КАЛЮТА Юрий Витальевич


КАЛЮТА Юрий Витальевич

Живописец.
Родился 13 июня 1957 года в городе Кривой Рог. Живет и работает в Санкт-Петербурге. 

Член-корреспондент (…г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2017г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2009г.)
Член Санкт-Петербургского Союза художников (1991г.)

Образование: Одесское государственное художественное училище имени М.Б. Грекова (1977г.); Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, мастерская профессора А.А. Мыльникова (1989г.); аспирантура кафедры живописи и композиции под руководством А.А. Мыльникова (1989–1991гг.)

Основные произведения: «Мелисса» (1997г., холст, масло, 130х99,5), «Автопортрет. Вспоминая о Толедо» (2008г., холст, масл, 61х5), «Автопортрет. Сон в новогоднюю ночь» (2010г., холст, масло, 180х200), «Разговор в пути» (2016г., холст, масло, 210х150), «Бесконечность» (2017г., холст, масло, 180х120), «Задумавшаяся девушка» (2017г., холст, масло, 120х80), «Девушка. Разговор в пути» (2017г., холст, масло, 150х120), «Лиза. Все оттенки красного» (2017г., холст, масло, 120х80), «Вид из окна. Крещенские морозы» (2018г., холст, масло, 100х130), «Наташа. Из серии портретов Бесконечность» (2018г., холст, масло, 120х105), «День тот был пятница» (2018г., холст, масло, 210х150), «Кухонная эволюция» (2019г., холст, масло, 70х50), «Автопортрет. Отец и сын» (2019г., холст, масло, 210х150) и многие другие.

Произведения находятся в коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Центрального государственного музея Китая (Пекин), Художественного музея Китая (Шанхай), а также в частных коллекциях России и за рубежом.

Участник выставок с .. года. Персональные выставки прошли в Центральном выставочном зале города Шеньян (Китай, 1999г.), Музее традиционной китайской живописи (Ханьжоу, Китай, 2001г.), Научно-исследовательском музее Российской академии художеств (2007г.), Центральном государственном музее Китая (Пекин, 2010, 2018гг.), Художественном музее Китая (Шанхай, Китай, 2011г.), Государственном Русском музее («Красное и черное», 2012г.), Центральном художественном музее Гуанджоу (Китай, 2014г.), Риме («Красное на красном», 2015г.), НИМ РАХ («Все оттенки красного, 2016г.), Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина («Разговор в пути», 2017г.), Сорренто («Калюта в кубе. Бесконечность», 2018г.).

Педагогическая деятельность: профессор кафедры живописи и композиции, руководитель персональной учебной мастерской Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (с 1989г.).

Государственные и общественные награды: Гран-при на Пекинской международной арт-биеннале (2003г.).

Награды Российской академии художеств: Золотая медаль РАХ (2005г.).


Юрий Калюта - разговор в пути
Живописцы - самый странный народ на свете. Они обаятельны, контактны, пластичны. С ними легко говорить о чем угодно, но только не об их ремесле. Здесь они неожиданно строптивы, неуступчивы, не готовы любезно поддакивать, заводятся с пол-оборота. Они оберегают некую тайну, скрывают от постороннего взгляда то, что принадлежит только им, что тревожит, доводит до изнеможения, когда они, а вернее, он, единственный и неповторимый мастер, остается один на один с холстом, столь же единственным, неповторимым, еще не начатым и потому несущим в себе потенциальную бесконечность.
Что с ним делать? - вновь и вновь соединять музей и реальность, повторять то, что уже делал раньше, хотя и чуть-чуть по другому - хорошо, но скучновато; отказаться от достигнутого? - зачем, ведь это твое, глубоко индивидуальное, выстраданное. Казалось бы, эти рассуждения не относятся к Юрию Калюте, художнику более чем успешному, признанному у нас и за рубежом и вроде бы без особых проблем движущемуся от удачи к удаче по своей профессиональной стезе-дороге. Однако это не совсем так и даже совсем не так.
Если настроиться на личность художника и проникнуть сквозь внешнюю защитную оболочку, можно увидеть - он полон противоречий и сомнений, склонен к эмоциональным переживаниям и интеллектуальным рефлексиям, до поры до времени растворенным, скрытым в изысканной красочной фактуре, в узнаваемых стилистических приемах, в определенном круге сюжетов и мотивов - семейный портрет в интерьере.
Но уже в конце прошлого столетия начинают появляться работы несколько иного плана: композиционно более активные, по-кинематографически остро соединяющие общий план восприятия и крупный, акцентирующий сущностные элементы изображения. Исподволь трансформируется и цвето-тональная концепция; сохраняя постоянство большого света, он смело сдвигает палитру то в верхний («Белый сон»), то в нижний («Святое семейство») регистр и, в пределах колористического единства, артикулирует противоположности - пятно и линия, легато и стаккато, живопись и рисунок.
«Красное и черное» - так называлась выставка в Русском музее 2012 года. Проходит пять лет, и вновь возникает художественное напряжение, расхождение между пространством жизни и плоскостью холста, между тем, что делает автор и о чем мечтает. Тогда и рождается идея новой выставки. «Мысль изреченная есть ложь», - воскликнул Ф. Тютчев. А неизреченная? Возможно, именно в ней, потаенной, невысказанной, скрывается то самое главное, заветное, о чем творец не имеет права, да и не может поведать в словах. Но остается ничем не объяснимая вера в то, что, проходя по экспозиции, глядя на содеянное им со стороны, можно услышать свой внутренний голос, отвечающий на незаданные, но самые важные для тебя вопросы, без решения которых жизнь - и особенно творческая жизнь - теряет всякий смысл. «Без пути ходить попусту» - гласит русская пословица, комментирую которую В. Даль трактует слово «путь» как «образ достижения», как цель дороги, дарующую идущему по ней страннику надежду на вхождение в близость с прекрасным и высшим. По этой метафизической дороге бредут к надмирной обители духовные подвижники в нестеровских «Философах»; о «заросшей тропинке обратно к себе» до последних минут грезил М. Врубель. О дороге-пути к самому себе, меняющемуся и неизменному, задумывается каждый серьезный, самостоятельно мыслящий художник. В постоянном разговоре-диалоге, в борениях и преодолениях утверждается в собственном непредсказуемом выборе и Юрий Калюта. Выставка «Разговор в пути» - лишь краткая остановка-передышка, позволяющая ему лучше понять, где он примерно находится, к каким берегам плывет.

Владимир Леняшин

Иллюстрация в тексте: портрет Ю.В. Калюты. Фото:...



Возврат к списку

версия для печати