НОГАЕВ Харитон Константинович


НОГАЕВ Харитон Константинович

Живописец.
Родился 1 октября 1960 года в поселке Верхний Згид Алагирского района Республики Северной Осетии. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент (2009г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2012г.)

Народный художник Республики Северная Осетия-Алания (2021г.)
Член Московского Союза художников (2010г.)
Член Союза художников России (2006г.)
Член Творческого союза художников России (1993г.)

Образование: Северо-Осетинское художественное училище в городе Орджоникидзе (1980г.), Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (1997гг.), мастерская профессора Л.В. Шепелева.

Основные произведения: «Вечер» (1997г., холст, масло, 60,5 х 90,5), «Душист миг» (2004г., холст, масло, 60х50), «Ажурный миг» (2007г., холст, масло, 50х50), «Похищение Европы» (2008г., холст, масло, 100х115.5), «Автопортрет с Ириной» (2012г., холст, масло, 90х90), «Ирина» (2014г., холст, масло, 50х91), «Туман» (2014г., холст, масло, 45.5х70), «Танец» (2015г., холст, масло, 75х114), «Окно» (2018г., холст, масло, 40х55) и многие другие.

Произведения представлены в коллекции Московского музея современного искусства, Томского областного художественного музея, Военно-исторического музея Северо-Кавказского военного округа (Ростов-на-Дону), а также в частных коллекциях России и за рубежом.

Участник выставок с 1984 года. Персональные выставки прошли в Государственном Историческом музее (Москва, 1992г.), Центральном доме художника (Москва, 1994, 1999, 2001г.), здании мэрии Москвы (1995-1996гг.), Культурный центр Республики Северной Осетии-Алании (Москва, 2016г.) и других.

Государственные и общественные награды: диплом первой степени Северо-Осетинский областной комитет ВЛКСМ (1980г.), Благодарственное письмо от префектуры Дидимотихон (Греция, 1996г.), Благодарность Правительства Москвы (2007, 2008, 2009гг.), Благодарность Московского городского университета управления Правительства Москвы (2008г.), Диплом Творческого союза художников России (2008г.), Благодарность Президента Республики Северная Осетия-Алания (2009г.), Благодарность администрации г. Электроугли (2009г.), Почётная грамота Департамента по культуре Томской области (2010г.), «Приветственный Адрес» Законодательное собрание Ростовской области (2011г.), Благодарность Министерства образования Ростовской области (2011г.), Благодарность Государственного музея изобразительных искусств г. Ростов-на-Дону (2011г.) Почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации (2012г.), Почетная грамота Международного общественного движения «Высший Совет Осетин» (2019г.).

Награды Российской академии художеств: Благодарность РАХ (2010г.); Диплом РАХ (2012г.); Медаль «За заслуги перед Академией» РАХ (2019г.).


Творческий портрет.
О Харитоне Константиновиче Ногаеве мало сказать, что он яркий живописец с оригинальной манерой и характерным индивидуальным стилем. Как это ни парадоксально, но такое сравнение устарело, едва возникнув! Вообще он из той когорты художников, для творчества которых, при всей кажущейся простоте и понятности их произведений, трудно найти средства адекватного описания. Да, красивы! Легки, воздушны, свежи! Можно сказать и больше: исполнены сказочного волшебства и целомудрия. Но что все это значит? Что стоит за этими эпитетами? В произведениях Харитона Ногаева есть едва уловимое напоминание об ином, то есть отличном от того, к чему человек привыкает настолько, что ничего другого уже и не мыслит. Как только возникает намек на необычное, еще только предчувствуемое, предугадываемое, так сразу появляется удивление, без которого вообще невозможно никакое искусство. Живопись этого художника глубоко лирична и созерцательна. В ней нет кричащей и самодовольной броскости, намерения эпатировать зрителя, подвергнуть его шоковой терапии «очищения». Вместо этого – умиротворенная задумчивость, любование красотой окружающего мира и восторженная уверенность в неизбывности высоких истин. Это важное жизнеутверждающее качество произведений Х. Ногаева трудно переоценить в эпоху всеобщего прагматизма и нигилизма.
Живописец ненавязчиво, легко и непринужденно говорит о том, что присущая этому миру красота растворена в самом воздухе и что восприятие ее предполагает неторопливость дыхания и одухотворенное соучастие в происходящем. Только так за реалиями видимого можно почувствовать незримое присутствие загадочного и таинственного. Очень важный момент в творчестве любого художника – обретение на базе традиции оригинального творческого лица. Ведь большинство выпускников высших художественных заведений так и остаются до конца дней своих учениками. Бесспорный плюс Харитона Ногаева в том, что академические достоинства художественного института им. В. И. Сурикова (горизонтальное движение в русле традиционного) ему удалось переплавить в алхимической реторте собственного мировосприятия (вертикальное движение к ноуменальному), в результате чего и родился индивидуальный стиль художника. Знание духа законов ведет к свободе от них – как говорили древние китайские мастера. В Харитоне эти две линии, два менталитета – западноевропейский и восточный – уживаются наилучшим образом, что только свидетельствует о принципиальном универсализме познавательных возможностей человека.
В произведениях Харитона заметно его увлечение творчеством художников разных стран, объемлющим временной период в несколько столетий – от эпохи Возрождения до второй половины XX века. Однако простое подражание Ногаева не удовлетворяет, поэтому даже в тех работах, где просматривается влияние других мастеров, сохраняется яркая и убедительная печать его собственного стиля. Такое сочетание всеобщего (многообразия традиций мирового искусства) и особенного (индивидуального стиля конкретного художника) всегда было и останется непременным условием исторического цветения культурных традиций. Харитону не свойственно давать выход плохому настроению, от которого никто не застрахован, в своих произведениях. Наоборот, отрицательным эмоциям он старается найти достойную позитивную компенсацию в элегически настроенных картинах – романтических пейзажах, лирических портретах, тяготеющих к символизму сюжетных композициях. Средствами своего искусства Харитон воспевает первозданную красоту Земли, призывая, таким образом, к бережному и охранительному отношению к ней как одухотворенному существу.
Душа художника первоначально формируется на почве национальной культуры. Позднее, в период освоения наследия классицизма, она проникается интернациональным характером всего национального. Это значит, что питательная среда национальной культуры есть необходимое условие творческого выхода в большой многонациональный мир. Если бы эту простую истину понимали все, то не было бы вражды на национальной почве. Харитон Ногаев уверен в том, что понимание культурного универсализма вообще невозможно без знания истории своего народа. Выросший в горах Осетии, художник с детства усвоил кодекс осетинской чести, который впоследствии сыграл определяющую роль в формировании его творческого кредо. Одно из положений этого кодекса гласит, что осетин не имеет права на недостойный поступок. Если бы все люди следовали этому мудрому правилу! Интерес Харитона к многовековой истории осетинского народа внешне проявляется в неторопливой вдумчивости его речи, во взвешенном и уверенном жесте руки, несуетном взгляде. Богатство ассоциаций, едва уловимый флёр сказочности произведений художника – таково проявление внутренней работы духа, укорененного в родовой древней традиции. Истинное мастерство и художество в том и заключается, чтобы любовь к национальному уметь трансформировать в универсальные образы общечеловеческого. Здесь неважно, что изображать. Приоритетен способ выражения. Поэтика как построение художественного образа предполагает соответствующий уровень эстетической искушенности. Причем большое значение имеет так называемый первичный эстетический опыт – восторженное восприятие природы и всех ее проявлений. Если этого нет, то никакие книги по эстетике, прочитанные позднее, не сделают человека чутким до незримых вибраций чудесного, разлитого повсюду в мире. Вот почему практически любой образ у Харитона в лучших его произведениях символичен и благодаря этому исполнен столь притягательного волшебного очарования. Харитон щедро делится своим художническим и человеческим талантом с окружающими его людьми. Он открыт миру так же, как дышащие свободой заснеженные горные вершины его родного Кавказа. Свойственные художнику широта души и благородство нрава создают вокруг него зону нравственного притяжения, против которого трудно устоять. Да и нужно ли сопротивляться магической силе искусства и создавшей его неординарной личности, если смысл жизни и состоит во взаимообогащении! Графическая линия художника Ногаева непринужденна и легка, порой с явным тяготением к стилизации. Однако главное в нем – стихия чистой живописности, как, впрочем, и фактурная отделка произведений с эффектами осязаемости. Харитон работает в жанрах пейзажа, портрета и реже сюжетных композиций. Изображение леса, гор, городских мотивов не столько повествовательно у живописца, сколько иносказательно. Детский восторг от восприятия природы находит свое выражение в способности художника через реальное сказать о чудесном. Оттого зритель, созерцающий произведения Харитона, испытывает легкую тоску по той сказочности, которая окружала его с детства и вдохновляла горизонтами небывалых свершений..

Автор статьи Александр Сизиф

Иллюстрация в тексте: портрет Х.К. Ногаев на открытии выставки «Искусство Осетии» в МВК РАХ Галерее искусств Зураба Церетели. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ.




Возврат к списку

версия для печати