РЮМИН Александр Алексеевич


РЮМИН Александр Алексеевич

Дизайнер, график.
Родился 1 июня 1944 года. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение дизайна, с 2007г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (1987г.)
Член Московского Союза художников (1978г.)
Член Европейского общества культуры (SEC, Венеция, с 1995г.)

Образование: Московский полиграфический институт (1968г.), руководитель дипломной работы М.П.Митурич.

Профессиональная деятельность: художник и дизайнер-оформитель журнала «Наше наследие» (1987–2016гг.).

Основные проекты и произведения: графический дизайн рекламы для спектакля Академического Малого драматического театра – Театра Европы «Федор Достоевский. Бесы» (Санкт-Петербург - Брауншвейг; 1991г.).  Проекты в области дизайна книг и журналов: «Дом Игумнова. Резиденция посла Франции в Москве» (Париж: Издание общества «Друзья Дома Игумнова» при участии издательств «Фламмарион» и «Авангард», 1993г.); «Серебряный век в фотографиях А.П.Боткиной» (Москва: Наше наследие, 1998г.); Дмитрий Швидковский - «Чарлз Камерон при дворе Екатерины II» (Москва: Наше наследие, 2001г.); «Художники БДТ» (Издание Большого Драматического Театра, Санкт-Петербург, 2006г.); «Эдуард Кочергин. Сценография» (Издательство Ивана Лимбаха, Санкт-Петербург, 2006г.); «Круг притяжения. Ретроспективный альбом станковой графики» (1987-2019гг.); графический дизайн альбома «Александра Прегель. Автобиография души…» (Москва: Русский путь, 2018г.) для Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.
Автор-составитель книг «В ветвях твоих рук» (1991г.), «Миша Брусиловский. Мир художника» (Екатеринбург, Москва: Издание Уральского Золотого Фонда и журнала «Наше наследие», 2002г.).

Произведения представлены в собраниях Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского (Санкт-Петербург), Государственного музея А.С.Пушкина (Москва), Музея авторской книги Государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино (Москва), Тульский историко-архитектурный музей.

Участник более 60 выставок искусства книги и графики с 1964 года, среди которых «Петр I. Новая азбука. История в писаниях, кунштах и ваяниях», ГМИРЛ им. В.И.Даля (Москва, 2022г.), «Кочергин и режиссеры», Музей БДТ им. Г.А.Товстоногова (Петербург, 2022г.) и другие. Персональные выставки прошли в Молодежном кафе (Москва, 1964г.), Доме художников (Екатеринбург, 1988г.), Центральном доме художников (Москва, 1988г.), «Theatre Toursky» (Марсель, 1996г.), выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» (Москва, 2004г.).

Постоянный участник конференций, круглых столов и других научных мероприятий, организованных различными музейными институциями.

Государственная и общественная деятельность: член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (2004–2006гг.).

Государственные и общественные награды: Серебряная медаль (1977г.) и Золотая медаль (1989г.) международной выставки искусства книги (IBA) в Лейпциге; Бронзовая медаль международного конкурса «Самая красивая книга» в Лейпциге (1981г.); Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997г.); «Золотая плакетка» в номинации «Самая красивая книга» на международной выставке-ярмарке в Москве (1998г.); Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2000г.); Государственная премия Правительства РФ в области печатных средств массовой информации (2007г.).
Награды РАХ: Серебряная медаль Российской академии художеств (1996г.); Золотая медаль Российской академии художеств (2006г.).


Главное для меня в Рюмине – это то, что он профессионал. Его профессионализм как художника проявляется во всем – книжном и журнальном дизайне, работе для театра, станковых листах, в творческих дискуссиях и дружеских разговорах. Очень толковый человек, и искусство его толковое.
Для меня слово «толковый» многозначно – в нем слились и понятие таланта, и умение быть «рабочим человеком», и образованность, и умение работать «от корня». Корневое начало его творчества построено на природной первооснове. В станковых работах оно абсолютно. В них христианская архаичность соединена с языческой стихией жизни. При скромности сюжета – в них целостное мироздание, они не фрагмент мира, но его модель. Мне близко пушкинское – «монументальная лирика». И это очень русское соединение, казалось бы, несоединимого есть в работах Рюмина.
В петербургском Малом драматическом театре Рюминым был сделан графический дизайн для спектакля «Бесы» и эмблема театра. И вот что было удивительно. Он сделал тиражную продукцию – афиши, буклет, программу, а в этом было ощущение уникальности. Уникальная вещь в массовом пошиве! В этой работе четко сформулированная и безукоризненно воплощенная концепция и та самая корневая толковость, которая мне в нем очень близка.
Эдуард Кочергин.

Безупречный вкус, кажется, дан Александру Алексеевичу Рюмину от Бога, как слух музыканту. Этим качеством отмечено все, что бы ни делал художник, каждый лист книги или журнала, театральная афиша или буклет выставки, вышедшие из его рук. Александра Алексеевича отличает особое видение графического пространства, одновременно изысканного и ясного, интригующего и классического в своей структурной определенности. Сложность и многообразие каждого творческого проекта, воплощенного им, передают искушенность его необычайно чуткой к красоте души, достойной книжной культуры Серебряного века, к которому он не раз обращался за долгие годы своей художественной работы.
Его одухотворенной изобретательности поистине нет предела. Мне всякий раз при появлении нового номера «Нашего наследия» кажется, что лучше и интереснее сделать уже нельзя. Облик каждого журнала представляется столь совершенным и необычным: строгим или торжественным, чувственным или подчеркнуто сдержанным, что думаешь – все мыслимые темы исчерпаны, но художник вновь и вновь находит иные вариации, и снова они оказываются невиданными и по-прежнему изящными.
Александра Алексеевича Рюмина следует назвать мастером, по крайней мере, в трех значениях этого слова. И как человека, способного исполнить любое самое трудное «книжное дело»; и как знатока, досконально, до крайних пределов, изучившего свое высокое ремесло; и как художника, чувствующего, как нужно сделать так, чтобы любая его работа стала истинным искусством.
Дмитрий Швидковский.

Иллюстрация в тексте: фотопортрет А.А.Рюмина, автор фото Виктор Леонидович Великжанин



Возврат к списку

версия для печати