БЛОХИН Валерий Маратович


БЛОХИН Валерий Маратович

Живописец. Персональный сайт: blokhin-art.com
Родился 30 декабря 1964г. Живет и работает в г. Краснодар.

Член-корреспондент (2012г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2021г.)

Член Союза Художников России (с 1991г.)
Член Творческого Союза Художников России (с 2007г.)
Почетный Член Чешкой академии искусств им. Масарика (с 1999г.)

Образование: Краснодарское художественное училище им. Репина (1984 г.), дипломный руководитель Савранский В.М. Также окончил Южно-федеральный университет г.Ростов на Дону, факультет изобразительного искусства (2014г.), дипломный руководитель Кудрина Г.А. Магистратура в Академии психологии и педагогики Южного Федерального университета г.Ростов на Дону (2016г.), дипломный руководитель Петрова Н.П.

Среди известных произведений: «Венеция. Прогулки на гондолах», «Тибет. Выход императора», «Тунис», «Бедуин», «Осетия. Дом Басати», «Девушка в белом», «Две флейты», «Путь Дракона», «Персидские всадники», «Татары».

Произведения представлены в ведущих отечественных и зарубежных музеях, галереях, среди которых Министерство культуры (г. Москва), Художественный музей им. Ф. А. Коваленко (г. Краснодар), Художественный музей (г. Красноярск), Художественный музей (г. Сочи), Музей изобразительных искусств (г. Ставрополь), Вологодская государственная картинная галерея (г. Вологда), Музейное объединение (г. Череповец), Музей Мимара, (г. Загреб), Московский музей современного искусства (г. Москва), Modern Art Gallery (г. Карлсруэ, Германия), Академия искусств Чехии им. Масарика (г. Прага, Чехия), Галерея Ziraat Barkasi (г. Стамбул, Турция), Gallery Mountcastle (г. Коломбо, Шри-ланка), UNIFE Gallery (г. Лима, Перу) и др.

Персональные выставки: участник выставок с 1989г.
Среди персональных:
Зал им. Кете Кольвиц (г. Карлсруэ, Дурлах, Германия, 1990г.), Ратуша г. Шермбек (Германия, 1994г.), Medien Haus (г. Карлсруэ, Германия, 1994г.), Центральный выставочный зал (г. Краснодар, 1995г.), Музей Изобразительных искусств (г. Ставрополь, 1996г.)
Художественный музей (г. Сочи, 1996г.), Городской Выставочный зал (г. Нортхайм, Германия, 1996г.), Центр Русской Культуры (г. Сайгон, Вьетнам, 1997г.), Genko – Gallery (г. Йоханнесбург, ЮАР, 1998г.), Центр Русской Культуры (г. Дели, Бомбей, Индия, 1999г.), Центр Русской Культуры (г. Люксембург, 1999г.), Русский Культурный Центр (г. Прага, Чехия, 1999г.), Художественный музей им. Коваленко (г. Краснодар, 1999г.), Montcastle Gallery (Colombo, 2000г.), International Center of India (Нью Дели, Индия, 2000г.), Русский Культурный Центр (г. Катманду, Непал, 2000г.), X-Gallery (г. Амстердам, Голландия, 2000г.), Ziraat Bankasi Gallery (г. Стамбул, Турция, 2000г.), Русский Культурный Центр (г. Никосия, Кипр, 2000г.), Центр Русской Культуры, г. Сантьяго, Чили, 2001г.), UNIFEgallery (г. Лима, Перу, 2001г.), Галерея «Лестница» (г. Краснодар, 2003г.), Центр Русской Культуры (г. Валетта, Мальта, 2004г.), Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусства Зураба Церетели (г. Москва, 2004г.), Художественный музей (г. Самара, 2008г.), Художественный музей им. Коваленко (г. Краснодар, 2009г.), Ростовский областной музей изобразительных искусств (г. Ростов-на-Дону, 2011г.), Международная ассоциация дизайнеров (г. Москва, 2011г.), Галерея «Паршин» (г. Ставрополь, 2012г.), Северо-кавказский филиал Государственного музея искусства народов Востока, (г. Майкоп, 2013г.), Художественный музей им. Коваленко (г. Краснодар, 2014г.), «Дорога» (Артхолл) (г. Самара, 2014г.), «Шелковый путь» (Художественный музей) (г.Тольятти, 2015г.)

Награды (ведомственные и другие):
Золотая медаль Чешской академии искусств им. Масарика (1999г.)

Награды Российской академии художеств: Диплом (2005г.), Серебряная медаль (2006г.), Золотая медаль (2011г.)


Сегодняшняя живопись – многообразное и яркое явление. Одной из основных ее особенностей можно со всеми основаниями назвать высокую профессиональную подготовку большинства художников, которая проявляется не только в весьма хорошем владении основами мастерства, но и в очевидной осведомленности авторов в истории искусства, и в особенности искусства конца XIX и ХХ веков с множеством творческих направлений и течений. Опираясь на своих предшественников и отталкиваясь от их открытий и достижений, ставших достоянием всех тех, кто профессионально занимается именно станковой живописью, живописцы сегодняшнего дня чувствуют себя вполне уверенно на самых разных «полях» -- от символизма и экспрессионизма до сюрреализма и различных видов абстракции. Помимо включения в свой творческий багаж практически всего спектра выразительных приемов ведущих направлений ушедшего столетия, некоторые из мастеров-станковистов обращаются к течениям, которые в ХХ веке предстают скорее неким раритетом – таким, как, например, ориентализм. Его «золотой век» в Европе приходился на  позапрошлое столетие, когда ориентализм сопутствовал вдохновленной романтизмом моде на кругосветные морские путешествия с обязательным посещением экзотических стран Востока и Африки, где располагалась большая часть колоний. Расцвет географии как науки в середине и второй половине XIX века нисколько не мешал вполне дилетантскому и отчасти праздному интересу к познанию экзотических для европоцентристского сознания сторон повседневной жизни и обычаев далеких стран, откуда было принято привозить домой всякого рода диковинки и  загадочные кунштюки.
Краснодарский художник Валерий Блохин -- без сомнения, весьма одаренный живописец, прежде всего – колорист.  Он – участник многочисленных персональных и групповых  выставок в нашей стране и за рубежом, член-корреспондент Российской академии художеств и лауреат ее медалей, почетный член Академии искусств Чехии и обладатель ее золотой награды, автор многочисленных произведений, которые входят в собрания нескольких отечественных и ряда авторитетных зарубежных музеев. Авторский арсенал Блохина многообразен и включает разные приемы, восходящие как к импрессионизму, так и к экспрессионизму, но отнюдь не сводится к повторению уже найденных и апробированных манер. Художник широкой кистью охотно и со вкусом пишет либо романтические фантазии, либо увиденные им во время путешествий на Восток величественные горные или пустынные ландшафты и реалии повседневного быта, но также и живо воображает и средствами живописи воссоздает в этих пейзажах и реалиях неких исторических или мифологических персонажей. Другой излюбленный круг мотивов мастера связан с живописным осмыслением вечной темы женского «ню», которая, благодаря виртуозной стилистике автора обретает множество визуальных и смысловых обертонов и нюансов, легко трансформируясь в колористическую фантасмагорию.
Работы художника конца 1980-х, первой половины и середины 1990-х балансировали на грани между экспрессивной фигуративностью и многоцветной свободной абстракцией.  Между динамичными и разнонаправленными мазками, на больших монохромных плоскостях то там, то здесь проступали написанные в другой манере фрагменты человеческих фигур и обнаженных тел моделей, преображаемых силой воображения и мастерства автора то в легендарных древних правительниц, то в загадочных предсказательниц судеб, а иногда – в восточных одалисок или просто в купальщиц, закутанных в пестрые восточного типа ткани.  Позже, в конце 1990-х и в 2000-е – 2010-е годы, по мере того, как Валерий Блохин стал предпринимать путешествия в Индию, на Тибет, в Китай и Бирму, другие страны Азии и Ближнего Востока, среди сюжетов его картин все большее место начали занимать этнографические мотивы и исторические ориенталистские фантазии, впрочем, вероятно, опирающиеся на некоторую научно-документальную основу.  Живописная манера художника претерпела постепенную эволюцию – фигуративная манера практически вытеснила абстракцию, от которой в живописной ткани полотен  сохранились многоцветие и  насыщенность тонов.  
У работ Блохина последних лет есть еще важная общая особенность. Нередко фигуры людей, животных и их предметное окружение, написанные в обобщенной, динамичной и экспрессивной манере, размещаются, а точнее – монтируются  на монохромном контрастном фоне, и в результате то или иное полотно начинает напоминать современную многослойную телевизионную картинку, когда составные части целого записываются отдельно и затем синтезируются, «сводятся» в целостное эффектное зрелище. Более того -- работая крупными мазками и акцентируя сочленения больших красочных поверхностей своего рода «силовыми линиями» (наподобие «пробелов»), контрастирующими с их цветом, художник выстраивает внутренне напряженную, но от этого и глубинно динамичную композиционную модель для каждой своего работы. К тому же в довольно сложную структуру их живописной материи входит нередко используемый художником  прием словно бы искусственно замедляемого движения, приводящий к эффекту «размазанности» формы по картинной плоскости – так случается, когда при просмотре фильмов на современных цифровых устройствах on line несколько «тормозит» интернет или не очень надежен wi-fi. Все эти, на первый взгляд, неожиданные «вторжения» признаков и примет сугубо современных визуальных технологий в поэтику вполне традиционных, в целом, живописных вещей Валерия Блохина, придают особое, ни на кого не похожее, звучание и очевидную актуальность своеобразной оптике видения художника. Яркое творчество одаренного мастера в очередной раз показывает, что до часто анонсируемого оттеснения искусства живописи на периферию художественного процесса, к счастью,  время отнюдь не настало, а, возможно, и не наступит еще долго или вовсе не случится.

Андрей Толстой, доктор искусствоведения, академик Российской Академии художеств



Возврат к списку

версия для печати