НАУМОВА Лариса Ивановна

Живописец.
Родилась 15 января 1945 года в Симферополе. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2011г.)
Член Союза художников СССР, России (1978г.)
Образование: Севастопольская художественная школа (1961г.); Московский полиграфический институт (1973г.).
Основные произведения: «Дождь» (1978г., холст, масло, 99,5х97,5), «Портрет учителя (Е.А. Кольченко)» (1982г., холст, масло, 100х95), «Автопортрет с вытянутой рукой» (1985г., холст, масло, 80х70), «Фигура с яблоками» (1992г., холст, масло, 110x110), «Мальчик рвущий сливы» (1999г., холст, масло, 81x91), «Обнаженная на балконе» (2007г., холст, масло, 120х80), «Мужчина с петухом» (2007г., холст, масло, 110х65), «Спас яблочный (голубой вариант)» (2009г., холст, масло, 120х100), «Утро Петра» (2012г., холст, масло, 100х100.), «Дети под столом» (2013г., холст, масло,120х100).
Произведения находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого, Музея изобразительных искусств Кузбасса, Зеленогорского музейно-выставочного центра, также в частных коллекциях России, Англии, США, Франции, Германии, Японии, Греции, Нидерландов.
Участница московских, российских и зарубежных выставок с …г. Персональные выставки прошли в Москве (1981, 1983, 1984, 1989, 1996, 1997, 2002-2005, 2004, 2005, 2009, 2015гг.), Санкт-Петербурге (2009г.), а также в Польше (1985г.), Греции (1988г.), Франции (1988г.), США (1987-1988гг.), Германии (1997г.); в залах Российской академии художеств (2015г., 2023г.).
Награды Российской академии художеств: Диплом АХ СССР (1988г.), Медаль «Достойному» РАХ (2017г.).
Картины Ларисы Наумовой эсхатологичны, ибо повествуют о последнем шансе устремиться вдаль, и о последнем взгляде, обращенном назад. Ее женщины и девочки нередко оглядываются через плечо, словно запечатлевая в памяти те следы здешней жизни, которые будут вспоминаться в жизни иной. Их взгляды ласковы, но уже отмечены отрешенностью. Вещи и люди приближаются к своему концу и переходу в новое состояние. Будет иная земля и иное небо – сказано в Откровении Иоанна. Вестники небесные, иногда посещающие жителей Земли на их балконах, и заглядывающие в их окна, проверяют степень нашей общей готовности к переселению, к странствию. Пока что остается много работы. Тяжесть, вязкость, плотность, скованность вещей и тел все еще тянут вниз и огрузняют грубую материю. Чтобы табуретки засветились, коробки запели, чтобы бытовая чушь целиком превратилась в музыкальную мистерию, и сор вещей преобразился бы в драгоценные россыпи и зазвучал хоралом – для этого еще надо постараться. Но начало положено, работа идет. Иногда, впрочем, мы увидим в картинах Ларисы и настоящие бесконечные голубые просторы, и таинственные лестницы, которые уводят, скорее всего, не в мансарды дома, а в верхние этажи бытия. Начинаются чудеса: воздушные шары разрастаются в космические тела, собранные в саду яблоки увеличиваются до планетарных масштабов. Реальные ветви плодовых посадок чудесным образом разрастаются в почти непроходимые заросли, в филиалы райского сада, где никто не копает, не мотыжит, не поливает, а чудесная сила творения все равно бьет ключом. Анатомия человеческая преобразуется в немыслимую, волшебную телесность без преград, и легко теперь ногам и рукам, шеям и головам выворачиваться без ограничений. Сила тяжести исчезает, мера удаления теряет силу. Эйнштейн, Минковский и Пуанкаре с Перельманом могут подавать на увольнение. Без них обойдутся. Пространство и время, физическая материя подчиняются законам духовного преображения. Для него не нужны ни изможденные фигуры, ни тонкие руки, ни одухотворенные глаза. Неуклюжая баба-кубышка улетает в просторы Вселенной, обняв реального или воображаемого «продавца шаров» в картине 2009 года. Тому не мешают ни неизящные пятки, ни грубые руки, ни мясистые щеки, ни носы-сопатки. Ни дурацкие штанцы с подтяжками. В другое время – пожалуйста, но когда настало время лететь, незачем думать о гармоничности жестов и «красе ногтей». Так примерно можно понять картины Ларисы Наумовой, написанные в последние годы, когда ее живописный дар развернулся, концепция созрела, глаз отточился. К такому результату надо было еще придти, и этот процесс занял годы и годы. Ей пришлось долго и мучительно доказывать себе самой это право на полет во сне и наяву, полет по ту сторону условностей и норм, по ту сторону разума и здравого смысла. Первая стадия поисков пришлась на время общей неуверенности и той странной атмосферы надежд и разочарований, которая пронизывала жизнь России в 1990-е годы.
Иллюстрация в тексте: Л.И. Наумова на открытии персональной выставки в Российской академии художеств, 2023 год. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ.
версия для печати