ДУБОВ Андрей Игоревич


ДУБОВ Андрей Игоревич

Сайт автора: dubovart.ru
Живописец.
Родился 12.04.1959 г. В Москве. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2009 г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2004 г.)

Член Московского союза художников (1988г.), член Московского отделения союза художников России (2002г), член Творческого союза художников России (2009г.).

Образование: Московская средняя художественная школа (1977 г.); Московский полиграфический институт (1982 г.), факультет Художественно-техническое оформление печатной продукции, художник-график, руководители дипломного проекта А.В. Васнецов, Д.С. Бисти.
Служил в Военно-морском флоте (1982 – 1984гг.).
Работал на Комбинате монументально-декоративного искусства.

Основные произведения. Монументальные: комплекс витражей для Музея боевой Славы воинской части в Истре, гобелены «Слава русскому оружию» (1980-90- е гг.);
Станковые: Полки. х.м. 1996. 100х90; Рынок. х.м. 2003. 145х190; Тотьма. х.м. 1996. 80х100; Натюрморт с фруктами. 2009. 50х50; Натюрморт с дыней и арбузом. 2009. 69х89; Натюрморт на столе. х.м. 2003. 45,5х96; Натюрморт с фруктами. х.м. 2003. 50х70; Окно. 1995. 100х80; Натюрморт с фигурками. х.м. 1994. 110х120; Натюрморт в интерьере. х.м. 1990. 100х100, серии работ, посвященные Москве, воронежская серия, серия пейзажей Суздаля и Плёса и многие другие.

Участник выставок с 1983 года.
Основные персональные выставки: в Муниципальной галерее Костромы (2005г.), в Рязанском музее «Новые поступления»(2005 г.), в выставочном зале МОСХа России, ул. Беговая, 7/9 (2006г.), в Музее мещанского района г.Москвы в выставочном зале на Проспекте Мира (2011г.), в городе Суй Фен Хе (Китай, 2012г.), в залах Российской академии художеств на Пречистенке 21 (Москва, 2014г.), в Россотрудничестве в Лондоне (Великобритания, 2016 г.), в Ставропольском музее (2018 г.), в Смоленском государственном музее-заповеднике, Исторического музея (Смоленск, 2019г.), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2019г.).

Произведения представлены в собраниях: Государственного Русского музея, Таганрогской картинной галерее, фонде РОСИЗО, Рязанском областном художественном музее, Томском областном художественном музее, картинной галерее г. Кутаиси, Музее истории и культуры Среднего Прикамья г. Серапул, Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Министерстве культуры России, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно», Курской областной картинной галерее им. А.А. Дейнеки, Курганском областном художественном музее, Тульском областном художественном музее, Государственном центральном музее современной истории России, Фонде им. М.С. Горбачева, Музее пейзажа г. Плес, Ставропольском художественном музее, в частных коллекциях Германии, Италии, Бельгии.

Преподавательская деятельность: Московский политехнический университет (с 2004 г.), профессор кафедры рисунка и живописи (с 2011 г.).
Общественная деятельность: Председатель секции живописи Московского отделения Творческого союза художников России (с 2011г. по настоящее время). Председатель выставочной комиссии Московского отделения Союза художников России ( с 2008г. по настоящее время)

Государственные и общественные награды: Серебряная медаль ТСХР (2009г.), Золотая медаль ТСХР (2010г.), Юбилейная медаль 50 лет МОСХ России (2010г.), Золотая медаль СХР «Духовность, традиции, мастерство» (2015г.), Медаль МОСХ России «За развитие традиций» (2018г), Золотая медаль СХР «Духовность, традиции, мастерство» (2020г.), «Орден Дружбы» (2020 г.).
Награды РАХ: Серебряная медаль РАХ (2012г), Золотая медаль РАХ (2014 г.), медаль «Достойному» (2016г.), медаль «Шувалов» РАХ (2017г.).


Живопись Андрея Дубова сразу в глаза не бросается. Если одним взглядом окидывать какую-нибудь групповую выставку, картины этого художника нетрудно и проглядеть. Вообще соседство с яркими, броскими полотнами - не для работ Андрея. Зато если уже вы усмотрели неброскую, но по-особому притягательную живопись Дубова, то сможете получить истинное удовольствие от неторопливого созерцания ее кажущейся обманчиво простой цветности и пространства и уже не захотите переключать внимание на что-то пестрое. Поэтому идеальное место для картин художника - персональная выставка, а еще лучше - домашний интерьер, поскольку они обладают редким для современной живописи цельностью и органичностью, с одной стороны, а с другой - оказываются созвучны личному восприятию зрителя, несмотря на все разнообразие людских вкусов и настроений.
От своих учителей, первым из которых надо назвать известного московского живописца Андрея Васнецова, преподававшего в Московском полиграфическом институте, а через него - и таких замечательных представителей старой живописной школы, восходящей к началу XX века, как Николай Крымов или Константин Истомин, - итак, от своих учителей Андрей усвоил особо серьезное отношение к цветовому тону и к точности цветовых отношений. Именно на этом строится не только цветовое, но и композиционное единство каждого полотна. К тем, кто повлиял на его живописную манеру, сам Андрей относит и своего любимого мастера - выдающегося француза Камиля Коро, которому принадлежат важные слова: «Реальное - это часть искусства, чувство же - его целое». Андрей Дубов пишет большими цветовыми пятнами, крупными, красочными массами, удачно сочетая их с активной контурной линией, которая своим декоративизмом оттеняет пространственность  работ живописца. Сам Андрей говорит, что в работе его прежде всего интересует именно пространство, потому что оно всегда индивидуально и неповторимо. Можно уточнить, что речь идет о субъективном, лично прочувствованном пространстве, а значит, и о связанном с ним особом времени в произведениях Дубова. Так же неповторима и атмосфера практически каждой его работы - будь то пейзаж, интерьер или натюрморт. Кажется, выбор мотивов невелик, но, при всей их близости и даже подобии, картины Дубова друг на друга не похожи (в данном случае речь не о почерке художника, который как раз в каждой вещи очень узнаваем). Дело в том, что они разнятся всякий раз по-иному  продуманными композицией и сюжетом.
Действительно, подсмотренные в окружающем мире простые и не притязательные сами по себе виды, предметы и прочие элементы картинного целого выстраиваются Андреем по собственному усмотрению в крепко скроенный живописный организм. Можно сказать, что ни одна работа не подражает тому, что окружает автора, а являет нам очень похожий на реальный, но все же другой, своего рода «параллельный» художественный мир. В этом мире важны не только и даже не столько разного рода предметы, точнее образы этих предметов, сколь пластические взаимосвязи форм и пространственные паузы между ними, то, что в теории стиха филологи называют «цензурой». Нередко в работах Дубова пространство формируется самими предметами (в архитектурных пейзажах или, например, там, где изображены купы деревьев в лесу или парке). В таком случае особо важную роль в композиции приобретают пространства более светлых пятен неба и земли перед (а получается, что и «под») крупным объемом. И тут главным «действующим лицом» живописного спектакля становится цвет. Именно цвет, превращая все элементы композиции в частные случаи некой единой субстанции, объединяет их в целое. Цвет у Андрея Дубова не натурален, скорее декоративен, он - не только результат визуальных наблюдений художника за окружающим миром, но и самостоятельный активный инструмент творческого замысла...
Андрей любит Москву и Подмосковье, но и много ездит  по центральной и северной России. Интересно, что даже в прославленных своими историческими памятниками старых городах (Зарайске, Переславле-Залесском, Тотьме и других) он не спешит запечатлеть в памяти и на полотне замечательные образцы старой архитектуры. Его больше привлекают, как кажется, невыразительные улочки и переулки с разношерстной массовой и даже не обязательно старой застройкой, с глухими заборами и облупившимися стенами без окон. Потому что, как и в видах природы, для Андрея Дубова важен не сам мотив, а его цветовой «сюжет» и композиционная пластика, формирующие своего рода «человеческое измерение» его искусства. Ведь весь мир его произведений отмечен присутствием людей - правда, скорее «за кадром» (в работах Андрея крайне редко встретишь изображения людей, а если они и есть, то чаще всего исполняют роль стаффажа). Плоды их труда - это и аккуратно расчищенные дорожки в «Зимнем саду», и убранный приусадебный участок («На даче»), и огромный «Стог». Возникающие там и здесь в пейзажах здания -    от каменных домов до бревенчатых сараев - также возведены как бы незримо присутствующими людьми.
И все же пейзаж, при всех степенях участия людей в его преобразовании и при всей субъективности его восприятия и интерпретации художником, несет в себе мощное объективное начало. Это начало - Природа, порождением, которой, в конечном счете, являемся и мы сами. Однако в пространстве интерьера и в еще большей мере - натюрморта роль уже упомянутого «человеческого фактора» значительно больше. По интерьеру и его предметному наполнению можно многое сказать о том или тех, кто живет или творит в этом мире. Поэтому натюрморты и интерьеры Андрея Дубова, как и виды природы, - не празднично-нарядны, а то элегически-задумчивы (как «Букет в саду» или несколько «Интерьеров мастерской»), то более похожи на объекты медитации благодаря сопоставлению разнообразных объемов и форм («Полка», «Кухня» и другие). Их красочная палитра приглушена, предметы погружены в полумрак, как будто автор старается не отвлечь самого себя и зрителя от размышлений о времени, запечатленном в старых вещах (именно они, как правило, становятся главными «героями» этих камерных работ Андрея). Субъективное, личностно воспринятое Время в этих картинах тесно связано с Пространством и с самой тканью живописи, строящей это пространство на холсте, строящей в соответствии с замыслом художника, стремящегося преобразить хаос случайных впечатлений и импульсов, навеянных окружающим миром, в продуманную, главное, прочувствованную композицию.

Андрей Толстой,доктор искусствоведения, академии Российской академии художеств
                                                    



Возврат к списку

версия для печати