ВОЛОСЕНКОВ Феликс Васильевич
Живописец, график, художник театра.
Родился 15 апреля 1944 г. в Красноармейске Донецкой области. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Член-корреспондент (2012г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2019г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2009г.)
Член Союза художников СССР, России (1970г.)
Член Союза художников Италии (1992г.)
Образование: Художественное училище им. Азима Азимзаде (1964г.), Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (1970г.) по специальности художник-постановщик.
Основные произведения. Работы в области живописи: «Дети и сосна» (1976г., фанера, смешанная техника, 120х80), «Венера на Черном море» (1984г., оргалит, смешанная техника, 74х93), «Одежды после Распятия» (1988г., оргалит, смешанная техника, 152х67), «Женщина, несущая мужчину» (1988г., оргалит, смешанная техника, 122х61), «Из России с любовью» (1990г., оргалит, смешанная техника, 112х90), триптих «Буквы АзБукиВеди» (1992г., оргалит, смешанная техника, 122х75), «Человек с граблями» (1997г., оргалит, смешанная техника, 170х55), диптих «Танцующий Бог Волос (мужчина и женщина)» (1996г., холст, смешанная техника, 153х76), «Времена года» (2002г., холст, смешанная техника, 132х71), «Портрет Андрея Угарова» (2007г., оргалит, смешанная техника, 173х50), «Катя Андреева в маске К. Андреевой» (2008г., оргалит, смешанная техника,138х75), «Угол Манежного и Восстания» (2009г., холст, смешанная техника, 84х111), «Пробегающая собака» (2009г., холст, смешанная техника, 141х73), «Александра выходит из моря» (2010г., оргалит, смешанная техника, 170х122), диптих «Танцующие. Мужчина и женщина» (2010г., холст, смешанная техника, 179х83). Работы в области сценографии: балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (2012г.) и «Дама пик» на музыку А. Чайковского (2013г.) в Самарском академическом театре оперы и балета.
Работы находятся в собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музея изобразительного искусства Республики Татарстан (Казань), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Донецкого республиканского художественного музея, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева (Алма-Ата), Национального центра современных искусств Республики Беларусь, Пермской художественной галереи, Художественного музея Фредериксхавн (Дания), Стеделийк Музея (Амстердам), Художественного музея Зиммерли (США), а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Участник российских, областных, московских выставок с 1963 года, среди которых: «Четверо в городе, считая собаку» совместно с Н. Цехомской и А.Ярыгиным в Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург, 2006г.); «Петербург» совместно с Н. Цехомской и Р. Лотошом в Московском музее современного искусства (2007г.); «Нева и Днепр впадают в море» совместно с С.Коненковым и Н. Цехомской в Смоленском государственном музее-заповеднике (2007г.); «Метаморфозы» совместно с Н. Цехомской и А. Ярыгиным в «Temporary Gallery» (Берлин, 2012г.); 3-я Международная биеннале изобразительных искусств и литературы (Сенигаллия – Анкона, Италия, 2012г.); «Волшебные Сказки» совместно с Н. Цехомской и А. Ярыгиным в Музее современного искусства (Вена, 2013г.); «Алхимия» совместно с Н. Цехомской и А. Ярыгиным на «Berliner Liste Art Fair» (Берлин, 2013г.), «Вздох Мира» на Международном Биеннале изобразительных искусств (Италия, 2013г.), «Синайский гобелен» совместно с А. Ярыгиным и Н. Цехомской в Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург, 2013г.), «Art Apart Fair “Alchemy”» совместно с А.Ярыгиным и Н. Цехомской, (Сингапур - Гонконг, 2014г.), «Три художника из Санкт-Петербурга» в залах Российской академии художеств (2022г.) и другие. Персональные выставки: «Явление Бога Волоса в виде произведений Феликса Волосенкова» в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2004г.), «Живопись» в Доме архитектора (Москва, 2006г.), «Люди, карты, etc…» в Московском музее современного искусства (2007г.), «Нева течет через Николаев как явление Бога Волоса» в Николаевском художественном областном музее имени В.В. Верещагина (2008г.), «Палимпсест» в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург, 2008г.), «Окоём Ойкумены» в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург, 2011г.), «Нева течет к терриконам» в Донецком республиканском художественном музее (2012г.) и другие.
Общественная деятельность: основатель и Президент Санкт-Петербургской Академии современного искусства Бессмертных (с 1994г.).
Государственные и общественные награды: медаль Дягилева «За преданность Искусству» (2005г.), медаль 3-ей Международной биеннале изобразительных искусств и литературы (2012г.), медаль Международной биеннале изобразительных искусств «Вздох Мира» (2013г.).
Награды Российской академии художеств: Благодарность РАХ (2016г.).
«Кругом Возможно Бог»
Приведенная в заглавии фраза, как известно, принадлежит Александру Введенскому. Но она могла бы принадлежать и Феликсу Волосенкову. Дело не только в том, что он – автор развернутого симулякра «новой религии», в которой ему, летучему Феликсу, принадлежит роль жреца таинственного славянского бога Велеса или Волоса. (О котором практически ничего не известно, и это удобно, поскольку можно придумывать кто во что горазд.) Судьба, натура и творческая энергетика нашего «жреца» таковы, что ему хорошо знакомы роли ироничного бродяги-мудреца и сказочного старьевщика, который везде бродит, куда угодно заходит и всегда находит, чем поживиться.
Бродяга бродит не по дворцам, и находит не красоты совершенства, а знакомится с подвалами и чердаками, заплеванными лестницами, обшарпанными комнатушками «ленинградского злого жилья». Для него этот существующий после своей многократной гибели Петрополь – как будто повторяющееся личное сновидение, и Феликс коллекционирует его шуточки и анекдоты, словечки и картинки, его богемный чад, утренний воздух, мусор на мостовой и прочие мгновения бытия. Феликс Волосенков, быть может, и жрец, но прежде всего он – создатель своей онтологии, в которой наличествует самое неоспоримое доказательство бытия Бога. Он же, Бог, возможно, везде и во всем. Как же не распустить глаза по всем наличным направлениям и пространствам, как же не стать бродягой, Тилем Уленшпигелем, не воспеть дерьмо в канале, утренний чай на вокзале, встречу со старым другом и любую белиберду, которая заведется в голове или попадет на глаза? Быть может, Он явит нам Себя именно в белиберде, и даже скорее всего это будет именно так. Не из телевизора же придет. Не в золотом гное официальных праздников.
Василеостровский Уленшпигель пишет свои бесчисленные холсты и набрасывает свои бесконечные серии рисунков. Можно было бы увидеть в них безотчетное творчество, примитивную деятельность насекомого, которое не может не тащить в свое жилище травинки, червячков и крошки от гамбургера. Феликс, однако же - не простейшее, а интеллектуал и профессионал, маэстро с обширным досье. Там выставки, проекты, публикации. И все же само его досье выдает его с головой. Где только его ни носило, куда только он ни забирался. Бродяга, решительно бродяга, а звания и чины – это дополнительные экспонаты в его коллекции всякой всячины. Нет тут старательно прописанных картин, а есть целый водопад цветов и домов, голых теток и девиц, дачных крылечек, смеющихся лошадей, бабочек, козочек, офицеров с эполетами, писателей с бородами, памятников на постаментах и всего остального, что торопится жить доупаду, как будто уже немного времени осталось. Только бы успеть и запечатлеть то, что увидено. Вереницами, хороводами вьется эта флора и фауна, торопливо мелькает на холстах и листах бумаги. Язычникам в радость эта жизненная сила. Да и христиане, какие посообразительнее, могли бы присоединиться. Когда столько жизни, Кругом Возможно Бог.
Александр Якимович, академик Российской академии художеств
Иллюстрация в тексте: Ф.В. Волосенков на открытии выставки «Три художника из Санкт-Петербурга» в выставочных залах РАХ в Москве, 2022 год. Фото: Иван Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ.
версия для печати