ТОЛСТИКОВ Александр Генрихович
Художник-живописец и учёный-химик
Родился 16 августа 1957 года в Алма-Ате. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент (2009), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2013г.)
Член-корреспондент Российской академии наук (Отделение химии и наук о материалах, 2000г.)
Член Творческого профессионального союза художников России (2005г.)
Член Московского Союза художников (2012г.)
Доктор химических наук (1994г.), профессор (2003г.).
Образование: химический факультет Башкирского государственного университета (1980г.);
творческая мастерская Народного художника РСФСР Р.М.Нурмухаметова (1980-1986); стажировка у Народного художника Республики Башкортостан, академика РАХ С.Б.Краснова (1986-1992).
Профессиональная деятельность:
Основные произведения: «Катя в синем жакете» (2010г.); «Искусствовед Мария Вяжевич» (2011г.); «Портрет Л.Ф.Толстиковой» (2012г.); «Портрет народного художника СССР и РФ, академика П.П.Оссовского» (2014г.); «Портрет Народного художника РФ, академика Т.Г.Назаренко» (2014г.); «Портрет Народного художника СССР, действительного члена РАХ А.П.Ткачева» (2017г.); «Золотая Одалиска. Портрет Наталии Шушанян» (2018г.); «Кувшинчик» (2018г.).
Автор и соавтор более 350 научных публикаций в цитируемых отечественных и зарубежных изданиях, 6 монографий по различным разделам органической химии, 15 научно-популярных электронных и печатных изданий по истории науки и культуры.
Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Персональные выставки: Новосибирск, Челябинск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Таллин, Хельсинки, Оклахома-Сити, Пусан (1984-2014гг.).
Государственные и общественные награды: Лауреат Государственной премии РФ (1993г.).
Награды РАХ: Медаль «За заслуги перед Академией» (2017г.).
В произведениях Александра Толстикова отчетливо прослеживается присущая ему способность тонко чувствовать окружающий мир, реагировать на проявления в нем мимолетной красоты. Художник одинаково успешно работает в самых разных жанрах. В его творческом арсенале – натюрморты, многосложные тематические композиции и классические портреты современников, выдающихся учёных. Конечно же, как ценитель и знаток истинной красоты мастер не мог обойти в своем творчестве образ женщины, как некую первооснову прекрасного, таинственного, противоречивого земного бытия. На сегодняшний день, художнику принадлежит целая галерея женских портретных образов, различных по характеру и манере исполнения.
Портрет едва ли не самый сложный из жанров изобразительного искусства. В России его развитие охватывает четыре столетия, что немного по сравнению с мировой историей этого жанра, но именно отечественные мастера достигли особых высот, поставивших русский портрет в ряд выдающихся достижений мировой культуры.
На рубеже ХХ-ХХI веков искусство в целом переживает особую ситуацию, в которой далеко не все художники решаются продолжать богатые вековые традиции. В значительной мере это относится и к портрету, который как уже было сказано выше, принадлежит к «трудному» жанру, требующему от художника особого мастерства и таланта.
Обращение к реалистической трактовке, лишенной комплиментарности и «салонного» оттенка – отличительные черты произведений А.Толстикова, искренность которого в обращении к портрету, может стать примером для многих современных авторов. Взгляду художника свойственна увлеченность, без которой невозможно создание произведения искусства. Задачи, которые А.Толстиков ставит перед собой, работая в жанре портрета, во многом обнаруживают перед зрителем систему художественных ценностей, отчетливо сложившихся в представлении художника. В каждом портрете, как в тайнике сосредоточены сразу несколько смысловых подтекстов, раскрытие которых обещает внимательному и чуткому зрителю увлекательный диалог с художником, просвещенным и интересным собеседником.
Портретные композиции А.Толстикова узнаваемы, благодаря индивидуальному стилю мастера, создавшему своего рода систему для наиболее полного раскрытия образа, успешно действующую с учётом естественных различий в характере и внешности моделей. Неизменное внимание художника к внутреннему состоянию портретируемого как в зеркале отражается в его мимике. К ней художник особенно внимателен, поскольку принадлежит к числу немногих в наши дни продолжателей традиций психологического портрета. Именно для того, чтобы ничто не отвлекало зрителя от проникновения во внутренний мир модели, художник избегает излишеств, как в элементах одежды, так и в интерьере. Чаще всего он использует нейтральный фон, на котором неизменно доминирует портретный образ, подобно тому, как некий загадочный иероглиф царит на светлой поверхности бумажного листа.
Портретное искусство А.Толстикова – не только воплощение живописных исканий художника, это целая философия, размышление об одухотворенной природе, ее характере и гранях красоты. Художник предпочитает неформальный творческий подход к созданию изображения, находясь в поиске различных возможностей наиболее яркого и полного проявления образа.
В отличие от большинства художников, диктующих портретируемым свое видение будущего произведения, он отваживается на предоставление модели полной свободы, занимая место нейтрального наблюдателя. Позволяя героини или герою быть естественными, художник стремится обрести самое ценное – неповторимо-индивидуальное проявление характера, которое может оказаться открытием для самого портретируемого, а впоследствии и для зрителя. Эта тонкая, интригующая, немного театральная игра смыслов, выражений и интонаций, наполняет образ дополнительным содержанием, в котором причудливо соединяются исторические аллюзии и реальность.
Трепетное отношение к проходящей красоте, стремление приостановить течение времени ради сохранения неуловимого момента легло в основу целого ряда произведений с изображением обнаженной натуры. Особое внимание художник уделяет написанию рук, считая их важнейшей составляющей выразительного образа.
Что касается цветового решения, то серию портретов, которую сегодня увлеченно создает художник, отличает сдержанность колорита и тщательный отбор цветовых акцентов, оживляющих живописный строй произведения и несущих эмоциональную нагрузку. Как знаток и ценитель истории искусства художник вплетает в канву произведения тончайшие намеки и ассоциации, отсылающие зрителя к созданиям мастеров прошлых веков, тем самым не только напоминая известную сентенцию о том, что жизнь коротка, а искусство вечно, но и предлагая рассмотреть современный образ как самоценное звено в бесконечности времени.
Посредством своего искусства художник стремится донести мысль о том, что красота – это не сухой стандарт, не средоточие формальных признаков, а сама жизнь, каждая грань которой способна сиять по-своему.
Мария Вяжевич, кандидат искусствоведения, академик Российской академии художеств.
версия для печати