ФЕДОРОВА Мария Владиславовна


ФЕДОРОВА Мария Владиславовна

Художник по костюмам, график, искусствовед.
Родилась 22 июня 1952 года в Москве. Живет и работает в Москве.
Принадлежит к династии художников Осиповых – Федоровых.

Член-корреспондент (2012г.),
академик Российской академии художеств (Отделение театрально- и кинодекорационного искусства, с 2016 г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2000 г.)
Член Союза художников СССР, Союза художников России, Московского Союза художников (1978 г.); Союза театральных деятелей России (2006 г.)

Образование: Московский текстильный институт, факультет прикладного искусства (1974 г.). Училась у Ф.В. Антонова, Е.С. Зерновой, О.В. Чистякова, Т.В. Козловой. Занималась живописью у В.В. Фаворской. Дипломная коллекция костюмов выполнена в Общесоюзном доме моделей одежды (ОДМО) под руководством В.М. Зайцева.

Основные произведения: костюмы для концертных программ Государственного эстрадного оркестра РСФСР под управлением Л.О. Утесова (1978), Государственного ансамбля танца России п/р Т.Д. Лукьяновой (1980-1997) и многих коллективов «Росконцерта»; ансамбля «Русская песня» п/р Н.Г. Бабкиной (1982-2016). Среди основных работ для ансамбля «Русская песня» – коллекции костюмов «Синий сарафан», «Казачьи», «Народные», «Скороговорки», «Дымковские игрушки», «Ностальгия», «Фолк-рок», «Красный распев», «Рабочие и колхозницы», «Ситцы», «Павлин»;  костюмы для балета «Демон» в концертном исполнении артистами ГАБТа (1992), спектаклей «Женский стол в охотничьем зале» В. Мережко (1988, Московский драматический театр им. К.С. Станиславского), «Смех лангусты» Дж. Маррелла (2021, Московский театральный центр «Вишневый сад п/р Александра Вилькина) и др.; графические серии «Ярмарка», «Скоморохи», «Птицы Сирин», «Сказочные звери», «Города», «Рабочие и колхозницы», «Ветры тридцатых», «Цыганки» и др.; авторские куклы «Великие деятели истории, науки и культуры» (совместно со скульптором Н.Л. Стоговой, 1995-2007); живописное панно «Балет» (в соавторстве с Д.Ю. Федоровым, 2001), Российский культурный центр Посольства РФ, Вашингтон, США.

Монографии и научные труды: автор ряда статей в научных изданиях РАХ. Автор-составитель (совместно с Т.А. Ермаковой) «Вера Фаворская. Иван Чекмазов. Творческое наследие» (2003, ГТГ), автор-составитель и автор статьи «Тамара Осипова и Владислав Федоров» (2006), автор и составитель книги, автор статьи «Мария Федорова. Грани творчества» (2012, РАХ); автор-составитель и автор статьи коллективная монография «Творческие искания и мера свободы в отечественной живописи 1940-1980-х гг. Памяти Владислава Федорова» (2021, РАХ), автор-составитель «Даниил Федоров. Театр портрета» (2017, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина).

Научно-просветительская деятельность: принимает участие в научных конференциях НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ и Отделений РАХ: искусствознания и художественной критики, живописи, декоративного искусства, дизайна.
Занимается научной работой по систематизации, атрибуции и популяризации искусства ряда художников ХХ века.
Куратор выставочных проектов «Вера Фаворская, Иван Чекмазов» (с 1989 г.), «Живописный век. Искусство династии Осиповых – Федоровых» (с 1994 г.), «Владислав Федоров. Живописец» (с 2018 г.).

Персональные выставки: в ГЦКЗ «Россия» (Москва, 1988), в Посольстве Мексики (Москва,1991), в г.Лавлэнд (Колорадо, США, 1994), в г.Мюльхайм (Германия, 1995), в РКЦ Посольства РФ в Брюсселе (Бельгия, 1995), в Посольстве Италии (Москва, 1997), «Грани творчества» в Российской академии художеств (Москва, 2012), «Картина костюма» в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина (Москва, 2015-2016,), «Красный костюм. Искусство Марии Федоровой» в ГМЗ «Ростовский кремль» (Ростов Великий, 2018), «Русский театр Марии Федоровой» в Липецком областном художественном музее (2019), «Театр костюма Марии Федоровой» в Воронежском областном художественном музее (2019-2020), «Мария Федорова. Картина костюма» в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина (2020) и другие.
Основные выставки произведений династии Осиповых – Федоровых: в Галерея журнала «Наше наследие» (Москва, 1995), в Фонде культуры РФ (Москва, 1999), «Сто лет искусства Осиповых – Федоровых» в РКЦ Посольства РФ (Вашингтон, США, 2002,), «Живописный век. Искусство Осиповых – Федоровых» в РЦНК Посольства РФ (Париж, Франция, 2015), «Палитра деда» в Галерее «Вересов» (Москва, 2015) и другие.

Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Башкирского государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, Тульского областного художественного музея, Липецкого областного художественного музея, Московского музея современного искусства, Музея Большого театра, Калининградского музея Мирового океана, Музея изобразительных искусств (Пекин, Китай).

Преподавательская деятельность: прочла курс лекций по русскому искусству в университетах США (1994, 1999), на международном конгрессе «Новое и традиционное в искусстве женщин-художников» (1995, Берлин, Германия).

Государственные и общественные награды: Серебряная медаль ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (1984), Серебряная медаль Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство» (2012), медаль Московского Союза художников «за вклад в развитие изобразительного искусства» (2012), Почётная грамота Президента Российской Федерации В.В. Путина «За большие заслуги в развитии отечественной науки и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» (2017) и другие.

Награды РАХ: Медаль «Достойному» (2013 г.), Золотая медаль РАХ (2014 г.), Серебряная медаль РАХ (2022 г.)


Мария Федорова мастерски соединяет, синтезирует различные художественные принципы. Она соединяет искусство визуальное, изобразительное с искусством перформативным, исполнительским… Глядя на сильные прежде всего цветом и динамикой эскизы костюмов Марии Федоровой для участников ансамбля «Русская песня» и для других антреприз, мы сразу вспоминаем работы выдающихся наших художников-декораторов и сценографов начала ХХ века, работавших и для Императорских театров, и для «Дягилевских балетов». Эта преемственность состоит, в частности, в умелом сочетании традиций русского народного костюма, с одной стороны, и созданного силой воображения и чувством стиля костюма для действа театрального – с другой. Умение все это сплавить воедино и преподать в точном визуальном и колористическом образе – конечно, большое искусство. Мария Федорова умеет делать это с большим изяществом… Художница унаследовала не только очень важную и большую традицию русской сценографии, но и другую, не менее ценную и богатую традицию – московской школы станковой живописи. Родители Марии – замечательные художники-живописцы Тамара Осипова и Владислав Федоров, а ее учителя – Иван Чекмазов и Вера Фаворская. Все эти счастливые обстоятельства формировали ту плодотворную творческую среду, в которой давние и богатые традиции русского живописного и театрально-декорационного искусства ХХ века не только сохранялись, но и имели все условия для расцвета.
А.В. Толстой. Живые традиции // Мария Федорова. Грани творчества. М.: СканРус, 2012.



Мария Федорова сознает и ценит то, что принадлежит к художественно богатой и открытой традиции. С любовью и восхищением рассказывает она о своем педагоге Вере Васильевне Фаворской, которая в двадцатые годы училась во ВХУТЕМАСе. Основное содержание учебы Марии Федоровой также составляла универсальная структура разных видов искусства: свободного изобразительного, прикладного и фольклорного… Федорова работает в строгом, конструктивном, абстрактном стиле, при котором не теряется, однако, ощущение живости. Мария Федорова находится в русле традиции русского сценического искусства и костюма ХХ столетия, развитой Гончаровой, Головиным, Кустодиевым. Ее основой всегда остается орнаментальность, которая является не украшающим дополнением, а структурой произведения. В образной памяти художника русский супрематизм с его активными чистыми цветовыми формами так же укоренен, как и знание орнаментальной сокровищницы русского народного искусства.  Работы, выставленные в Варенцхайне, делятся на три группы. К первой относятся гуаши на основе костюмов регионов России, отражающие радость цвета и орнаментальность народного искусства. Вторая группа – это костюмы для сцены и творческая интерпретация характерных типов русского фольклора: поводырь медведя, клоун, музыкант, плясуны в масках животных, “амазонка”, скачущая на петухе – пестрый мир ярмарок и славянских обычаев. В этих гуашах и акварелях поражает свобода и роскошь красок и форм, которая возникает из осознанного обращения с традиционным орнаментом. Художник Федорова владеет обоими уровнями – и уровнем строгой композиции на основе законов декоративного искусства, насыщенной и отличающейся резкой сменой элементов и цвета, и уровнем фантазии, трансформации, ломкой традиционного канона и абстрагированием от него. Третья группа работ связана с легендами и их творческим переосмыслением. Здесь соединяются народный символизм и дифференцированная структура образа.
Карла Биланг. Мария Федорова. Орнаментальная традиция в русском костюме // Новое и традиционное в искусстве женщин-художников. Берлин, 1995.                                                                                                                                                                   



Возврат к списку

версия для печати