НАУМОВА Лариса Ивановна


НАУМОВА Лариса Ивановна

Живописец.
Родилась 15 января 1945 года в Симферополе. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2011г.)

Член Союза художников СССР, России (1978г.)

Образование: Севастопольская художественная школа (1961г.); Московский полиграфический институт (1973г.).

Основные произведения:  «Дождь» (1978г., холст, масло, 99,5х97,5), «Портрет учителя (Е.А. Кольченко)» (1982г., холст, масло, 100х95), «Автопортрет с вытянутой рукой» (1985г., холст, масло, 80х70), «Фигура с яблоками» (1992г., холст, масло,  110x110), «Мальчик рвущий сливы» (1999г., холст, масло, 81x91), «Обнаженная на балконе» (2007г.,  холст, масло,  120х80), «Мужчина с петухом» (2007г.,  холст, масло, 110х65), «Спас яблочный (голубой вариант)» (2009г.,  холст, масло, 120х100), «Утро Петра» (2012г.,  холст, масло, 100х100.), «Дети под столом» (2013г., холст, масло,120х100).

Произведения находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого, Музея изобразительных искусств Кузбасса, Зеленогорского музейно-выставочного центра, также в частных коллекциях России, Англии, США, Франции, Германии, Японии, Греции, Нидерландов. 

Участница московских, российских и зарубежных выставок с …г. Персональные выставки прошли в Москве (1981, 1983, 1984, 1989, 1996, 1997, 2002-2005, 2004, 2005, 2009, 2015гг.), Санкт-Петербурге (2009г.), а также в Польше (1985г.), Греции (1988г.), Франции (1988г.), США (1987-1988гг.), Германии (1997г.); в залах Российской академии художеств (2015г., 2023г.).

Награды Российской академии художеств: Диплом АХ СССР (1988г.), Медаль «Достойному» РАХ (2017г.).


Избавление от слов. Об искусстве Ларисы Наумовой.
Картины Ларисы Наумовой эсхатологичны, ибо повествуют о последнем шансе устремиться вдаль, и о последнем взгляде, обращенном назад. Ее женщины и девочки нередко оглядываются через плечо, словно запечатлевая в памяти те следы здешней жизни, которые будут вспоминаться в жизни иной. Их взгляды ласковы, но уже отмечены отрешенностью. Вещи и люди приближаются к своему концу и переходу в новое состояние. Будет иная земля и иное небо – сказано в Откровении Иоанна. Вестники небесные, иногда посещающие жителей Земли на их балконах, и заглядывающие в их окна, проверяют степень нашей общей готовности к переселению, к странствию. Пока что остается много работы. Тяжесть, вязкость, плотность, скованность вещей и тел все еще тянут вниз и огрузняют грубую материю. Чтобы табуретки засветились, коробки запели, чтобы бытовая чушь целиком превратилась в музыкальную мистерию, и сор вещей преобразился бы в драгоценные россыпи и зазвучал хоралом – для этого еще надо постараться. Но начало положено, работа идет. Иногда, впрочем, мы увидим в картинах Ларисы и настоящие бесконечные голубые просторы, и таинственные лестницы, которые уводят, скорее всего, не в мансарды дома, а в верхние этажи бытия. Начинаются чудеса: воздушные шары разрастаются в космические тела, собранные в саду яблоки увеличиваются до планетарных масштабов. Реальные ветви плодовых посадок чудесным образом разрастаются в почти непроходимые заросли, в филиалы райского сада, где никто не копает, не мотыжит, не поливает, а чудесная сила творения все равно бьет ключом.  Анатомия человеческая преобразуется в немыслимую, волшебную телесность без преград, и легко теперь ногам и рукам, шеям и головам выворачиваться без ограничений. Сила тяжести исчезает, мера удаления теряет силу. Эйнштейн, Минковский и Пуанкаре с Перельманом могут подавать на увольнение. Без них обойдутся. Пространство и время, физическая материя подчиняются законам духовного преображения. Для него не нужны ни изможденные фигуры, ни тонкие руки, ни одухотворенные глаза. Неуклюжая баба-кубышка улетает в просторы Вселенной, обняв реального или воображаемого «продавца шаров» в картине 2009 года. Тому не мешают ни неизящные пятки, ни грубые руки, ни мясистые щеки, ни носы-сопатки. Ни дурацкие штанцы с подтяжками. В другое время – пожалуйста, но когда настало время лететь, незачем думать о гармоничности жестов и «красе ногтей». Так примерно можно понять картины Ларисы Наумовой, написанные в последние годы, когда ее живописный дар развернулся, концепция созрела, глаз отточился. К такому результату надо было еще придти, и этот процесс занял годы и годы. Ей пришлось долго и мучительно доказывать себе самой это право на полет во сне и наяву, полет по ту сторону условностей и норм, по ту сторону разума и здравого смысла. Первая стадия поисков пришлась на время общей неуверенности и той странной атмосферы надежд и разочарований, которая пронизывала жизнь России в 1990-е годы. 
В течение нескольких лет писались картины, которые обозначали эту стадию поисков. Это были картины о мечте, которая никак не находит реализации. Замечательная «Обнаженная на коробках» (1999) еще не заслужила своего «продавца шаров». Она написана жемчужными и охристыми переливами, и бессильно возлежит на неустойчивом нагромождении старых коробок и какой-то иной бестолковой мебели, словно не нашлось этой молодой и уже вполне зрелой женщине другого, более комфортабельного ложа. Долго ли еще ей лежать так в неудобной позе, отвернувшись от небесной дали? Поможет ли ей «небесный наблюдатель» наверху, взирающий на горькое бессилие живой жизни? Или он, как полагается ангелу-хранителю, сможет только в исключительных случаях отвести смертельную опасность, но не имеет права открыть путь к свету?  Ожидание света и моление о просветлении присутствует в картине 2002 года «Обнаженная на балконе». Здесь молодая девушка обращена лицом к морской дали, и оттуда как будто уже начинается свечение, воздух и водная гладь обещают волю и простор. По сути дела, в это время все картины Наумовой уже насквозь религиозны. Не по тематике, а по смыслу. Темы, связанные с литургически значимыми сюжетами Писания как такового, довольно редки. Но закономерно, что в годы сомнений и поисков появляется «Утро Петра» (2001) – пропитанная горькой печалью история о слабости человеческой, отбрасывающей его от великой цели. Но не лишающая нас, знающих историю Петра, неистребимой надежды.  На пороге нового тысячелетия Наумова писала прежде всего картины с вопросами и сомнениями, картины-моления. Вразуми, спаси, помоги, Господи! Укажи путь! «Женщина в саду» (2000 год) – это тот же персонаж, который появляется и в других картинах, где есть обнаженное тело. Здесь неуклюжее существо с округлыми бедрами и растерянным взглядом словно ищет выход из переплетения стволов и ветвей. Тема «одинокой Евы» в эти же годы соседствует с темой «поисков любви». Наумова создает несколько вариантов двойного портрета влюбленных. Случаен ли тот факт, что мы замечаем там элементы театрализации, и даже, быть может, намеки на карнавал и праздничное веселье? Она и он словно играют в какой-то пьесе, потребовавшей актерского наряда, шапочек и лент, фантастических воротников и полумасок. В особо загадочной картине «Несущий» (2005) едва ли не единственный раз явлен сугубо мужской персонаж, занятый сугубо мужским делом. Он трудолюбиво несет куда-то грубо обработанную свежую доску. Поскольку он облачен в некое подобие халата, подпоясанного цветастым платком, то хочется видеть в нем «человека Востока», а какое такое строительство имеется в виду – Бог весть. То ли коробки, то ли каменные глыбы на заднем плане могут означать тот строительный материал, который предназначен для Вавилонской башни, и в таком случае перед снова намек на заблуждения и кривые пути человеческие. С другой стороны, мотив несения доски в точности соответствует иконографии «Несения Креста», и на это же намекает надетый на голову маловразумительный венок из – жемчужин ли? Цветов ли? Загадочная невнятица смыслов отмечала собою картины этого отрезка творческой биографии. 
Художница развивается неспешно, без резких перемен. Но хочется специально отметить 2008 год и вообще конец первого десятилетия нашего века. Лариса Наумова пишет в это время несколько картин, которые можно назвать «космическими». Это такие вещи, как второй вариант «Яблочного спаса», где разложенные на первом плане яблоки оказываются огромными, как космические тела, пространство за ними уходит в дали Вселенной, и среди потоков света и прочих энергетических эманаций вольно летит над горами таинственный «посланец небес» - вероятно, ангел Господень, несущий особую весть.  Это весть ослепительная и оглушительная, скорее всего -- весть пасхальная. Она гласит, что двери открыты, преграды сметены. Краски в картинах Наумовой теперь так разгораются золотом и киноварью, как никогда. Воздушные шары и яблоки мерцают драгоценностями. Сверкают золотом трубы и тромбоны в картине «Золотая музыка». Дети собираются вокруг большой раскрытой Книги (картина 2008 года). Наверняка имеется в виду главная Книга человечества, и она раскрыта уже на середине. Нас услышали, нас не оставят в беде. Тревожное и неуверенное ожидание завершается великолепным, при всем своем лукавом простодушии, светлым и радостным хоралом. 
Александр Якимович, журнал «Собранiе» №2, июнь 2011.

Иллюстрация в тексте: Л.И. Наумова на открытии персональной выставки в Российской академии художеств, 2023 год. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ.



Возврат к списку

версия для печати