РУКАВИШНИКОВ Филипп Александрович


РУКАВИШНИКОВ Филипп Александрович

Скульптор, живописец, график.
Родился 20 июня 1974 году в Москве. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент (2007г.), академик Российской академии художеств (Отделение скульптуры, с 2016г.)
Член Президиума РАХ (2011г.)

Член Московского союза художников (1998г.)

Образование: Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова (1997г.), мастерская скульптуры профессора О.К.Комова.

Основные проекты и произведения. Монументальная скульптура: памятники – писателю В. Набокову (1999г., г. Монтре, Швейцария), генералу И Варенникову (2012г., Москва), «Россия – Олимпийская держава» (2013г., Москва); мемориальные доски - артистам М.В. Мироновой и А.С. Менакеру (2004г., Москва), футболисту Л.И. Яшину (2008г., Москва), летчику-космонавту П.Р. Поповичу (2010г., Москва), футболисту А.П. Хомичу (2011г., Москва), заслуженному тренеру СССР Г.Д. Качалину (2012г., Москва), заслуженному тренеру СССР М.И. Якушину (2012г., Москва), мастеру спорта СССР международного класса А.А. Чернышову (2013г., Москва), Л.И. Брежневу (совместно с А.И. Рукавишниковым, 2013г., Москва), футболисту Ф.Черенкову (2015, Москва); скульптурная композиции для фонтанов «Лилии» (2004г., г. Дмитров Московской области), «Вдохновение» (2006г., Москва), «Капитель» (2008г., Москва); монументально-декоративные композиции «Бабочка на листе» (идея И.М. Рукавишникова, 2006г., Москва), «Улитки» (идея И.М. Рукавишникова, 2007г., Москва). Станковая пластика: сервиз «Магритт» (1993-1998гг.), цикл «Чайники» (1996-2004гг., 27 скульптур), приз «Корона» для компании «Procter&Gamble» (…г.), бюст Ф.М. Достоевского (2007г., посольство России в Республике Лима). Инсталляции: «Дамы и господа могли бы потеснить, но это нереально» (2000г.) «Молеблемый тревожник» (…г.) другие. Графика: цикл «Святой янтарь» (2004-2023гг.). Живопись: цикл «Постеры» (2009-2023гг.).

Станковые произведения представлены в
собраниях Московского музея современного искусства, «Total Art Gallery» (Амстердам), «Zig Zag Venture Group» (Нью-Йорк), галерее Дилеманна (Брюссель) и других музейных и частных коллекциях.

Участник московских, региональных, всероссийских, зарубежных и международных выставок с 1985 года.
Персональные выставки прошли в залах Российской академии художеств (Москва, 2004, 2011г.), Московского музея современного искусства (2014г.), других городах России и зарубежных странах.

Профессиональная деятельность:
автор сценариев, ведущий и режиссер программ «Арт-зона» и «Призма» на телеканале «Культура» (1993-1997гг.); сценарист и режиссер проекта «Поп Корм» в программе «Зависит от тебя» на телеканале «Россия-РТР» (1997г.). С 2015 года читает лекции и проводит мастер-классы в университетах России, Франции, Швеции и других стран.

Государственные и общественные награды:
Диплом Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы (…г.). Лауреат всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству.

Награды Российской академии художеств:
Диплом РАХ (2011г.), Серебряная медаль РАХ (2011г.), Серебряная медаль «Достойному» РАХ (2012г.), Благодарность РАХ (2017, 2021г.).


Стремительная, спиралеобразная эволюция художественного мышления Филиппа Рукавишникова логически привела его к началу начал: в его представлении таковым является дадаизм с его программным иррационализмом и так называемым антиэстетизмом. Родоначальниками этого литературно-художественного течения, даже явления первой четверти ХХ века были М. Дюшан, Ф. Пикабиа, Ж. Арп, М. Эрнст, Т. Тцара, А. Бретон. Буквосочетание «дада» равнозначно детскому лепету, превращенному в особую форму духовного протеста и эпатажа, нацеленного против обывательского сознания, банального отношения к окружающей действительности. Именно дадаизм оказался наиболее питательной средой, во многом адекватной мировоззрению, философскому складу ума и творческой фантазии Филиппа. Это отнюдь не означает прямого заимствования или повторения пройденного, представляя собой не более чем адекватное литературно-поэтическое средство художественного самовыражения.
Прибегая к приемам дадаизма, творец полностью раскрепощен и свободен в своем выборе, он противостоит конъюнктуре, лицемерию и прочим изъянам современной цивилизации. Он без оглядки занимается сочинением текстов, кажущихся бессмысленными, абсурдными или просто не каждому понятными: они построены на игре слов и звуков, сплавленных в алогичные и ошеломительные для обыденного сознания образы на уровне инстинктивных, подсознательных ассоциаций. Художник-дадаист работает с буквами, слогами, словами вопреки законам морфологии, структурируя из них новые значения рифмованных словосочетаний. Нередко лингвистически маркированные, а то и попросту заборные опусы вводятся в образную ткань живописных произведений, пересекающихся с так называемым наивным искусством или являющихся интуитивными парафразами творчеству фовистов. Словно играя кубиком Рубика, Филипп набирает из почти случайных букв алфавита еще никому не известные слова, являющиеся отражением глубоких внутренних ощущений, переживаний и рассуждений. Тем самым он личной практикой подтверждает и правоту положений психоанализа, и непреходящее значение тезиса В. Кандинского, согласно которому «не рожденное внутренним мертворождено».
Александр Рожин, главный редактор журнала «Третьяковская галерея», академик РАХ.

Иллюстрация в тексте: Ф.А. Рукавишников на открытии персональной выставки в Московском музее современного искусства в 2014 году. Фото: m24.ru/Михаил Сипко.



Возврат к списку

версия для печати