САВКУЕВ Хамид Владимирович
Родился 20 июля 1964г. в Казахстане. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Член-корреспондент (2007г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2018г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2020г.)
Народный художник Кабардино-Балкарской Республики (2009 г.)
Член Союза художников России (1996г.)
Доцент (2023г.)
Образование: отделение монументальной живописи факультета живописи Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1995 г.), мастерская профессора А. А. Мыльникова; выпускник Творческой мастерской живописи РАХ в Санкт-Петербурге (1998г.) под руководством профессора А.А.Мыльникова.
Основные монументальные произведения: декоративные панно «Иван Грозный принимает Кабардинскую делегацию» и «Выход пахарей» для Дома правительства Парламента Кабардино-Балкарии (1997 г.); росписи « Крещение киевлян» и «Несение мощей Николая Угодника» для Никольского придела Храма Христа Спасителя в Москве (1999г.) и другие.
Основные живописные произведения: «Бросающие камни» (2012г., холст, масло, 160х200), «Идущий воин» (2012г., холст, масло, 200х100), «Отец» (2014г., холст, масло, 200х150), «Переправа» (2014г., холст, масло, 200х100),«Возвращение» (2014г., холст, масло,150х200), «Идущий в гору» (2014г., холст, масло, 200х150), «Соболезнование» (2014г., холст, масло, 200х150), «Родители» (2015г., холст, масло, 200х300), «Портрет дочери. Дария» (2015г., холст, масло,200х150), «Пьета» (2022 г. холст, масло, 400х400) и другие.
Основные графические произведения: серии графических листов к фильму «Самсон» режиссера С. Бодрова (2010г.), иллюстрации к книге В. Б. Ливанова «Агния, дочь Агнии» (2010г.), иллюстрации к «Нартскому эпосу» (2016 г., изд. «Вита-Нова», Санкт-Петербург), иллюстрации к «Книги Маккавейские» серии «Фамильная библиотека: священные тексты» (2024 г., изд. «Вита-Нова», Санкт-Петербург) и другие.
Скульптура: памятник первому президенту Кабардино-Балкарии В. Кокову в г. Нальчик (2007г.), проект памятника просветителю «Шоре Ногмов» в г. Нальчик (2016г.), проект памятника «Мать-заступница» в г. Санкт-Петербург (2016г.), памятник Шахан-Гирею Хакурате в г.Майкоп (2022г.)
Художник проекта «Фауст» (экранизация трагедии Гёте) режиссера Сокурова (2009г.). Автор визуальной концепции к фильму «Самсон» (экранизация романа В.Жаботинского) режиссера С. Бодрова (2010 г.),
Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея (г.Санкт-Петербург), Государственного музея искусства народов Востока (г.Москва), Белгородского государственного художественного музея, Государственного национального музея КБР (г. Нальчик.), Государственного музея «Лю Хайсу» (г.Шанхай, Китай), Национального музея изобразительных искусств г.Бишкек (Киргизия), Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока (г. Майкоп, Республика Адыгея), Президентского дворца г. Барселона (Испания), музеев и частных коллекциях России, Китая, Голландии, Испании и других стран.
Постоянный участник выставок с 1998г. Персональные выставки: прошли в Барселоне (Испания, 2000г.), Амстердаме, Гауде и других городах в Голландии (2002-2006 гг.); «Белая река» в залах Санкт-Петербургского союза художников (2004г.), в Центральном доме художника (Москва, 2004г.), в Государственной Думе России (Москва, 2005г.), «Эпоха бронзы» в Санкт-Петербурге (2005г.), «Древо жизни» в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств (Санкт-Петербург, 2009г.), «Ковчег» в Государственном музее искусства народов Востока (Москва, 2009г.), «Бронзовая повесть» Государственном музее Кабардино-Балкарской Республики (Нальчик, 2009г.), выставка графики к книге В.Б.Ливанова «Агния, дочь Агнии» в ЦДХ (Москва, 2010г.), «Земля возделанная» в залах Российской академии художеств (Москва, 2014г.), «Нарты» в залах Института им.И.Е. Репина (2017г.), «Маккавейские войны» в залах Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (2022г.), «Древо жизни. Нарты» в «Галерее 14/45» (Санкт-Петербург, 2024 г.), «Анэ. Посвящение матери» в Национальном музее КБР (Нальчик, 2024г.), «Гу» в Музее изобразительных искусств им. А.Л.Ткаченко (Нальчик, 2024г.), Арт-проект «Ковчег» в Павильоне Современного искусства в Парке столетия образования КБР (Нальчик, 2024г.) и другие.
Педагогическая деятельность: преподаватель рисунка на факультете живописи (1996г.), доцент кафедры рисунка (с 2012 г.), руководитель персональной учебной мастерской станковой живописи на базе факультета живописи (с 2014г.) Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (ныне Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина). Член Ученого совета Института (с….г.).
Государственные, общественные и ведомственные награды: премия «Музы Санкт-Петербурга» (1995г.); диплом Адыгской национальной премии «АМРА» в номинации «Вклад в искусство» за высокий уровень произведений, представленных на персональной выставке «Собирающие камни» в Санкт-Петербурге (2008г.), Почетная грамота КБР «за большой вклад за развитие изобразительного искусства» (2014г.), Благодарность «за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга» (2015 г….?); Диплом лауреата в номинации «Изобразительное искусство» на I Всероссийском конкурсе педагогического мастерства среди научно-педагогических работников образовательных организаций Высшего образования в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства (2017г.); Первое место в номинации «живопись» международной выставки искусств «Арт-дала» Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова Министерства культуры спорта Республики Казахстан (2017г.); Диплом лауреата в номинации «живопись» за произведение «Жажда» на Международной выставке-конкурсе «Все краски мира» Государственной художественно-промышленной академия им. А.Л. Штиглица (2018 г.) и другие.
Награды РАХ: Диплом за роспись «Невеста» в Институте этнографии г. Нальчик (1996г.); Памятная медаль за участие в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве (1999 г.); Серебряная медаль (2005г. ); Юбилейный знак «250 лет Российской академии художеств» (2007г.); Диплом и Благодарность за участие в выставке современного искусства Кавказа «Вершины. В ладонях неба» (2012г.); Серебряная медаль «Достойному» (2012г.), Золотая медаль «Достойному» (2014 г.); Благодарность за участие в выставочном проекте «Корабль. Путешествие сквозь время и образ» (2015г.) и другие.
Современная художественная критика обесценила такие понятия, как Великий, Гениальный, Талантливый, равно как Правда, Любовь, Доброта, Красота, Совесть. Они теряют своё высокое значение, перестают звучать убедительно. Но что же делать, когда мы встречаем личность, достойную их?
Хамид Савкуев принадлежит к числу художников, искусство которых не оставляет равнодушным. Тех, кто склонен к эксперименту, жаден до него, он смущает своей традиционностью. Другие недоумевают по поводу пристрастия мастера к темам, посвященным преимущественно истории и быту его народа, третьи, напротив, поражены неистощимостью фантазии, особенностью художественной манеры, наконец, универсальностью его таланта. Его все чаще называют «универсальным, возрожденческим художником». Он одинаково успешно, с поражающими упорством и увлечением работает в живописи, графике, скульптуре, создает вещи прикладного характера. Он работает ежедневно по семь, восемь часов, словно боясь не успеть воплотить в красках, карандаше или бронзе многочисленные образы и сюжеты, которыми буквально переполнен. Высоким профессиональным уровнем Савкуев обязан старейшему художественному вузу России — Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (бывшая Императорская Академия художеств). Здесь, в мастерской монументальной живописи талантливого художника и педагога А. Мыльникова, он постиг важнейшие принципы художественности, научился ценить и творчески осмысливать искусство великих мастеров прошлого и современности.
Главная тема творчества Савкуева — жизнь его народа. Десятки картин, сотни рисунков, скульптуры — свидетельство не только его интереса к ней. От работы к работе Савкуев познает свой любимый край, его историю и одновременно спешит высказать свои чувства и размышления. В первую очередь для него становятся важными этические ценности. Чувство Любви к своему народу, Гордости за него реализуются практически во всех произведениях. Однако они не носят дидактический, нравоучительный характер. Несмотря на то что Правда для художника первостепенна, работам противопоказана прямолинейность. Он «всегда ощущает свои корни, помнит и знает, кто он и откуда», и работать ему «интересно над тем, что напрямую относится к его земле, его народу» («Проросший картофель», «Древо жизни», 2002; «Жертвенный бык», 2003, и др.).
Темпераментный рисовальщик и живописец, он не перестает удивлять необычайной широтой и глубиной композиционного мышления, разнообразием сюжетов. Впрочем, слово «удивлять» никак не определяет задачи самого художника. Это лишь возможная характеристика состояния критика при встрече с его искусством. Оно, повторю, обнаруживает неистощимую творческую фантазию и профессионализм.
Сюжеты картин просты. Чаще всего это будничные сцены, связанные с рождением или смертью людей, их трудом, заботой о ближнем... Однако смысл работ никогда не ограничен повествованием, он несет в себе нечто большее — попытку постичь важные и вечные проблемы. Именно поэтому действия героев нередко приобретают ритуальный характер, характер церемониала. В большинстве работ Савкуева ярко выражен дух коллективного начала образа жизни адыгов. Он отчетливо проявляет себя и в трудовых песнях (начало пахоты, выгон отары и т. п.), и в художественных формах народных зрелищ, и в религиозных церемониях. Это находит отражение и в нартском эпосе. Мотив «коллективизма» (в труде, праздниках, горестях, т.п.) делает работы художника похожими на притчи, сообщает им столь важную для автора временную протяженность («Пряхи», «Выход пахарей», «Уход», и др). Стремление к обобщению становится с годами все заметнее. Это сказывается не только в выборе тем, но и в особенностях их художественного решения. Особая роль принадлежит ритмической организации пространства. Это касается как собственно композиции, так и цветового решения. Не случайно в последние годы художник все чаще использует многочастные композиции, объединяя четыре или шесть работ вместе, тем самым создавая широкую панораму события («Поминальная молитва», 2008; «Времена года», «Древо жизни», 2009, и др).
Основу искусства Савкуева составляет энергичный, свободный рисунок. Он давно уже не делает натурных зарисовок, но благодаря приобретенному ранее опыту сегодня одинаково уверенно рисует фигуры людей в сложных ракурсах, любимых с детства лошадей, волов, ягнят, собак и кроликов, предметы быта, отдавая предпочтение светотеневой моделировке форм. Обычно его рисунки — готовые композиции для живописных полотен. В них уже найдена не только общая драматургия, но проработаны многие детали, определена общая интонация. Позднее в картине может быть несколько изменено пространственное решение, уточнены детали, но в целом замысел остается неизменным («Плывущие по реке», «Смотрящие в небо», и др.) Любимые графические материалы — карандаш, тушь, маркер, гелиевая ручка. Амплитуда их возможностей кажется художнику достаточной для передачи разнообразных тем и ощущений. Мягкое серебро карандаша привносит в изображение поэтичность, позволяет приблизиться буквально с ювелирной точностью к воспроизведению деталей («Кентавр в кольчугах», 1999; «Ангел-хранитель», 2000, и др.). Гелиевая ручка рождает большую жесткость, отчетливость и скульптурность форм, динамику («Буйволица», 1989, и др.). Ряд крупномасштабных рисунков посвящён непосредственно нартскому эпосу. Здесь использованы два цвета. В конфликте красного и черного убедительно переданы сцены борьбы, то особое напряжение, которым они сопровождаются («Бой Сосруко с Тотрашем», 2009, и др.). При работе над этими рисунками художник провел большую исследовательскую работу, реконструируя костюмы и оружие адыгов, стремясь достичь большей достоверности и историзма в изображениях.
Скульптура Совкуева вновь подтвердила его приверженность национальной теме в ее «общечеловеческом ракурсе». Любимые образы художника — «Мать-заступница», «Смотрящие в небо», «Рыба» (2005), и др. — так же символичны и метафоричны, как живописные полотна мастера. Его скульптуру всегда отличает высокий уровень законченности. Современным петербургским ценителям, воспитанным на языке матвеевской школы, работы Савкуева нередко кажутся «уж слишком сделанными», а потому и недостаточно современными. Однако в них ясно просматривается традиционное для горцев отношение к металлу. Их оружие и бытовые предметы всегда отличала особая изысканность и ясность форм. В скульптуре Савкуева ощутим интерес и к античности, и к острой динамике итальянской скульптуры XX века, не остался он равнодушен и к пространственным экспериментам Мура («Древо жизни», 2005, и др.). Впрочем, ярко выраженный национальный контекст его произведений уводит художника от прямого следования названным традициям («О Редада», «Данте», «Вскармливающая птица», 2005).
Хамид Савкуев современный художник. Его талант универсален. Он успешно работает в живописи, графике и скульптуре, вбирая все то, чем богат художественный опыт разных времен и народов. Однако постижение современной жизни всегда соотносится с вековыми традициями его народа, любовью к отчему дому, красоте родной земли и красоте души простого человека. Он, словно герой нартского эпоса Сосруко, рожден и закален землей своих предков и остается беззаветно ей предан. Впрочем, он напоминает и другого героя нартов — кузнеца Тлепша. Подобно ему, Савкуев буквально «выковывает лицо» своего народа и на своих могучих руках преподносит его миру.
Н. С. Кутейникова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии художеств
Иллюстрация в тексте: фотопортрет Х.В.Савкуева, автор фото Лука Снегирев, Санкт-Петербург, 2024 г.
версия для печати