САЖИН Тимур Петрович (1943-2024)


САЖИН Тимур Петрович (1943-2024)

Художник по стеклу
Родился 14 января 1943 года в с. Иссык, Казахстан. Жил и работал в Москве.

Член-корреспондент (2010г.), академик Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, 2020г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (с 1999г.), Народный художник РФ (с 2008г.)
Член Международной организации художников стекла (GAS, с 1995г.), Московского союза художников (с 1970г.),  Ассоциации художников декоративных искусств (с 1993г.)

Образование: Московское художественно-промышленное училище (б. Строгановского, 1967г.), где учился у Б.А. Смирнова, С.М. Бескинской, Г.А. Антоновой.

Профессиональная деятельность: художник стекольного завода Красный май (1967-1972гг.)

Значительная часть произведений выполнена в творческом сотрудничесве с Л.А. Фоминой (коллектив «СаФо»). Основные произведения. Декоративное стекло в архитектуре: вазы в вестибюле западного корпуса гостиницы «Россия» (1969г.), люстра, перегородка и фонтаны для ДК завода ЗИЛ (1974г.), хрустальный потолок в Зале Приёмов и ансамбли хрустальных люстр Посольства СССР в Париже (1970-е гг.), люстры для Концертного зала Олимпийской Деревни в Москве (1970-1980-е гг.), ансамбль хрустальных люстр для интерьеров Музея художественного стекла в Москве (1984г.), стеклянные потолки, люстры, светильники для интерьеров Государственной Третьяковской Галереи (1995г.), хрустальные Зимние Сады в Резиденции Президента РФ, люстры для Кабинета Президента РФ в Московском Кремле (середина 1990-х – 2006-2007гг.); символы власти из стекла с золочением, бронзовые порталы для главного входа Верховного Суда РФ (середина 1990-х – 2006-2007гг.). Студийное стекло: выставочные барельефы крупного формата в авторской технике моллирования – «Рыбы», «Амфоры», «Скрипки», «Плоды» (1984-2000гг.).

Произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Всероссийского музея декоративного искусства (Москва), Музея Хо Ши Мина (Вьетнам), Национального музея художественного стекла Финляндии (Риихимияки), Музея стекла Корнинг (Нью Йорк, США), а также в частных коллекциях в Москве и за рубежом.

Участник московских, всероссийских, международных выставок с 1967 года. Персональные выставки: Национальный музей художественного стекла Финляндии в г. Риихимяки (1995г.); атриум театра «Школа драматического искусства» в Москве (2011г.); Посольство Республики Финляндии в Москве (2011г.); «Свет и цвет. Текстильные истории и фантазии в стекле» в залах Российской академии художеств в Москве (2012г.); «Блеск стекла и мягкость ткани» во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве (2014г.); «Зрелища и Звуки» в Музее-усадьбе Муравьёвых-Апостолов в Москве (2016г.).

Педагогическая деятельность: автор мастер-классов по технологиям стекла для молодых художников.

Государственные и общественные награды: Золотая медаль Администрации Президента РФ «Участник строительства Резиденции Президента РФ в Московском Кремле» (1996г.), Орден Вьетнамской республики участнику строительства Музея Президента Хо Ши Мина (2002г.), Благодарность театра «Школа драматического искусства» (2011г.), премия «Инновация» 2-го «Триеннале гобелена» в музее-заповеднике «Царицыно» (2013г.), Почётный знак «За заслуги в творческой деятельности» Ассоциации художников декоративных искусств (2014г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль Академии художеств СССР (1986г.), Медаль «Достойному» РАХ (2013г.), Благодарность РАХ за выставку в Музее Декоративно-прикладного искусства (2014г.).


«Современное монументально-декоративное искусство: к вопросу о заказчике и востребованности»
Народные художники РФ Тимур Сажин и Лидия Фомина тоже принадлежат к когорте художников-монументалистов, которые создают произведения музейного уровня для обустройства пространственной среды. Они работают со стеклом, в отечественном искусстве их творческий дуэт прочно занимает нишу художниковноваторов, оригинально мыслящих экспериментаторов. Сегодня их имена ассоциируются, прежде всего, со станковыми скульптурами в стекле, которым по эстетическому изяществу трудно найти равные. Однако большая часть их творческого пути связана с деятельностью художников-монументалистов. <…> Тимур Петрович Сажин и Лидия Андреевна Фомина работают вместе с институтских времен, подписывая совместные произведения «СаФо». Работы, которые, по их мнению, представляли наивысшие достижения в искусстве художественного стекла их творческого союза, находились в Музее стекла (1984). В каждой из люстр разного размера, представляющей собой букет из листьев, обрамляющих лампы в форме свечей, использовалось разное стекло – бесцветный хрусталь и неодимовое стекло, меняющее цвет в зависимости от освещения – от голубого до малинового. В элементах из бесцветного хрусталя авторы восстановили в горячем состоянии металл свинец – один из компонентов хрусталя, благодаря чему кончики стеклянных листьев становились черными с иризацией. Этот прием позволил добиться необычного эффекта: когда включали свет, множество «листьев» начинало искриться, создавая праздничную атмосферу.
В этих люстрах проявилась характерная черта произведений «СаФо» – скульптурность, объем в стекле, что позволяло создавать вещи особенные, нестандартные. Впоследствии этот прием художники развили в своем станковом искусстве. С начала 1980-х годов Сажин и Фомина создают скульптурные композиции из стекла – из бесцветного или тонированного, порой матового, порой нежнейших оттенков – зеленоватого, золотистого, голубоватого… Эти скульптуры крепятся на темные цветные панно, создаваемый контраст между фоном и произведением вызывает ощущение их пронизанности светом.
Интерес к объему у художников присутствовал с самых первых монументальных работ. Впервые они нащупывали почву в этом направлении, создавая стеклянные композиции «Полевые цветы», 14-метровую витражную стенку для кафе, дизайнерские люстры и два фонтана в зимнем саду для офисного здания завода ЗИЛ (1974). Примерно в это же время, в начале 1970-х, Сажин и Фомина разработали проект громадного потолка из стекла (длина – 70 м, ширина – 6 м) для зала приемов нового здания советского посольства СССР в Париже. Композиция «Северное сияние» представляла собой сверкающую хрустальную волнистую дорогу, ее дополняли люстры на фоне окон. Для музыкального зала художники предложили бра и люстры в форме органа.
Последними большими проектами по оформлению интерьеров общественных пространств для «СаФо» стала работа для резиденции Президента Российской Федерации в Московском Кремле и здания Верховного Суда РФ с середины с 1990-х до 2006–2007 годов. Для резиденции Президента создали люстры, а также спроектировали и выполнили из художественного стекла два зимних сада с деревьями, цветами, птицами, рыбами и пр. Для здания Верховного Суда – несколько десятков светильников – от люстр до бра – для разных помещений, хрустальные барельефные гербы России разного размера (высота самого большого – 3 метра). Впечатляет разнообразие визуальных находок Сажина и Фоминой, использование в одном проекте разных технологических приемов, что дает возможность создать неповторяющиеся, для каждого помещения свои, высокохудожественные объекты в стекле.
Елена Олеговна Романова, академик Российской академии художеств.
«Искусство Евразии», 2019. №2 (13)

Иллюстрация в тексте: Т.П. Сажин на открытии выставки «Свет и цвет» в Российской академии художеств 27 ноября 2012 год. Фото: Серги Шагулашвили для РАХ.



Возврат к списку

версия для печати