РЫБКИН Анатолий Петрович


РЫБКИН Анатолий Петрович

Живописец.

Родился 10 января 1949 г. в деревне Вурманкассы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2011г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2009г.)
Народный художник Чувашской Республики (2005г.)
Доцент (1992г.)

Образование: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР, мастерская профессора А.Д.Зайцева (1979г.)

Основные произведения: «Город», холст,масло, 170х140 (1988г.); «Бабье лето» холст,масло, 150х200 (1989г.); «Нелетная погода», холст,масло, 260х500 (1996г.); Триптих «Мужик Российский» (2001г.): «Весна и садовник», холст,масло, 144х94; «Яблочный спас», 144х94; «Сосед Константин», холст,масло, 144х94; «Чувашия. Теплый снег родного дома», холст,масло, 153х225 (2007г.); «Люди планеты Чукотка», холст,масло, 153х225 (2008г.); «Проводившие солнце», холст,масло, 260х170 (2000г.); «Мама. Родительский дом», холст,масло, 130х320 (2012г.); «Как снег на голову», холст,масло, 113х161 (2013г.); «Весна пришла. Мужик Российский», холст,масло, 125х202 (2014г.); «Мой старый добрый дом.», холст,масло, 170х300 (2017г.), «Островок весны», холст,масло, 150х310 (2020г.).

Постоянный участник выставок с 1978г.
Основные персональные выставки: Юбилейная выставка СПб Союза художников. ЦВЗ «Манеж» (2012г.), Выставка в Доме Дружбы «Индия в произведениях петербургских художников» (Санкт-Петербург, 2012г.), Выставка «Индия глазами чувашских художников А.Рыбкина и Г.Фомирякова» в Выставочном зале «Радуга», (г.Чебоксары, 2012г.), выставка в дар городу Мариинский Посад 50-ти произведений живописи и графики. (Чувашская Республика, 2013г.), «Мой старый добрый дом», РАХ (Москва, 2014г.), Юбилейная интерактивная выставка «260 лет Российской Академии художеств» (Москва, 2017г.), выставка (живопись) в г. Хан-Мюнден (Германия, 2018г.), «Сохранившие память». Московский Дом национальностей (2019г.), Персональная выставка в галерее «Dreiklang». Хан-Мюнден (Германия, 2019г.), выставка в Многонациональном Доме на Моховой, 15 , посвящённая 100-летию образования Чувашской республики (Санкт-Петербург, 2020г.).

Произведения находятся в коллекциях: Государственного Русского музея,Санкт-Петербург; Российской Академии Художеств, Москва; Дирекции выставок СПб Союза художников; Дирекции выставок Союза художников России, Москва; Красноярского Художественного музея им. В.И. Сурикова; Министерства Культуры России, Москва; Министерства Культуры Чувашской Республики, г. Чебоксары; Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, г. Саранск; Научно-исследовательского музея РАХ, Санкт-Петербург; Художественного музея, г. Новочебоксарск, Чувашская Республика; Чувашского Государственного художественного музея. г. Чебоксары; Норильской художественной галереи; Президентского Дворца, Индонезия и др.

Общественная и педагогическая деятельность: Неоднократно работал председателем ГАК, вел защиту квалификационных работ. Ежегодно проводит пленэры со студентами Чебоксарского художественного училища, пленэры и мастер-классы с учащимися детских художественных школ, с молодыми художниками по инициативе и поддержке Самарского отделения Союза художников России в Самарской области, также и в Севастополе. Проводит мастер – классы со студентами Красноярского художественного института, мастер – классы с детьми инвалидами Санкт - Петербурга, с учащимися художественных школ г. Дудинки, семинары с аспирантами Художественно – промышленной Академии им. Штиглица, член жюри на конкурсе «Путём героев» в Санкт-Петербургском Суворовском военном училище, член Совета региональной общественной организации «Чувашское культурное общество Санкт-Петербурга». Почётный гражданин Мариинско-Посадского района Чувашии. Почётный член «Клуба любителей искусства Русского музея». Почетный член творческого  объединения «Енисей» и др.

Государственные и общественные награды и премии: Член Союза художников России (1984г.), Действительный член Петровской академии наук и искусств (2006г.), член Национальной академии наук и искусств Чувашской республики (2002г.), «Почетный гражданин Мариинско - Посадского района Чувашской Республики» (2013г.), Государственная премия Чувашской республики в области литературы и искусства за серию работ «Мой старый, добрый дом – земля и люди родной Чувашии» (2018г.). Награждён Правительственной памятной медалью «Столетие образования Чувашской автономной области» (2020г.), Медаль «В память 400-летия Дома Романовых» (2013г.). Медаль «За верность России» от Петровской академии наук и искусств (2017), Золотой знак «Культурное наследие» (2011г.), Грант Министерства культуры РФ за  картину «Мама. Родительский дом» (выставка «Россия-12». Москва. 2014г.). 

Награды РАХ: Серебряная медаль РАХ (2000г.)


Мир доброму старому дому

Из мастерской на Петроградской стороне, где работает заслуженный художник России, народный художник Чувашии, член-корреспондент Российской Академии художеств Анатолий Петрович Рыбкин, открывается необъятный горизонт. Бесконечные астраханские плавни и столь же протяженные барханы с одиноким колодцем, и далекая Чукотка, где в царстве льдов и мужественных людей внезапно и скоротечно появляется весна, возникали деревенские домики Чувашии, где он родился, и старинные дома Енисейска и Красноярска, пейзажи разных пор года, живущие своей сокровенной жизнью плоды человеческих рук и простые добротные предметы, очеловеченные их прикосновением.
Нынешняя выставка названа «Мой добрый старый дом». Этот дом, а, может, и дома – центр душевного притяжения самого мироздания художника. С ними он словно соизмеряет виденное во многих странах, тонко почувствованное русской душой, как это искони свойственно отечественной художественной культуре.
Творчество Анатолия Петровича многомерно – и живописное, и графическое. В нем реалии не только констатируют свое наличие в природе, они предстают в широких ассоциативных связях, рождая неожиданные метафоры, аллегории, а то и символы. Его названия соответствуют сакральному смыслу работ – «Пережидающие непогоду», «Приближающий весну»… И это уже не констатация факта, а акт творения. В его композициях предметы обычные, деревенские, и пейзажи соединяют в себе конкретное начало и вселенское обобщение. В картине «Два моих дворика» он воплощает основные места своего вдохновения – питерский фасад с балкончиком и деревенский дворик с деревом. И оба они в сердце автора и в пространстве его видения, и в живописном пространстве холстов. Также как сибирские домики больших ее и малых городов, и Поморья. Для А. П. Рыбкина в окружающем нет мелочей. Это видно по тому, какой ассоциативной функцией наделены детали в его произведениях, какую роль играют в общем звучании образа. Об этом пишет и он сам: «Трещина на старом бревне дома и далекая утренняя звезда для меня всегда существовали вместе. Они соразмерны». Как точно это выражено художником и как близко мироощущению замечательного режиссера, художника и писателя А. П. Довженко, говорившего: «Один видит лужу, а другой отражение звезд». Не сравниваю особенности и масштабы дарований. Речь – о родстве поэтического видения столь разных людей.
Художник чутко относится к восприятию людей разных стран и разных регионов нашей страны. Одну из картин он назвал «Люди планеты Чукотка». В ней всё – и типаж, и белое отрешенное пространство словно вызывает к жизни древние мифы. Ибо все эти приметы сурового севера определяют и особенности видения героев картины, и самого живописца. Художник наделяет обычные вещи символическим смыслом, что видно и в решении работы и в ее названии – например, «Лист лета», «Солнечный покой», «Вечер прожившего дома» – это реалии и вещие видения. Этот мир не стандартизирован, он романтически преображен. «Странный, добрый, вечный мир Анатолия Рыбкина» – так сказал о нем народный художник РСФСР, академик А. П. Левитин, с которым А. П. Рыбкин работал в Сибирско-Дальневосточном отделении РАХ. Художник наполняет добром рукотворную и нерукотворную природу, ёмки своим состоянием пейзажи. Он видит и чувствует натуру живой, одухотворенной; она будто обращается к человеку, словно предостерегая его от грубого вторжения в свою сокровенную жизнь.
Каких точек зрения на, казалось бы, обыденные виды не открывает реальность, художник извлекает из этой прозы образную поэзию. Он бережно обращается с цветом. Ряд его произведений при достаточно скромной палитре выразителен за счет живописного рисунка и словно находящегося в постоянном движении цвета. Художник не чужд особенно в последнее время активизации декоративного решения. Это требует точного соотнесения функции предметного и декоративного, о чем можно было бы сказать – и предмет, и красота. Пространство художник трактует ритмично, но не жестко, строя пространственные планы. Это создает ощущение непреходящей протяженности, рождает понятие «вечный мир». Качество это обнаруживается в различных работах. Это не только виды сибирских просторов, белого безмолвия, сотворенных воображением художника планет обитания, или величественные пирамиды Египта – «сына тысячелетий».
Чувство вечного движения воплощено в «Порыве ветра», в «Полете весны», в полотне «Пространство и время», оно есть и в небольшом холсте «Камни, уходящие в воду». Художник часто пишет времена года. Особое волнение вызывают те произведения, в которых зима, весна, лето, осень, показаны на стыке времен, отчего появляется особое чувство волнения: что-то должно измениться, но еще сохраняется.
Во многих произведениях Рыбкина словно закодировано понятие памяти. Ею художник наделяет не только людей, но и природу, предметы. Они так акцентированы, так очеловечены, будь то много видавшее поле, роща, извечное течение вод, старый дом, словно цепляющийся за воспоминания, когда он только был срублен. Это не мистика, это доброе вглядывание, вчувствование, способность увидеть дальше, зорче. Пространство картин художника – это и временное пространство, ибо образы там не сиюминутны, они развивались и развиваются. Художник постоянно прикасается к новым мотивам. Прикасаясь к чему-то непознанному, стремится поведать об этом другим: «Отсутствовал я в чьей-то жизни неопределенное время – пишет художник, – и вот хочу поведать кому-то о том, что видел в большом мире, и что родилось после этого в моей маленьком мире. Расскажу и покажу ему это карандашом и кистью. Иногда этого мало, и тогда берусь за перо. Может мой мир не так уж и мал, правда ответы на вопросы, если их кто-то будет задавать, надо искать далеко за пределами картин». Действительно, мир художника не мал, но все же, или впрямую или подспудно, главный импульс жизненного, творческого восприятия – родной дом. Прежде всего, дом в Вурманкассах, где благоговейно хранится память об отце Петре Емельяновиче, и где до последнего времени жила его мама, бывшая сельская учительница Татьяна Арсентьевна. Еще недавно она отмечала свое 90-летие, читала стихи Пушкина и Гейне, вспоминала своих юных воспитанников. Ее приветствовали многие – от односельчан до руководителей республики и президента страны. После каждой творческой командировки Анатолий Петрович приезжал сюда, приезжает и сейчас подновить дом, встретится с родными. И этот дом никогда не утратит для него своей притягательной силы.

Успеха, наш друг, у родного порога!
К нему неизменно приводит дорога,
Приводит к истокам души притяженье,
Отсюда в искусстве – весь смысл и движенье.
Движенье в далекие – близкие страны,
Где снова окажешься вроде нежданно –
У стен пирамид и утесов Сибири,
Откуда планета вся видится шире,
Откуда яснее ее очертанья…
И снова холсты стоят в ожидании.
Их манят леса и поля и… вигвамы.
И милый порог, где Дом и где Мама…
Это его душевная и творческая гавань...

Анатолий Дмитренко, ведущий научный сотрудник Русского музея, профессор, почетный член Российской Академии художеств, заслуженный работник культуры России


Произведения Анатолия Петровича наполнены ассоциациями. Развитие природы сопоставляется с этапами человеческой жизни, а обыденные дела человека на земле представляются едва ли не сакральными действами. Каждый человек, каждое новое место, в котором побывал, каждый цветок, лист, всё живое и неживое (но неизменно оживающее на холстах) для него – отдельная планета, прекрасная и неопознанная.

Мария Литвинова, старший научный сотрудник Русского музея



Возврат к списку

версия для печати