ГАЛАТЕНКО Владимир Иванович (1949-2021)
График. Персональный сайт: galatenko.ru
12.10.1949, Астраханская область – 8.7.2021, Астраханская область. Жил и работал в Москве (с 1975г.).
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение графики, 2012г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2004г.)
Член Московского союза художников (секция станковой графики, 1986г.)
Действительный член Русской Академии наук и искусств (РуАН, 2003г.)
Член Парижской международной академии наук и искусств (Academicien de Academie Internationale des Sciences et des Arts de Paris, 2012г.)
Образование: факультет прикладного искусства Московского текстильного института (1983г.), художественный руководитель Антонина Ивановна Черток.
Основные произведения: Мираж (1990г.), Взгляд, Три грации (1991г.), Тропическая грёза (1993г.), Танец (1996г.), Ирисы, Лунный танец (1999г.), Может быть (2001г.). Пейзажные циклы: Тбилиси (1982г.), Москва (1986г.), Подмосковье (1988, 2006-2010гг.), Карелия (1989), Сахалин (1990г.), Trier-Saarburg (1995,1997гг.), Яндыки (1996,1999,2001,2006гг.), А.Чехов (2001г.), А.Фатьянов (2003г.), Сартаково (2003,2006гг.), Женщины-цветы (2008-2015гг.), Париж (2015г.). Иллюстрации и макетирование книг авторов: А.Грин, А.Твардовский, К.Паустовский, А./Б.Стругацкие, Т.М.Рид, П.Мериме, А.Чехов, В.Исайчев, Г.Миронов, тувинские, русские и др. народные сказки.
Произведения находятся в собраниях МО «Музей истории Москвы», Музея К. Г. Паустовского (Москва), Российского фонда культуры (Москва), Московского союза художников, Союза художников России, Департамента культура Москвы, Музея изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск), Тобольскогог историко-архитектурного музея-заповедника, Курганского областного художественного музея, Сахалинского областного художественного музея (Южно-Сахалинск), Музея песни ХХ века (Вязники), Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» (Московская область), Музей промыслов и ремесел «Берёзополье» (Сартаково), Историко-краеведческого музея поселка Лиман (Астраханская область), Международной ассоциации писателей и публицистов (Рига), Государственного музея Симеонштифт (Германия), Всемирного фонда милосердия (Миланское отделение) и др.
Персональные выставки: Дания/СХ СССР (1991г.), Германия/Люксембург (1993,1995,1997гг.), Исландия (1995г.), ВЗ в Крылатском (1996г.), Международный Союз немецкой культуры (1999г.), Les Oreades/Марко Поло (1999г.), Швеция (2002,2003гг.), Моск. Дом нац. (2005г.), МДХ «Кузн.–20» (2009г.), Астрахан. гос. карт. галерея (2011г.), МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (2015г.), Paris–Carrusel du Louvre, Artshopping (Лувр), Galeri Bog–Art (Брюссель, 2015) и др.
Государственная и общественная деятельность: участник создания Яндыковского музейно-выставочного центра, филиала Астраханской государственной картинной галереи им. П.Догадина (2007г.), Общероссийского общественного движения «Национальное АРТийское движение России» (с 1985г.); Всероссийский общественный благотворительный Фонд Алексея Фатьянова, Москва–Вязники (с 1994г.); Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» (с 1998г.); Фонд поддержки культуры, народных промыслов и ремёсел «Возвращение к истокам», Москва–Н.Новгород–Сартаково (с 2003г.).
Государственные и общественные награды и премии: Почётный знак Оргкомитета «Олимпиады–80» (1980г.); Знак ЦК ВЛКСМ (1982г.); «Медаль лауреата Русской Академии наук и искусств» (2005г.); Дважды Лауреат Всероссийской Премии им. А.Фатьянова «Соловьи, соловьи...» (2006, 2014г.); Диплом Международной выставки живописи в Риге (2009г.); Орден «За служение Отечеству» (Святых вел. Князя Д.Донского и преп. Игумена С.Радонежского, 2012г.); Знак ЦК ВЛКСМ и СПК XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, Почётное звание «Кавалер международного Золотого Артийского Ордена «За честь и достоинство» (2016г.); Медаль Державина от Академии изучения проблем нац.безопасности, Национального комитета кавалеров Русских императорских орденов, Национального благотворительного фонда «Вечная слава героям» (2016г.); дипломант Всероссийской премии «Золотой венец Победы» (2016г.).
Его творческая биография свидетельствует о разнообразии интересов, способностей и профессиональных навыков. Список наград, почетных званий, перечень персональных выставок и собраний, где хранятся работы Владимира Галатенко, весьма впечатляет и свидетельствует об успешной карьере состоявшегося профессионального художника. Хочется отметить элегантную и внятную организацию экспозиции. Развеска произведений превосходно отражает хронологию и эволюцию стиля и интересов автора, а также содержит ряд выразительных сопоставлений работ, исполненных в различных техниках, направлениях, стилистических, колористических системах, что позволяет увидеть поиски и эксперименты в области формального и образного языка, ощутить живой пульс творческой мысли художника.
Галатенко принял смелое решение, представив стилистические направления и опыты в поисках формы, цветового и образно-эмоционального решения.
В 1990–е годы работы отличаются мягким, пастельным колоритом, отточенной формальностью решения. Главное внимание уделяет динамическим и тональным, тончайшим нюансировкам живописной среды. В зыбком, подвижном пространстве колеблются смутные образы фигур, создающие изменчиво–загадочный эмоциональный строй произведения.
Фантастический характер имеют женские образы. Разработка темы идеальной Женщины, как олицетворения внешней и внутренней красоты, превосходно характеризует мировоззрение художника, его в хорошем смысле гедонизм. Он сплавляет женские образы с другим излюбленным объектом своего творчества – цветами, используя звучную полихромию цвета, «женщины–цветы» Галатенко необыкновенно декоративны, грациозно–подвижны и эмоционально радостны. В динамичной игре цветовых пятен художник проявляет дар колориста, понимание значения ритма, формы, мазка («Идеальное созерцание»–1999. х., м.).
К галерее фантазийных образов «женщин–цветов» тесно примыкают изображения цветов реальных, которые Владимир Галатенко пишет и рисует очень много и охотно. Как и видение Прекрасной Дамы, цветы занимают важное место во внутреннем космосе художника, как зримое олицетворение красоты и таинственности земного бытия. ему удалось найти синтез между точностью натуралиста и поэзией живописца. Мастерски передает почти тактильное ощущение хрупкости, нежности лепестков и листьев, упругость стеблей в камерных «портретах» цветов, умеет изобразить эти удивительные создания природы и монументально, в крупном формате. Цветы, растворяющиеся в подвижных красочных массах фона, предстают как эпический, мощный образ Красоты, растворенной в мироздании. При всей линейной, ритмической и колористической декоративности цветов Галатенко, они сохраняют полное впечатление живых природных оригиналов. Несомненно, цветочная тема является одной из самых интересных на выставке.
Интерес к окружающему миру, точнее, к его чувственно–эмоциональному отображению, с наибольшей последовательностью проявился в пейзаже – жанре, который лейтмотивом проходит через все творчество Владимира Галатенко. В изображениях природы художник сумел найти индивидуальную реализацию своего мировосприятия и сформулировать набор устойчивых и узнаваемых изобразительных приемов. В отличие от эмоционально мощной силуэтной и колористической декоративности изображений цветов и женщин, в пейзажах Галатенко очень сдержан, интимен и лиричен. Он отказывается от ярких, открытых красок и резких контрастов в пользу деликатных, плавных градаций света, тени, оттенков цвета, порождающих удивительно тихий, спокойный образ природы.
Не случайно, в пейзаже художник обращается к графическим техникам – темпере, гуаши на картоне или бумаге. Камерность, иллюзорность графического произведения подчеркивают лаконичную простоту и скупую выразительность пейзажей Галатенко, в своей легкой незаконченности оставляющих для зрителя некоторую тайну, которую так любит художник.
Пейзажи Владимира Галатенко подчеркнуто не притязательны – среди них нет «открыточных» видов. Художник сознательно избегает самых эффектных и эмоциональных моментов в жизни природы. Он много пишет в сезоны, когда природа особенно скромна – ранней весной и поздней осенью. Это связано с особенностями восприятия природы художником – почтительное и тихое созерцание таинственного мира, хочет найти красоту там, где ее не видят другие, пытается показать нам увиденное, призвать зрителя обратить внимание на то, что мир прекрасен даже в самых обыденных проявлениях.
Эти принципы очевидны уже в пейзажах 1990–х и продолжаются в работах последних. Но особенно удался художнику графический цикл видов и интерьеров усадьбы Мелихово (2001). В этих листах Галатенко нашел особенно выразительный синтез поэтической, лирической окраски, лаконичности средств и пластической определенности.
В сложном жанре изображения музейных интерьеров усадьбы художник сумел выйти за рамки простой фиксации передал дух дома А.П. Чехова. Кажется, писатель только что встал из-за рабочего стола и вышел прогуляться...
Тяготение к лаконичности изобразительных средств и цветовых сочетаний в сочетании с четкостью форм ощущается и в последних работах Владимира Галатенко, представленных на выставке. Среди них натюрморты, в геометрической простоте которых ощущается проработка идей кубизма. Однако в скупом аналитизме форм и сдержанности цвета натюрмортам Галатенко не изменяет декоративизм и цветовая выразительность, присущая цветочному жанру.
Интересную эволюцию сюжетно–тематических произведений в творчестве Галатенко демонстрируют недавние работы, особенно картина «Памяти моей мамы». 2015. х.,м.). Художник изображает простую русскую женщину в момент её незаметного, но тяжкого и не заменимого труда на железной дороге. Лишённое всяческого пафоса полотно исполнено суровой героики, подчеркнутой почти графической ограниченностью палитры и лаконичным рисунком. В то же время глубоко личная для художника работа окрашена искренней теплотой.
В. Галатенко обладает разнообразными профессиональными навыками и умеет их применять, ищущий, не боящийся экспериментировать. В экспозиции достаточно неожиданно объединены сюжетно–тематические картины и фантазийные образы, пейзажи и полуабстрактные композиции. Однако при всём внешнем многообразии поисков и экспериментов Галатенко, выставка ярко демонстрирует общее единство его творческого метода и художнического видения.
Владимира Галатенко называют «художником–романтиком», а его произведения –«видениями». И это, во многом, верно. Мироощущение художника целостно, лишено драматической конфликтности и мятущейся противоречивости. Его взгляд направлен на светлую сторону мироздания, где живут идеальные образы всего сущего. Поэтому в творчестве Галатенко столь большое место занимают фантазийные, прекрасные изображения женщин, поэтому любит он писать цветы – одно из самых волшебных созданий природы. Поиски гармонии, идеала, таящегося в далёком, волшебном мире бросают флёр загадочности, недосказанности на произведения художника, где предмет изображения нередко оказывается размыт, погружён в туманную среду.
В основе всех произведений В. Галатенко всегда лежит «госпожа натура», что особенно ярко проявляется в его «цветочных» вещах, в пейзажах. Его работы не есть отображение действительности, но всегда впечатление от неё, образно-чувственное переживание увиденного. Художник выявляет, подчёркивает, даже идеализирует тот образ, который рождает у него лицезрение объекта, а затем ищет адекватную своим переживаниям форму. Именно этими напряжёнными поисками объясняется широкий спектр применяемых Галатенко материалов, стилистических, композиционных, колористических, ритмических, декоративных приёмов.
Несомненной сильной стороной Владимира Галатенко является умение находить художественную форму, соответствующую содержанию изображаемого, подчеркивающую замысел и те чувства и эмоции, которые испытал он, создавая произведение. важную роль здесь сыграли разнообразные занятия художника на протяжении творческого пути и приобретённые им профессиональные навыки.
А.В. Гамлицкий, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
версия для печати