ГЛЕБОВА Наталия Васильевна


ГЛЕБОВА Наталия Васильевна

Живописец.
Родилась 12 августа 1951 г. в Москве. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2012г.)

Член Московского союза художников (1984г.)
Член Союза художников России (2015г.)

Образование: монументальная мастерская Московского государственного института имени В.И. Сурикова (1980г.), где училась у К.А. Тутеволь.

Основные произведения. Работы в области монументального искусства: мозаики на фасадах дома «Коперник» (Москва, 2005г.), маркетри зрительного зала в «Доме моряка (Северодвинск, …г.) Работы в области станкового искусства: «Садово-самотечная» (1985г., холст, масло, 90х110), «Натюрморт с вербой» (1986г., холст, масло, 97х97), «Канал Сочемилько. Мехико» (1989г., холст, масло, 85х98), «Пустая посуда и такса» (1991г., холст, масло, 99,3х110), «Цветы весной» (1991г., холст, масло, 100 х 120 ), «Голубиная пора» (1991г., холст, масло, 130 х 130), «Человек с собакой» (1995г., холст, масло, 130 х 100), «Читающая и голубь» (1998г., холст, масло, 98х108), «Прыгающий в воду» (2012г.), «Дождь на реке» (2012г.), «Замковый камень» (2009г.), «На остров Эгина» (2016г.), «Дача» (2016г., холст, масло, 90,4х89,8), «На острове Гидра» (2017г., холст, масло, 130х130), «Собака под столом» (2017г., холст, масло, 90х90) и другие.

Произведения представлены в собрании Государственной Третьяковской Галереи, Новосибирского государственного художественного музея, Вологодской областной картинной галереи, Кемеровского областного краеведческого музея, Оренбургского областного музея изобразительных искусств, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, а также в частных собрания России, Франции, Германии, Италии.

Участник выставок с 1984 года, в том числе: «Москва – Париж» совместно с русскими и французскими художниками (Москва, Париж, 1991г.), «Н. Глебова, И. Лубенников, Е. Суровцева, В. Епихин» в Центральном доме художника (Москва, 1994г.), «Русский дом» в Центральном доме художника (Москва,1995г.), «Анжелюс новус» (Вольтерра, 1996г.), совместно с А. Глебовой в Московском доме скульптора (Москва,1997г.), галерее «Феникс» (Москва , 1998г.), «Искусство женского рода» в Государственной Третьяковской Галерее (Москва, 2002г.) «Обитаемые острова» в Государственной Третьяковской Галерее, (Москва, 2006г.), «Восьмидесятники. Русское искусство» в галерея «Peace and Color», (Лондон, 2007г.). Выставки совместно с И. Лубенниковым: Иван + Наталия» в Центральном доме художника (Москва, 1999г.), в Вятском художественном музей имени В. М. и А. М. Васнецовых (2012г.), Российской академии художеств (Москва, 2022г.). Персональные выставки прошли в Государственном Институт Искусствознания (Москва, 1999г.), «Пейзаж в человеке» в галерее «У Яра» (Москва, 2003г.), выставочных залах Московского Союза художников (Москва, 2013г.), Галерее «Чистые пруды» (Москва, 2013г.), Галерее «Open Club» (Москва, 2014г.), зале Союза художников России на Беговой (Москва, 2016г.).

Общественная деятельность: член выставочной комиссии монументальной секции Московского Союза художников (…г.).

Общественные награды: Медаль Московского Союза художников «За вклад в изобразительное искусство» (2012г.); Диплом выставки-конкурса «Московские монументалисты» за лучшее станковое произведение (...г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (2001г.), Медаль «Шувалов» РАХ (2011г), Медаль «За вклад и развитие отечественного изобразительного искусства» РАХ (2022г.).


«Пейзаж, говорящий о Вечности. Библейские мотивы и образы в творчестве Натальи Глебовой»
Есть в искусствоведении понятие – исторический пейзаж, и здесь сразу вспоминаются такие знаменитые работы, как «Аппиева дорога при закате солнца» (1845) Александра Иванова, «Владимирка» (1892) Исаака Левитана.
Художник Наталья Глебова тоже пишет своего рода «исторические пейзажи». В них – и точные впечатления от конкретного места, от того, что было увидено здесь и сейчас, и одновременно – погружение в историю, а через историю – в Вечность.
Например, в картине «Улица в Хевроне» (2007) показано то место, где, по преданию, рос Мамврийский дуб, а теперь по булыжной мостовой движется овечье стадо. Казалось бы, просто «будничная зарисовка», но это только если пробежать мимо картины, ни на секунду не останавливаясь. А если остановиться, мы увидим само медленное и непрерывное движение стада, так напоминающее движение времени. Это впечатление движения подчеркивается и диагональю, но не остро выраженной, ведь речь не о стремительности, а о поступательности. Интересно, что направление этого движения – сверху вниз, и тут снова возникает образ времени, причем времени, которое однажды должно закончиться, и каждый христианин знает об этом. А мы, зрители, смотрящие на картину, оказываемся также неподвижно стоять, как женщины в правом углы работы, находясь здесь, в нашей точке времени и пространства, хоть как-то пытаясь осмыслить – что было до нас и что будет после… И с этой точки зрения, с оглядкой на Вечность, совсем не случайно то место, которое запечатлела художник.
Глебова пишет «Вифлеем» (2008), причем не какую-то часть пейзажа, а пытаясь запечатлеть город целиком, без деталей. Слишком значимо произошедшее здесь более двух тысячелетий назад Событие, чтобы фиксироваться на конкретных деталях, улицах. Хотя они тоже есть, ведь изображается конкретное место – свечи кипарисов, строения, горы. Но при этом пейзаж масштабен, он затягивает зрителя, что тот уже забывает, говоря словами Пастернака, «Какое, милые, у нас /Тысячелетье на дворе».
Вневременной и одновременно позволяющей почувствовать время в его глобальном, масштабном смысле оказывается и работа «Горы – храмы» (2008). Это каппадокийский пейзаж, но в какой точке времени мы находимся? В той, что художник создавала свою работу или в IV веке от Рождества Христова, а, может быть, в XI? Здесь время спрессовывается в один мощный пласт и в нем начинают звучать как раз мотивы Вечности.
К пейзажам, написанных от впечатлений о Каппадокии можно отнести и работу «Три путника» (2008). Здесь присутствует и любимый русскими художниками мотив дороги – как образ пути, движения, в данном случае – движения не только физического, но и духовного, не случайно путники с котомками за плечами так напоминают паломников. И им предстоит непростой и неблизкий путь. Насколько неблизкий – не известно: дорога не обозначена, она прямая только на переднем плане, а потом – поворачивает и теряется в зарослях зелени, но общее направление показано – туда, к вершинам светлых мощных гор. Три кипариса словно соединяют две части композиции – нижнюю, низинную, и ту, верхнюю, горную. И, глядя на них, понимаешь уместность сравнение со свечами. А значит, путь, восхождение туда, вверх, возможен только с молитвой…

Оксана Головко. Журнал «Камертон».


Иллюстрация в тексте: портрет Н.В. Глебовой. Фото:



Возврат к списку

версия для печати