, в III международной выставке- конкурсе малых форм графики и экслибриса (Брест, Белоруссия, 2015 г.).
Награды Российской академии художеств: Диплом РАХ (2006г.), медаль «Достойному» РАХ (2019г.).
«Природа вдохновения»
Центральный объект всех работ Н. Батакова – человек - изобретён самим художником. Он – главный знак и строительный материал, при помощи которого художник сочиняет свои истории, философствует, расставляя людей в определённом порядке, выстраивая мизансцену. Графика Н. Батакова – это книга для прочтения, в которой роль букв принадлежит образам. Это авторский способ написания текста, где само слово «текст» употребляется не в переносном, а прямом смысле. И если существует такая разновидность графики, как «визуальная поэзия», то произведения Н. Батакова можно было бы назвать «визуальной прозой».
Искусствовед Т.Ю. Суворова
«Мир Николая Батакова. Понять художника»
В графических листах Николая Батакова перед нами возникает своего рода энциклопедия мировой культуры. В ней запечатлены христианские сюжеты (в том числе и сугубо литургические), античные мифы, литературные образы из хрестоматийных книг, а также интеллектуально проработанные самостоятельные инвенции и своего рода аллегории. На берегах Балтики, в городе Канта Кёнигсберге - Калининграде, который прежде был цитаделью прусского милитаризма (разгромленного без остатка), притом всегда оставался средоточием высокой культуры и университетского знания, творится нечто удивительное. Русский художник выстраивает здесь своего рода хранилище, или накопитель мировой культуры. Он оперирует большим историческим временем. Он живет в большой истории. Батаков-художник прочно связан с российской почвой, с традициями и реальностью русской национальной культуры. И он же – настоящий космополит в лучшем смысле этого слова, как это вообще свойственно истинно русским поэтам, художникам, артистам, музыкантам. Он открыт истории, мировой культуре.
Перед нашими глазами проходят канонические сюжеты из классического эпоса Античности, из средневекового театра, из аллегорической литературы барокко и классицизма. Ключевые моменты Писания, от эпизодов жизни пророков и Моисея до Нагорной проповеди Христа, предлагаются нам в этом храме знаний и духовного просветления. Фольклорные анекдоты и старинные шванки и фаблио о дурнях и чудаках, смешных вояках и странных мечтателях, о кораблях дураков, о безумствах влюбленных женщин и мужчин, об ученых занятиях врачей, естествоиспытателей и других носителей высокой мудрости и дурацких заблуждений; этот мир образов культуры сменяется сюжетами из Новой истории, из философии и литературы той стадии развития, которая непосредственно подготовила наши сегодняшние умы.
Художник погружает нас в свои прочтения сцен и эпизодов классической русской литературы, книг Гоголя, Толстого и Достоевского. Мы снова и снова вместе с художником пересекаем, почти обжигаясь, горячие страницы лихорадочных писаний Фридриха Ницше. Мелькают перед нами и персонажи совсем уже актуальных на сегодняшний день книг, от Набокова до Бориса Пастернака. Тут - царство эрудиции, заповедная зона интеллектуализма, и в малоформатных, иногда крошечных изображениях сконцентрирован, без преувеличения, обширный опыт мировой культуры. Гуманитаристика и весь комплекс тех дисциплин, которые положены европейскому, в том числе российскому интеллигенту, закреплены в изысканно гротескных, занятных и «карнавальных» формах.
Доктор искусствоведения, академик РАХ А.К. Якимович
Иллюстрация в тексте: Николай Батаков. Автор фото: Никита Ситнер.
версия для печати