ГАМЗАТОВА Патимат Расуловна


ГАМЗАТОВА Патимат Расуловна

Искусствовед.

Родилась18 марта 1959 г. в г. Махачкала, Республика Дагестан
Живет и работает в Москве. 

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение искусствознания, с 2007г.) 

Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан (2019г.)

Кандидат искусствоведения (с 1989г.)

Член ученого совета Государственного музея искусств народов Востока (г. Москва), заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Дагестанского музея изобразительных искусств, (1981–1982гг.), Советник по культуре Постоянного представительства Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации (работа по совместительству) (1993–1995гг.). 

Член редколлегии научного альманаха «Традиционная культура» (г. Москва).
Член жюри международного конкурса молодых дизайнеров-ювелиров «Образ и форма» (г. Санкт-Петербург)

Сотрудник Федерального государственного научно - исследовательского учреждения «Государственный институт искусствознания» МК РФ, Отдел фольклора и народного искусства (с 1988г.)

Окончила Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (исторический факультет, отделение истории искусства, 1981г.) 

Основные труды:
Автор 2 монографий и более 90 научных публикаций, инициатор и научный редактор искусствоведческих сборников и журналов, куратор и организатор конференций и художественных выставок, участник выставочных проектов Государственного исторического музея, Музеев Московского Кремля, Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, Музея-заповедника «Царицыно», Дагестанского музея изобразительных искусств им П.С. Гамзатовой. 

Монографии:
Женские ювелирные украшения Дагестана /ХУШ - нач.XX вв./ -Махачкала, 1986
Архаические традиции в народном декоративно - прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа. М. 2004. (переиздание дополненное,2012)
Статьи о современном искусстве Дагестана. Санкт-Петербург, 2016

Краткий список статей в научных сборниках, альманахах, журналах:
Лиминальность как архетип в творчестве Федерико Феллини. // Личность в культурной традиции. Сб.ст. ред – сост. Фадеева Л.В. М. 2014. Сс.366-385
Одарен шубой с царского плеча: Универсальная культурная модель и русская традиционная форма дара. // Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество: Сб. статей. Ред –сост. Данченкова Н.Ю. Часовникова А.В. Санкт-Петербург 2011 СС.155-179
Материал по декоративно- прикладному искусству в «Любительское художественное творчество в России ХХ века : Словарь». М. Прогресс – Традиция 2010-2011. Электронный вариант. Сс. 336-337 и 339-351
http://sias.ru/upload/iblock/e4e/sltext.pdf
Проблема этнической самоидентификации в искусстве Средней Азии и Северного Кавказа в конце ХХ века // Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире: сб.статей. под ред. Солнцевой Л.П. Фадеевой Л.В. М. ГИИ 2010 г. сс.46-67
Художественные особенности женских украшений южного Дагестана. // Вестник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Махачкала 2010 № 1. Сс.76-85
Русский ювелирный театр.// В сб.:Люди и судьбы. ХХ век: книга очерков. Вып. 3. Ред-сост. В.Е. Лебедева. М. УРСС 2010 сс. 171-183.
Восточный ковер в создании сакральных пространств. // сб. Иератопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Ред-сост. А.М. Лидов М. Индрик. 2009.сс. 219-252
Когнитивное искусствознание и искусственный интеллект. // в сб. ст. Искусствознание и теория информации. под.ред. Петрова В.М., Харуто А.В. М. УРСС 2009 сс.137-143
Актуальные проблемы современного мусульманского искусства в странах СНГ // сб.научных трудов "Искусство тюркского мира. Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов". Выпуск 1. Под ред. Р. Султановой Казань 2009. сс. 56-67
В поисках психологического здоровья. Народное творчество и телесноориентированные практики: традиция и современность. Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. Ред-сост. П.Р. Гамзатова М. ГИИ 2007 г. СС 36-50
Восточные регион: искусство классическое, элитарное, народное. Искусствоведческие модели, исследовательские стратегии.// В сб.: Народное творчество стран Востока: структура и дефиниции. Ред-сост. П.Р. Гамзатова М.2007 сс.4-15.
Инобытийное пространство в традиционной культуре и художественных системах: универсальная модель, когнитивные аспекты. //ж. Традиционная культура М.2007 № 1 сс.3-14
Графомания чистой воды. Об одном из направлений современного искусства. // В сб. Опыт повседневности. Памяти С. Ю. Румянцева. Ред-сост. К.Г. Богемская, М.В. Юнисов. М.-СПб.: Дмитрий Буланин. 2005.сс.205-231
Термин «Народное искусство» в 1920-30 гг.: трансформация смыслов. Научные чтения памяти В.М.Василенко выпуск IV Москва 2003 с.3-13
О «структурирующей» функции архаической системы украшений (на материале дагестанского народного искусства).// В сб.: Ювелирное искусство и материальная культура. С-Пб. Государственный Эрмитаж 2001. сс.8-12.
Эмоциональная усталость конца ХХ века: иглы ,шипы, розги.//В сб.: Вещь в прикладном искусстве. Ред-сост. О. Соснина М.2001.
Декоративно-прикладное искусство.// В кн.: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930- 1950 гг. С.-Пб. 2000 г. сс. 189-198.
Самодеятельное декоративно - прикладное искусство.//В кн.: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории конец 1950 – начало 1990. С-Пб. 1999. с.443-466.
Мироустроительная функция архаического прикладного искусства.// в сб. статей: Научные чтения памяти В. М. Василенко. вып.1. М. ВМДПИНИ 1997. сс.50-63.
Традиционная культура и рок: опыт сравнительного анализа.// В сб.: Примитив в искусстве. Грани проблемы. Ред-сост. Богемская К.Г. М. РИИ 1992. сс.207-226
«Реконструкция» народного декоративно - прикладного искусства. Теория и практика//В сб. статей: Проблемы народного творчество 1930-50-х годов. Под ред. С.Ю. Румянцева, А.П. Шульпина. Москва ВНИИ искусствознания.1990. с.167-191.

Научный редактор и составитель сборников научных статей:
Мифологические представления в народном творчестве. Совместно с О.А.Пашиной М. 1993
Народное творчество стран Востока: структура и дефиниции. М.УРСС 2007
Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. М. ГИИ 2007.



Возврат к списку

версия для печати