БЛОХИН Валерий Маратович


БЛОХИН Валерий Маратович

Живописец. Персональный сайт: blokhin-art.com
Родился 30 декабря 1964г. в Новороссийске. Живет и работает в Краснодаре.

Член-корреспондент (2012г.), академик Российской академии художеств (Южное региональное отделение, с 2021г.)

Член Союза художников России (с 1991г.)
Почетный Член Чешкой академии искусств им. Масарика (с 1999г.)
Член Творческого союза художников России (с 2007г.)

Образование: Краснодарское художественное училище (1984г.), где учился у В.М. Савранского; факультет изобразительного искусства Южно-федерального университета г.Ростов-на-Дону (2014г.), где дипломным руководителем была Г.А. Кудрина; магистратура в Академии психологии и педагогики Южного Федерального университета г. Ростов-на-Дону (2016г.), под руководством Н.П. Петровой. 

Основные произведения: «Воздухоплавание» (1991г., холст, масло, 90х105), «Спящая» (1991г., холст, масло, 90х100), «Масленица» (1995г., холст, масло, 100х90), «Купальщицы» (1997г., холст, масло, 57х67), серия «Венецианский карнавал» (1997г., холст, масло), «Тибет. Выход императора» (1999г., холст, масло, 290х105), «Восточный мотив» (2009г., холст, масло, 70х80), «Индийская деревня» (2011г., холст, масло, 100х120), «Лагонаки» (2013г., холст, масло, 110х130), «Утро. Караван» (2014г., холст, масло, 60х80) и другие. 

Произведения представлены в коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко (г. Краснодар), Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Сочинского художественного музея имени Д.Д. Жилинского, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Московского музея современного искусства, Вологодской областной картинной галереи, фондах  Департамента культуры города Москвы, университета Масарика (г. Прага, Чехия), Музее Мимара г. Загреб (Хорватия), галерее «Ziraat Barkasi» г. Стамбул (Турция), «Modern Art Gallery» г. Карлсруэ (Германия), «Gallery Mountcastle» г. Коломбо (Шри-ланка), «Unife Gallery» г. Лима (Перу) и другие.

Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок с 1987 года. Персональные выставки прошли в зале им. Кете Кольвиц г. Карлсруэ (Германия, 1990г.), ратуше г. Шермбек (Германия, 1994г.), «Medien Haus» г. Карлсруэ (Германия, 1994г.), городском выставочном зале г. Нортхайм (Германия, 1996г.), «Genko – Gallery» г. Йоханнесбург (ЮАР, 1998г.), Центре русской культуры г. Дели (Индия, 1999г.), Центре русской культуры г. Прага (Чехия, 1999г.), художественном музее им. Ф.А. Коваленко (г. Краснодар, 1999г.), «Montcastle Gallery» (Коломбо, 2000г.), «International Center of India» г. Нью-Дели (Индия, 2000г.), Центре русской культуры г. Катманду (Непал, 2000г.), «X-Gallery» г. Амстердам (Голландия, 2000г.), «Ziraat Bankasi Gallery» г. Стамбул (Турция, 2000г.), Центре русской культуры г. Никосия (Кипр, 2000г.), Центре русской культуры г. Сантьяго (Чили, 2001г.), «Unife gallery» г. Лима (Перу, 2001г.), Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусства Зураба Церетели (г. Москва, 2004г.), Центре русской культуры г. Валетта (Мальта, 2004г.), Самарском областном художественном музее (2008г.), Ростовском областном музее изобразительных искусств (2011г.), Галерее «Паршин» (г. Ставрополь, 2012г.), Северо-кавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока, (г. Майкоп, 2013г.), Тольяттинском художественном музее (2015г.).

Награды: Золотая медаль Чешской академии искусств им. Масарика (1999г.).

Награды Российской академии художеств: Диплом РАХ (2005г.), Серебряная медаль РАХ (2006г.), Золотая медаль РАХ (2011г.).


Сегодняшняя живопись – многообразное и яркое явление. Одной из основных ее особенностей можно со всеми основаниями назвать высокую профессиональную подготовку большинства художников, которая проявляется не только в весьма хорошем владении основами мастерства, но и в очевидной осведомленности авторов в истории искусства, и в особенности искусства конца XIX и ХХ веков с множеством творческих направлений и течений. Опираясь на своих предшественников и отталкиваясь от их открытий и достижений, ставших достоянием всех тех, кто профессионально занимается именно станковой живописью, живописцы сегодняшнего дня чувствуют себя вполне уверенно на самых разных «полях» - от символизма и экспрессионизма до сюрреализма и различных видов абстракции. Помимо включения в свой творческий багаж практически всего спектра выразительных приемов ведущих направлений ушедшего столетия, некоторые из мастеров-станковистов обращаются к течениям, которые в ХХ веке предстают скорее неким раритетом – таким, как, например, ориентализм. Его «золотой век» в Европе приходился на позапрошлое столетие, когда ориентализм сопутствовал вдохновленной романтизмом моде на кругосветные морские путешествия с обязательным посещением экзотических стран Востока и Африки, где располагалась большая часть колоний. Расцвет географии как науки в середине и второй половине XIX века нисколько не мешал вполне дилетантскому и отчасти праздному интересу к познанию экзотических для европоцентристского сознания сторон повседневной жизни и обычаев далеких стран, откуда было принято привозить домой всякого рода диковинки и загадочные кунштюки.
Краснодарский художник Валерий Блохин -- без сомнения, весьма одаренный живописец, прежде всего – колорист. Он – участник многочисленных персональных и групповых выставок в нашей стране и за рубежом, член-корреспондент Российской академии художеств и лауреат ее медалей, почетный член Академии искусств Чехии и обладатель ее золотой награды, автор многочисленных произведений, которые входят в собрания нескольких отечественных и ряда авторитетных зарубежных музеев. Авторский арсенал Блохина многообразен и включает разные приемы, восходящие как к импрессионизму, так и к экспрессионизму, но отнюдь не сводится к повторению уже найденных и апробированных манер. Художник широкой кистью охотно и со вкусом пишет либо романтические фантазии, либо увиденные им во время путешествий на Восток величественные горные или пустынные ландшафты и реалии повседневного быта, но также и живо воображает и средствами живописи воссоздает в этих пейзажах и реалиях неких исторических или мифологических персонажей. Другой излюбленный круг мотивов мастера связан с живописным осмыслением вечной темы женского «ню», которая, благодаря виртуозной стилистике автора обретает множество визуальных и смысловых обертонов и нюансов, легко трансформируясь в колористическую фантасмагорию.
Работы художника конца 1980-х, первой половины и середины 1990-х балансировали на грани между экспрессивной фигуративностью и многоцветной свободной абстракцией. Между динамичными и разнонаправленными мазками, на больших монохромных плоскостях то там, то здесь проступали написанные в другой манере фрагменты человеческих фигур и обнаженных тел моделей, преображаемых силой воображения и мастерства автора то в легендарных древних правительниц, то в загадочных предсказательниц судеб, а иногда – в восточных одалисок или просто в купальщиц, закутанных в пестрые восточного типа ткани. Позже, в конце 1990-х и в 2000-е – 2010-е годы, по мере того, как Валерий Блохин стал предпринимать путешествия в Индию, на Тибет, в Китай и Бирму, другие страны Азии и Ближнего Востока, среди сюжетов его картин все большее место начали занимать этнографические мотивы и исторические ориенталистские фантазии, впрочем, вероятно, опирающиеся на некоторую научно-документальную основу. Живописная манера художника претерпела постепенную эволюцию – фигуративная манера практически вытеснила абстракцию, от которой в живописной ткани полотен сохранились многоцветие и насыщенность тонов.
У работ Блохина последних лет есть еще важная общая особенность. Нередко фигуры людей, животных и их предметное окружение, написанные в обобщенной, динамичной и экспрессивной манере, размещаются, а точнее – монтируются на монохромном контрастном фоне, и в результате то или иное полотно начинает напоминать современную многослойную телевизионную картинку, когда составные части целого записываются отдельно и затем синтезируются, «сводятся» в целостное эффектное зрелище. Более того -- работая крупными мазками и акцентируя сочленения больших красочных поверхностей своего рода «силовыми линиями» (наподобие «пробелов»), контрастирующими с их цветом, художник выстраивает внутренне напряженную, но от этого и глубинно динамичную композиционную модель для каждой своего работы. К тому же в довольно сложную структуру их живописной материи входит нередко используемый художником прием словно бы искусственно замедляемого движения, приводящий к эффекту «размазанности» формы по картинной плоскости – так случается, когда при просмотре фильмов на современных цифровых устройствах on line несколько «тормозит» интернет или не очень надежен wi-fi. Все эти, на первый взгляд, неожиданные «вторжения» признаков и примет сугубо современных визуальных технологий в поэтику вполне традиционных, в целом, живописных вещей Валерия Блохина, придают особое, ни на кого не похожее, звучание и очевидную актуальность своеобразной оптике видения художника. Яркое творчество одаренного мастера в очередной раз показывает, что до часто анонсируемого оттеснения искусства живописи на периферию художественного процесса, к счастью, время отнюдь не настало, а, возможно, и не наступит еще долго или вовсе не случится.

Андрей Толстой, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств.

Иллюстрация в тексте: В.М. Блохин на открытии выставки. Фото:..



Возврат к списку

версия для печати