РЫБКИН Анатолий Петрович
Живописец
Родился 10 января 1949 г. в деревне Вурманкассы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2011г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2009г.)
Народный художник Чувашской Республики (2005г.)
Член Союза художников России (1984г.)
Член Национальной академии наук и искусств Чувашской республики (2002г.)
Действительный член Петровской академии наук и искусств (2006г.)
Доцент (1992г.)
Образование: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР (1979г.), мастерская профессора А.Д.Зайцева; Творческая мастерская живописи АХ СССР в Красноярске под руководством А.П. Левитина (1988-1991гг.).
Основные произведения: «Город» (1988г., холст, масло, 170х140); «Бабье лето» (1989г., холст,масло, 150х200); «Нелетная погода» (1996г., холст,масло, 260х500); «Проводившие солнце» (2000г., холст, масло, 260х170); триптих «Мужик Российский» (2001г.) - «Весна и садовник» (холст, масло, 144х94), «Яблочный спас» (холст, масло, 144х94); «Сосед Константин» (холст, масло, 144х94); «Чувашия. Теплый снег родного дома» (2007г., холст, масло, 153х225); «Люди планеты Чукотка» (2008г., холст, масло, 153х225); «Мама. Родительский дом» (2012г., холст, масло, 130х320); «Как снег на голову» (2013г., холст, масло, 113х161); «Весна пришла. Мужик Российский» (2014г., холст, масло, 125х202); «Мой старый добрый дом» (2017г., холст, масло, 170х300), «Островок весны» (2020г., холст, масло, 150х310).
Постоянный участник выставок с 1978 года. Основные персональные выставки: «Индия глазами чувашских художников А.Рыбкина и Г.Фомирякова» в выставочном зале «Радуга» (г.Чебоксары, 2012г.); Мариинский Посад (Чувашская Республика, 2013г.); «Мой старый добрый дом» в залах РАХ (Москва, 2014г.); Хан-Мюнден (Германия, 2018, 2019г.); «Сохранившие память» в Московском Доме национальностей (2019г.); Санкт-Петербургский Дом национальностей (Санкт-Петербург, 2020г.); «Палитра памяти» в залах РАХ (Москва, 2020г.); «Наш общий дом - Чувашия. С благодарностью родному училищу» (Чебоксары, 2021г.).
Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музейно-выставочного комплеска Музейно-выставочного объединения Российской академии художеств (Москва), Научно-исследовательского музея при РАХ (Санкт-Петербург), Дирекции выставок Санкт-Петербургского Союза художников, Дирекции выставок Союза художников России (Москва), Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, Министерства культуры РФ (Москва), Министерства культуры Чувашской Республики (Чебоксары), Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи (Саранск), «Историко-художественного музейного комплекса» города Новочебоксарск, Чувашского государственного художественного музея (Чебоксары), Норильской художественной галереи и др.
Общественная деятельность: член жюри на конкурсе «Путём героев» в Санкт-Петербургском Суворовском военном училище (…г.), член Совета региональной общественной организации «Чувашское культурное общество Санкт-Петербурга» (…г.), почётный член «Клуба любителей искусства Русского музея» (…г.) и творческого объединения «Енисей» (…г.).
Неоднократно работал председателем ГАК, вел защиту квалификационных работ. Ежегодно проводит пленэры со студентами Чебоксарского художественного училища, пленэры и мастер-классы с учащимися детских художественных школ, с молодыми художниками по инициативе и поддержке Самарского отделения Союза художников России в Самарской области, также и в Севастополе. Проводит мастер- классы со студентами Красноярского художественного института, детьми-инвалидами Санкт- Петербурга, учащимися художественных школ г.Дудинки, семинары с аспирантами Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.
Государственные и общественные награды и премии: Золотой знак «Культурное наследие» (2011г.); медаль «В память 400-летия Дома Романовых» (2013г.); Почётный гражданин Мариинско-Посадского района Чувашии (2013г.); грант Министерства культуры РФ за картину «Мама. Родительский дом» (Москва. 2014г.); медаль «За верность России» Петровской академии наук и искусств (2017г.); Государственная премия Чувашской республики в области литературы и искусства за серию работ «Мой старый, добрый дом – земля и люди родной Чувашии» (2018г.); памятная медаль «Столетие образования Чувашской автономной области» (2020г.).
Награды РАХ: Серебряная медаль РАХ (2000г.).
«Мир доброму старому дому»
Творчество Анатолия Петровича многомерно – и живописное, и графическое. В нем реалии не только констатируют свое наличие в природе, они предстают в широких ассоциативных связях, рождая неожиданные метафоры, аллегории, а то и символы. Его названия соответствуют сакральному смыслу работ – «Пережидающие непогоду», «Приближающий весну»… И это уже не констатация факта, а акт творения. В его композициях предметы обычные, деревенские, и пейзажи соединяют в себе конкретное начало и вселенское обобщение. В картине «Два моих дворика» он воплощает основные места своего вдохновения – питерский фасад с балкончиком и деревенский дворик с деревом. И оба они в сердце автора и в пространстве его видения, и в живописном пространстве холстов. Также как сибирские домики больших ее и малых городов, и Поморья. Для А.П.Рыбкина в окружающем нет мелочей. Это видно по тому, какой ассоциативной функцией наделены детали в его произведениях, какую роль играют в общем звучании образа. Об этом пишет и он сам: «Трещина на старом бревне дома и далекая утренняя звезда для меня всегда существовали вместе. Они соразмерны». Как точно это выражено художником и как близко мироощущению замечательного режиссера, художника и писателя А.П.Довженко, говорившего: «Один видит лужу, а другой отражение звезд». Не сравниваю особенности и масштабы дарований. Речь – о родстве поэтического видения столь разных людей.
Художник чутко относится к восприятию людей разных стран и разных регионов нашей страны. Одну из картин он назвал «Люди планеты Чукотка». В ней всё – и типаж, и белое отрешенное пространство словно вызывает к жизни древние мифы. Ибо все эти приметы сурового севера определяют и особенности видения героев картины, и самого живописца. Художник наделяет обычные вещи символическим смыслом, что видно и в решении работы и в ее названии – например, «Лист лета», «Солнечный покой», «Вечер прожившего дома» – это реалии и вещие видения. Этот мир не стандартизирован, он романтически преображен. «Странный, добрый, вечный мир Анатолия Рыбкина» – так сказал о нем народный художник РСФСР, академик А.П.Левитин, с которым А.П.Рыбкин работал в Сибирско-Дальневосточном отделении РАХ. Художник наполняет добром рукотворную и нерукотворную природу, ёмки своим состоянием пейзажи. Он видит и чувствует натуру живой, одухотворенной; она будто обращается к человеку, словно предостерегая его от грубого вторжения в свою сокровенную жизнь.
Каких точек зрения на, казалось бы, обыденные виды не открывает реальность, художник извлекает из этой прозы образную поэзию. Он бережно обращается с цветом. Ряд его произведений при достаточно скромной палитре выразителен за счет живописного рисунка и словно находящегося в постоянном движении цвета. Художник не чужд особенно в последнее время активизации декоративного решения. Это требует точного соотнесения функции предметного и декоративного, о чем можно было бы сказать – и предмет, и красота. Пространство художник трактует ритмично, но не жестко, строя пространственные планы. Это создает ощущение непреходящей протяженности, рождает понятие «вечный мир». Качество это обнаруживается в различных работах. Это не только виды сибирских просторов, белого безмолвия, сотворенных воображением художника планет обитания, или величественные пирамиды Египта – «сына тысячелетий».
Чувство вечного движения воплощено в «Порыве ветра», в «Полете весны», в полотне «Пространство и время», оно есть и в небольшом холсте «Камни, уходящие в воду». Художник часто пишет времена года. Особое волнение вызывают те произведения, в которых зима, весна, лето, осень, показаны на стыке времен, отчего появляется особое чувство волнения: что-то должно измениться, но еще сохраняется.
Во многих произведениях Рыбкина словно закодировано понятие памяти. Ею художник наделяет не только людей, но и природу, предметы. Они так акцентированы, так очеловечены, будь то много видавшее поле, роща, извечное течение вод, старый дом, словно цепляющийся за воспоминания, когда он только был срублен. Это не мистика, это доброе вглядывание, вчувствование, способность увидеть дальше, зорче. Пространство картин художника – это и временное пространство, ибо образы там не сиюминутны, они развивались и развиваются. Художник постоянно прикасается к новым мотивам. Прикасаясь к чему-то непознанному, стремится поведать об этом другим: «Отсутствовал я в чьей-то жизни неопределенное время – пишет художник, – и вот хочу поведать кому-то о том, что видел в большом мире, и что родилось после этого в моей маленьком мире. Расскажу и покажу ему это карандашом и кистью. Иногда этого мало, и тогда берусь за перо. Может мой мир не так уж и мал, правда ответы на вопросы, если их кто-то будет задавать, надо искать далеко за пределами картин». Действительно, мир художника не мал, но все же, или впрямую или подспудно, главный импульс жизненного, творческого восприятия – родной дом. Прежде всего, дом в Вурманкассах, где благоговейно хранится память об отце Петре Емельяновиче, и где до последнего времени жила его мама, бывшая сельская учительница Татьяна Арсентьевна. Еще недавно она отмечала свое 90-летие, читала стихи Пушкина и Гейне, вспоминала своих юных воспитанников. Ее приветствовали многие – от односельчан до руководителей республики и президента страны. После каждой творческой командировки Анатолий Петрович приезжал сюда, приезжает и сейчас подновить дом, встретится с родными. И этот дом никогда не утратит для него своей притягательной силы.
Анатолий Дмитренко, ведущий научный сотрудник Русского музея, заслуженный работник культуры РФ, почетный член Российской академии художеств, профессор.
Иллюстрация в тексте: А.П. Рыбкин на открытии персональной выставки в залах Российской академии художеств на Пречистенке в 2020 году. Фото: Иван Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ.
версия для печати