ГАВРИЛОВА Елизавета Николаевна


ГАВРИЛОВА Елизавета Николаевна

Живописец.
Родилась 6 ноября 1954 г. в Москве. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2012г.).

Заслуженный художник Российской Федерации (2000г.)

Образование: Московская средняя художественная школа им. В.И. Сурикова при АХ СССР (1973г.); Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское, 1978г.), где училась у Б.В.Иорданского.

Основные произведения. Работы в области монументального искусства: скульптурные композиции и мозаичное панно для Олимпийской молодёжной деревни (Москва, 1998г.); скульптурная композиция, посвящённая Богородице (Москва, 2007г., бронза) и другие объёмно-пространственные композиции в металле, бетоне, дереве для Москвы и других городов России. Работы в области станковой живописи: серия полотен, посвящённых русским писателям, монархам и деятелям Русской православной церкви (…г.); серия портретов, посвящённых современникам (…г.).

Участник российских и международных выставок с 1978 года. Персональные выставки: «Связь времён через лики эпох» в выставочных залах Тульского музейного объединения (Тула, 2013г.) в Центре культуры и духовности (Зеленоград, 2013г.) и других городах России.

Общественная деятельность: член Правления Центрального дома работников искусств (…г.), член Совета Международной общественной организации «Союз православных женщин» (…г.); член-корреспондент (…г.), академик (2003г.) Русской академии наук и искусств.

Общественные и государственные награды: Юбилейная медаль «80 лет Воздушно-десантным войскам» (2010г.), Бронзовая медаль Творческого Союза художников России Международной федерации художников (2010г.), Лауреат международной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2012г.), Медаль имени Г.В. Свиридова «Наше наследие» Общероссийского общественного движения «Россия православная» (2013г.), Медаль «За службу и верность Воздушно-десантным войскам» (2013г.).


Елизавета Гаврилова, достигнув в своём творчестве классической зрелости, став мастером, творит по велению сердца, легко и свободно. В композиционных решениях, в цветовой и световой гамме своих станковых живописных полотен она предстаёт подлинным новатором. Многие свои станковые работы Елизавета Гаврилова как художник монументалист делает многочастными, соединяя самостоятельные холсты в единую художественную структуру, образуя тем самым сложную архитектурно-живописную композицию, как это сделано в таких её живописных работах как «Пушкин и Натали», «Иоанн Кронштадтский», «Голгофа»... Подобные решения позволяют автору наиболее полно раскрыть свой художественный замысел, позволяя героям жить по-новому в пространстве и времени.
Её композиции свободны от традиционных схем, они непринуждённы, несмотря на сложное сочетание цветовых и световых плоскостей, использование оригинальной архитектуры оформления полотен и второго плана в картинах, и одновременно сохраняют устойчивость. Сложно решено в композициях и пространство. Планы органично переходят один в другой.
Станковые живописные работы Гавриловой, несмотря на размеры (маленькие они или большие), отличаются своей особой монументальностью, чётким композиционным построением, экспрессивной мощностью мазка, выверенностью каждой линии и уравновешенностью всей поверхности холста.
Иногда в работах мастера (живописное полотно «Материнство») цвет звучит очень скромно и больше внимания уделяется световой пластике. В других работах, наоборот, используются сложные цветовые отношения, которые создаются игрой рефлексов. Но все эти приёмы – не самоцель, а способ наиболее полно отразить творческий замысел автора, поэтому в её работах сюжет звучит как величественная симфония. 
Краски в искусстве художника – подлинная душа картин. Как в симфонии фантазия звуков создаёт сложные картины переживаний слушателя, так и в произведениях Елизаветы Гавриловой сложная и гармоничная палитра красок позволяет ощутить симфонию переживаний. Так зрительный образ полотен художника соединяется с музыкой.
Творчество Елизаветы Гавриловой опирается на широкий арсенал художественных средств, профессиональных возможностей, индивидуальных открытий и творческих приёмов, на глубокое знание сюжета и тонкое чувство колорита.
Как художник-монументалист она работает с различными материалами. Это и керамическая мозаика в Московском санатории «Светлана» для детского плавательного бассейна. Мозаика здесь живописным ковром покрывает стены и малые скульптурно-архитектурные формы. Её цветовая гамма очень яркая и радостная, выполненная с учётом тонкой детской психологии.
Другое мозаичное панно художника выполнено для Олимпийской молодёжной Деревни, но это уже смальтовая мозаика с включением околов живописных камней. Сочетание смальты с природным пейзажным камнем дало удивительный цветовой эффект, а различный модуль мозаики внёс в композицию своеобразное графическое решение, усилив тем самым её ритмичность и динамику.
С особой любовью она относится к такому материалу, как стекло. Выполненные ею витражи из плоского стекла в пакете для Производственного объединения "Эра", в своё время были отмечены как лучшая работа года.
Нельзя обойти стороной и такой вид творчества Елизаветы Гавриловой, как скульптура. Являясь ученицей Льва Ефимовича Кербеля, она работает как в станковой, так и в мону- ментальной скульптуре. Для Олимпийской молодёжной Деревни ею выполнена очень трогательная скульптурная композиция в бронзовом литье «Девочка с жеребёнком» и радующая глаз своей пластикой композиция из высокопрочного бетона и бронзы. Эти скульптурные композиции полны лиризма и высоко профессиональны. Они органично вписываются в местный ландшафт. Нельзя не отметить и бронзовые рельефы на круглых стелах для Третьего транспортного кольца в месте пересечения его с Кутузовским проспектом. Орнамент на этих рельефах в виде славянской вязи переплетается с буквами и, обрамляя эмблемы города, создаёт удивительное ощущение лёгкого кружева, которое опоясывает эти колонны. Умение работать с архитектурой, не нарушая творческого замысла авторов архитектурного проекта, является характерной чертой художника; удивительное чутьё и интуиция, понимание архитектуры, знание различных материалов и высокий профессионализм – неотъемлемые качества в творчестве Елизаветы Гавриловой.
Михаил Лебедянский. Лики эпохи (газетный вариант, «День литературы», апрель 2010 г. № 4 (164)

Иллюстрация в тексте: Е.Н. Гаврилова. Автопортрет. 2011. Холст, масло. 90х80. Собственность автора.



Возврат к списку

версия для печати