КРАСИЛЬНИКОВА Мария Владиленовна


КРАСИЛЬНИКОВА Мария Владиленовна

Живописец.
Родилась 30 ноября 1956 г., г. Москва. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2012г.)
Народный художник Российской Федерации (2006г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2001г.)
Профессор (2011г.)
Член экспертного художественно-экспертного совета при Министерстве культуры РФ (с 2001г.)

Образование: отделение монументальной живописи МВХПУ (бывш. Строгановское),  руководитель - профессор, академик Г.М.Коржев (1979г.).

Основные произведения: 10 гипсовых рельефов с росписью «История олимпиад» на стадионе Динамо в Москве (1980г.); витражный портал с объемами из алюминия «Еврейские мотивы» для областной филармонии г. Биробиджан (1985г.); мозаика «Ностальгия» в санатории министерства обороны СССР «Марфино» (1989г.); роспись «Москва – столица нашей Родины» в посольстве СССР в г. Либервиль, Габон (1991г.); витраж «Цветы на песке» в посольстве Кувейта в Москве (1994г.); стеклянная композиция со светодинамикой «Кристалл» в соавторстве с С.В.Горяевым в Ханты-Мансийске (2002г.); комплекс художественных работ для Московского международного Дома музыки, Флорентийская мозаика в фойе малого зала (2003-2007 гг.); фонтан на площади Искусств «Симфония»; пространственная композиция на фасаде ММДМ «Гармония»; эскизы, рабочие модели художественного оформления Культурно-зрелищного Центра в г. Ярославль в соавторстве с А. Рубцовым (2010 г.).

Постоянный участник выставок с 1980 года.

Общественная деятельность: член правления монументальной секции МОСХа (1992–1996гг.), член правления МОСХ СХР (1996г.), участник конгресса творческой интеллигенции при Президенте РФ (1998г.), секретарь по монументальному искусству ВТОО «Союз Художников России» (2009г.), победитель конкурса «Парк скульптур Сочи 2014» (2012г.),

Государственные и общественные награды и премии: Золотая медаль им. В. Сурикова СХР (2012).

Награды РАХ: Золотая медаль РАХ (2003 г.), медаль РАХ (2012 г.).


Для Марии Владиленовны Красильниковой, воспитанной в среде архитекторов и художников, пространство искусства – это естественная среда обитания, и сама жизнь – это пространство искусства. Выбор специальности «художник-монументалист» был естественным. Мария Красильникова состоялась в профессии, работала над множеством проектов, в том числе таких значительных, как Московский Дом музыки, включая фонтан, или монументально-декоративное сооружение перед Музеем геологии в Ханты-Мансийске. Но творческая жажда заставляет художника реализовывать свои потенции и в станковой живописи.
Многие монументалисты успешно работают в станковом искусстве. Для некоторых – это творческая лаборатория, поле эксперимента. Для Красильниковой – область познания и собственных открытий. Она ищет ответа на глобальный вопрос: какой должна быть современная картина?
Монументальное искусство по определению обусловлено архитектурой, ее пространством, формой, стилем. Станковое искусство целиком зависит от воли художника, и все проблемы он решает сам, и за все сам держит ответ.
Живописные работы Марии Красильниковой оставляют ощущение свежести и непринужденности. Она пишет так, будто рука уже знает, что делать, и делает без остановки, сразу, набело. Ее кисти достаточно одного движения, без уточнений. Холст дышит свободно. Формы определенные, упруго-завершенные. В построении композиций ощущается свобода пространственной ориентации, присущая монументалисту.
В работах относительно большого формата, например, из серии натюрмортов в пейзаже, обращает на себя внимание совмещение различных масштабов, временных и пространственных планов. Центром картины является огромный букет – в нем вся мощь природы, торжество, поднимающее душу. С высоты этого душевного полета мы видим землю как маленькую и теплую планету. На ней – просто жизнь: цветут мальвы, растет капуста, падают листья, пасутся козы, люди неспешно ведут свое хозяйство. Почти идиллия, почти мечта, почти ностальгическое воспоминание. Сочетание различных ракурсов, вышнего и дольнего, пафосного и будничного наделяет картину философским звучанием.
Но Красильникова стремится к другому. Ее цель – окончательно уйти от монументальной основы, решать станковую картину по законам станкового искусства. Она усложняет задачу – выбирает малый формат и снижает интонации до обыденного уровня. Появляются вопросы: как живет картина в таком размере, как она воздействуют на среду, на зрителя, сколько смысла она может в себя вместить, о чем в ней можно сказать, о чем нельзя? Одновременно художнику приходится решать проблему масштаба изображений на малом холсте.
Видение мира остается крупным и цельным – от цельности натуры, от искреннего интереса к действительности, окрашенного непреходящим удивлением. Художник никогда не задается вопросом: о чем писать? Замыслы толпятся и ждут своего часа. Технически у живописца ни в чем нет затруднений. Портрет, многофигурная композиция с жанровым началом, да все жанры, кажется, решаются необычайно просто и легко. Как и все темы. Работы поражают неожиданностью и остроумностью подхода. Сцена прощания с покойным другом, застольная песня, евангельское чудо превращения воды в вино или изгнание бесов, дерущиеся петухи… Художник берет максимально крупные планы, смело фрагментирует изображение, буквально отсекая лишнее. В картине «Обед» кроме предметов натюрморта написана только часть руки, поднимающей бокал. Этот лаконизм, эти решительные срезы дают остроту и многозначность прочтения. И вот, наконец, самый маленький, почти белый холст – на нем поминальная рюмка, накрытая куском хлеба. Сколько содержания можно вложить в малый формат? А сколько содержания несет крокус, почему-то расцветший осенью, который мы видим на другой работе, размером 30х20 сантиметров?
Станковая картина ставит перед художником – как одну из главных – задачу колорита. И в этом аспекте не перестаешь изумляться творческими возможностями живописца, обладающего органичным чувством цветовых гармоний, тонким цветоощущением. Это качество позволяет передавать сложную гамму настроений, создавать трепетные образы в предельно сжатых высказываниях. Оно же позволяет строить внутри картины концентрированное пространство, активно влияющее на пространство интерьера. Именно живописная структура работ заставляет задуматься: что в них важнее – основной сюжет или боковой, цветы на переднем плане или краешек пейзажа на дальнем, от которого щемит сердце?
Что же несут в себе маленькие картины Марии Красильниковой? Какие события, какие импульсы, посланные жизнью, сложились в образы, запечатленные на холстах? Нет однозначного ответа. Есть реакция на то, что случилось. А случилось и то, и другое, и третье, и сверх того – осенью расцвел крокус.

Татьяна Нечаева



Возврат к списку

версия для печати