ГАВРИЛОВА Елизавета Николаевна


ГАВРИЛОВА Елизавета Николаевна
Живописец.
Родилась 6 ноября 1954 года в г.Москве.  Живет и работает  в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2012).
Заслуженный художник Российской Федерации (2000), академик Русской академии наук и искусств (2003).
Член Правления Центрального Дома работников искусств, член Совета Международного Союза православных женщин.
Окончила Московскую среднюю художественную школу им. Сурикова (МСХШ) при Академии художеств СССР,Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г.Строганова (1978) В 1973 году поступила в (МГХПА им.Строганова), руководитель творческой мастерской художник монументально-декоративного искусства. Б.В.Иорданский.

Основные произведения:
Объёмно-пространственные композиции  в металле, бетоне, дереве для Москвы и других городов России;
Скульптурные композиции и мозаичное панно для Олимпийской  молодёжной деревни в г.Москве (1998г.);  
Скульптурная композиция в бронзе, посвящённая Богородице (2007г.);
Серия станковых живописных полотен, посвящённых русским писателям, монархам и деятелям Русской православной церкви;
Серия станковых живописных портретов, посвящённых современникам; Проекты скульптурных работ в виде рабочих моделей, посвящённые: ополченцам времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Царской семье (семье императора Николая II), материнству и единению Руси.

Е.Н.Гаврилова неоднократный лауреат российских и международных выставок-конкурсов, автор  15-ти персональных выставок в Москве и др. городах России.

Награды (ведомственные и др.):
Лауреат международной премии «Имперская культура» им.Эдуарда Володина за (2012), Медаль им. Г.В.Свиридова «Наше наследие» Общероссийского общественного движения  «Россия православная» (2013), Юбилейная медаль «80 лет Воздушно-десантным войскам» (2010), Медаль «За службу и верность  Воздушно-десантным войскам» (2013), Бронзовая медаль Творческого Союза  художников России Международной федерации художников (2010).




 

О творчестве Елизаветы Гавриловой
  

    Когда мы говорим "выдающийся художник", "большой мастер", мы имеем в виду проявляющееся сочетание глубокого таланта и высокого профессионализма. Это сочетание является органическим сплавом в творчестве художника-монументалиста, заслуженного художника России Елизаветы Николаевны Гавриловой.

    Мир, в котором мы живём, многообразен. Его бескрайность поражает. В нём много прекрасного и уродливого. Одно вызывает восторг, другое – крайнее омерзение. Эти крайности и всё, что между ними существует и в материальной и в духовной сфере, составляет и сущность человека.

    Само понятие искусства как творческого воспроизведения действительности в художественных образах не может быть приемлемо буквально, особенно в наш неморальный век с непомерно разросшимися пороками общества. Из буквально понятого термина следует, что для искусства допустимо воспроизведение жестокой, уродливой стороны жизни и воспитание на этой основе низменных чувств, животных инстинктов.

    Но если рассматривать всю известную нам историю искусства, то мы увидим запечатлённую красоту и отображение, как правило, только той части действительности, которая благотворно влияет на развитие души человека, позволяет созерцателю коснуться глубинно-философских пластов своего сознания.

    Так и в произведениях Елизаветы Гавриловой человек, в каких бы земных проявлениях ни раскрывался, всегда хранит достоинство, полон внутреннего спокойствия и какой-то мудрой значительности. Её художественный язык эпически торжественен. Реальное и инвариантное в её произведениях, как например, в живописных работах: "Есенин", "В уединении", образуют неразрывный сплав...

    Тема величия человека проходит через произведения Елизаветы Гавриловой красной нитью. В её художественных образах отражена вера в торжество человеческого разума, в силу духа, в творческие возможности. Человек, окрылённый верой в свои силы, способен творить чудеса...

    Елизавета Гаврилова, достигнув в своём творчестве классической зрелости, став мастером, творит по велению сердца, легко и свободно.

    В композиционных решениях, в цветовой и световой гамме своих станковых живописных полотен она предстаёт подлинным новатором. Многие свои станковые работы Елизавета Гаврилова как художник монументалист делает многочастными, соединяя самостоятельные холсты в единую художественную структуру, образуя тем самым сложную архитектурно-живописную композицию, как это сделано в таких её живописных работах как "Пушкин и Натали", "Иоанн Кронштадтский", "Голгофа"... Подобные решения позволяют автору наиболее полно раскрыть свой художественный замысел, позволяя героям жить по-новому в пространстве и времени.

    Её композиции свободны от традиционных схем, они непринуждённы, несмотря на сложное сочетание цветовых и световых плоскостей, использование оригинальной архитектуры оформления полотен и второго плана в картинах, и одновременно сохраняют устойчивость. Сложно решено в композициях и пространство. Планы органично переходят один в другой.

    Станковые живописные работы Гавриловой, несмотря на размеры (маленькие они или большие), отличаются своей особой монументальностью, чётким композиционным построением, экспрессивной мощностью мазка, выверенностью каждой линии и уравновешенностью всей поверхности холста.

    Иногда в работах мастера (живописное полотно "Материнство") цвет звучит очень скромно и больше внимания уделяется световой пластике. В других работах, наоборот, используются сложные цветовые отношения, которые создаются игрой рефлексов. Но все эти приёмы – не самоцель, а способ наиболее полно отразить творческий замысел автора, поэтому в её работах сюжет звучит как величественная симфония.

    Краски в искусстве художника – подлинная душа картин. Как в симфонии фантазия звуков создаёт сложные картины переживаний слушателя, так и в произведениях Елизаветы Гавриловой сложная и гармоничная палитра красок позволяет ощутить симфонию переживаний. Так зрительный образ полотен художника соединяется с музыкой.

    Творчество Елизаветы Гавриловой опирается на широкий арсенал художественных средств, профессиональных возможностей, индивидуальных открытий и творческих приёмов, на глубокое знание сюжета и тонкое чувство колорита.

    Как художник-монументалист она работает с различными материалами. Это и керамическая мозаика в Московском санатории "Светлана" для детского плавательного бассейна. Мозаика здесь живописным ковром покрывает стены и малые скульптурно-архитектурные формы. Её цветовая гамма очень яркая и радостная, выполненная с учётом тонкой детской психологии.

    Другое мозаичное панно художника выполнено для Олимпийской молодёжной Деревни, но это уже смальтовая мозаика с включением околов живописных камней. Сочетание смальты с природным пейзажным камнем дало удивительный цветовой эффект, а различный модуль мозаики внёс в композицию своеобразное графическое решение, усилив тем самым её ритмичность и динамику.

    С особой любовью она относится к такому материалу, как стекло. Выполненные ею витражи из плоского стекла в пакете для Производственного объединения "Эра", в своё время были отмечены как лучшая работа года.

    Нельзя обойти стороной и такой вид творчества Елизаветы Гавриловой, как скульптура. Являясь ученицей Льва Ефимовича Кербеля, она работает как в станковой, так и в мону- ментальной скульптуре. Для Олимпийской молодёжной Деревни ею выполнена очень трогательная скульптурная композиция в бронзовом литье "Девочка с жеребёнком" и радующая глаз своей пластикой композиция из высокопрочного бетона и бронзы. Эти скульптурные композиции полны лиризма и высоко профессиональны. Они органично вписываются в местный ландшафт.

    Нельзя не отметить и бронзовые рельефы на круглых стелах для Третьего транспортного кольца в месте пересечения его с Кутузовским проспектом. Орнамент на этих рельефах в виде славянской вязи переплетается с буквами и, обрамляя эмблемы города, создаёт удивительное ощущение лёгкого кружева, которое опоясывает эти колонны.

    Умение работать с архитектурой, не нарушая творческого замысла авторов архитектурного проекта, является характерной чертой художника; удивительное чутьё и интуиция, понимание архитектуры, знание различных материалов и высокий профессионализм – неотъемлемые качества в творчестве Елизаветы Гавриловой.

    Хотелось бы отметить одну из последних работ художника. Это скульптурная композиция, выполненная по заказу генералов и героев России, посвящена 60-летию Победы и установлена на Волоколамском шоссе в Снегирях. Выполнена по благословению митрополита Кирилла, ныне – Патриарха Московского и Всея Руси. Скульптура посвящена Божией Матери, даровавшей нам Победу в годы Великой Отечественной войны. Работа выполнена в традиционных православных канонах. Этот значимый и строгий образ достоин истинного поклонения, поражает не только своим масштабом, но и величием.

    Для творчества Елизаветы Гавриловой характерны и такие техника, как настенная роспись, флорентийская мозаика, сграффито и т.д.

    Но какой бы материал ни использовал художник, какую бы тему ни решал, для Гавриловой всегда характерны высокий профессионализм, знание темы, творческий подход к её решению и позитивные направляющие, которые делают творчество художника современным, интересным, актуальным.

    Елизавета Николаевна Гаврилова – художник, создающий свою школу в изобразительном искусстве, имеющий учеников и продолжающий поиск новых выразительных средств.

    Россия – огромная полицентрическая страна, поэтому единый стиль в культуре, поведении, укладе жизни немыслим. Елизавета Гаврилова – русский человек, корни её предков уходят в ХV век, для неё исконно русский стиль – основа жизни. Развивая лучшие русские традиции в искусстве, она привлекает новые формы и средства художественной выразительности, расширяет полифонию красок и усложняет симфонию форм.

    Вызов XXI века – сложнейшая технология и культурная проблематика. Творчество Елизаветы Николаевны Гавриловой – святой родник, очищающий душу, рождающий у зрителей светлые мысли, чистые чувства и желания, побуждающий людей на благородные, бескорыстные поступки. А потребность в духовной красоте – есть веление нашего времени.

Михаил Лебедянский
ЛИКИ ЭПОХИ


(ГАЗЕТНЫЙ ВАРИАНТ, "День литературы", апрель 2010 г. № 4 (164)






    Художник-монументалист, заслуженный художник России Елизавета Николаевна Гаврилова в своем творчестве использует широкий арсенал художественных средств  и профессиональных возможностей, работает в различных техниках и материалах.  В её  монументально-декоративной живописи и монументальной скульптуре, в витражах, выполненных для различных объектов Москвы и городов России, в станковой живописи  проявляются: глубокое знание сюжета, тонкое чувство колорита, индивидуальные открытия, остроумные решения композиции. 

    Е.Н. Гаврилова продолжает  лучшие традиции русской школы изобразительного искусства. Её живописные работы выполнены в реалистической манере. Они глубоко индивидуальны и в то же время в них угадываются лирические мотивы Валентина Серова, эпическая монументальность Павла  Корина,  космическое видение Николая Ге.

    С особой любовью Е. Гаврилова относится к скульптуре.  Для Олимпийской молодёжной Деревни-98 ею выполнена очень трогательная скульптурная композиция в бронзовом литье «Девочка с жеребёнком» и радующая глаз своей пластикой объёмно-пространственная тектоническая композиция из высокопрочного бетона и бронзы. Эти скульптурные композиции полны лиризма и органично вписываются в местный ландшафт.
    Её бронзовые рельефы на круглых стелах в месте пересечения Третьего транспортного кольца  Москвы с Кутузовским проспектом, выполненные в виде  славянской вязи, переплетённой с буквами и обрамляющие эмблемы города, создают удивительное ощущение лёгкого кружева.    На Волоколамском шоссе в Снегирях установлена скульптурная композиция в бронзовом литье высотой 8,5 м., посвящённая Пресвятой Богородице. Эта работа выполнена Е.Н. Гавриловой по инициативе генералов-участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг..   
Работы Е. Гавриловой обладают большой силой эмоционального воздействия, утверждают веру в победу духовности над косностью и хаосом, дают эстетическое наслаждение. От них веет красотой и душевным теплом.

    Строки Ивана Бунина:
"Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия"
можно поставить эпиграфом к любой живописной работе Елизаветы Николаевны Гавриловой.

В.Г. Лавров
Президент Фонда "Вера и Знание"








Возврат к списку

версия для печати