БУЛГАКОВА Ольга Васильевна
Живописец. Персональный сайт: bulgakova-sitnikov.com
Родилась 30 января 1951 г. в Москве в семье художников. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент (2007г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2012г.)
Член бюро Отделения живописи РАХ
Член Союза художников СССР, России (с 1976г.)
Член Московского Союза художников (с 1993г.)
Образование: Московская средняя художественная школа (1969 г.); Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (1975г.), мастерская профессора Д.К. Мочальского.
Основные произведения: циклы работ «Театр», «Превращение» (1975-1985гг.); Серия картин, посвященных Гоголю (1978-1985гг.); Серии «Сны», «Карлики», «Женщина и натюрморт» (1980-1990гг.); Серия «Архаизмы» (2002-2004гг.); Серия «Имена» (2005-2006гг.); Серия «Матриархат» (2007г.); Серия «Библейские эскизы» (2007-2017гг.).
Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Вологодской областной картинной галереи, Музея изобразительных искусств Кузбасса, Павлодарского областного художественного музея, Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, Ярославского художественного музея, коллекции Центра современного искусства «М’АРС» (Москва), Музея современного искусства (София, Болгария), Музея Джейн Вурхес Зиммерли (Нью-Джерси, США), Людвиг Форума Международного Искусства (Аахен, Германия), Музея «Женщины в искусстве» (Вашингтон, США), Колодзейской коллекции русского и восточноевропейского искусства (США).
Участник всероссийских, московских, региональных и выставок с 1972 года, а также групповых выставок с А.Г. Ситниковым: в «International Images» в Севикли (США, 1990г.); в галерее «De Twee Pauwen» в Гааге (Нидерланды. 1999, 2001, 2004гг.); «Физика времени» (Арт салон ЦДХ, Москва, 2005г.); «Знаки жизни» (Центр современного искусства «М’АРС», Москва, 2006г.); в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2007-2008гг.), «Цитаты» в галерее «КультПроект» (Москва, 2017г.), в «Mimi Ferzt Gallery» в Нью-Йорке (США, 2000г., 2009г.), в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина (2013г.) и другие. Групповых выставок с А.Г. Ситниковым и Н.А. Ситниковой: «Триалог» в Московском музее современного искусства (Москва, 2004г.), «Семейный портрет в интерьере» в Музейно-творческом центре «Дом Корбакова» (Вологда, 2012г.). Персональные выставки: «Библейские эскизы» в галерее «КультПроект» (2011г.), «Краткое содержание» в выставочных залах РАХ (2021г.), «Райский сад» (Открытый клуб, Москва. 2014г.), «Деревья и птицы» (Галерея «DiDi», Санкт-Петербург. 2015г.).
Государственные и общественные награды: знак «За достижения в культуре» Министерства культуры.); гран-при Международного конкурса молодых художников-живописцев в Софии (Болгария, 1979г.)
Награды Российской академии художеств: Диплом РАХ (...г), Серебряная медаль РАХ (2003г.), Золотая медаль «Достойному» РАХ (2022г.).
Начало нового века и нового тысячелетия совпало с появлением нового искусства Ольги Булгаковой. Она пишет, как и прежде, сериями или циклами, и сами названия говорят о том, что тут вступили в игру высшие силы. Серии «Имена», «Матриархат», «Библейские эскизы» и «Ангелы» (последняя серия отпочковалась от предпоследней) говорят о том, что художник углубляется в мифологию, эту первую философию человечества, и в священные книги мировых религий.
В «Именах» изображаются одни только лица, или лики, а может быть – маски. Общие абрисы лиц с минимальными подробностями, в самом устойчивом (и трудном для глаза) квадратном формате. Темные и посветлее, прозрачные и массивные, иногда как будто беспросветно трагичные, иногда, пожалуй, просветленные, а чаще – на пути от полюса к полюсу. Между надеждой и безнадежностью. Между страстью и бесстрастием. Между жизнью и смертью. Женская половина рода людского не охвачена в «Именах», этой половине дан иной удел: серия «Матриархат». «Матриархат» запечатлел разные обличия праматерей рода человеческого, тех самых, которые помещены в «Фаусте» Гете в глубины глубин планеты Земля. Они первобытны, безымянны, глыбообразны, наделены геологической мощью подземных магм, и эта мощь всегда двояка. Гигантские, напряженные матери-материки готовы смахнуть с земной поверхности любую форму жизни. Божества, они же монстры, священные чудовища плодородия и гибели.
Булгаковой нужны не столько евангельские сюжеты Искупления и Жертвы, которые были особо важны для Иванова, сколько сюжеты, предвещающие в Ветхом Завете явление Христа. Главное для ее библейского цикла – это проблема отца и сына. Следовательно, вперед выдвигаются «Возвращение блудного сына» и «Жертвоприношение Авраама». То есть плач раскаяния и примирения, в первом случае, и чудо избавления, во втором. Застывая в объятиях, словно остывающие вулканические острова, нашедшие друг друга, обретают надежду отец и сын. Гротескное несостоявшееся ритуальное убийство сына отцом едва не становится фактом. Но неискупимый грех предотвращен. Исаак будет жить, и продолжится родо-словие. Парящий вверху ангел – это удивительное открытие современной художницы.
Наконец, возникают «Ангелы» – ответвление «Библейских эскизов». Те страсти, боли, метания и обретения, которые пронизывают другие серии, здесь сознательно сняты. Стерты ради этого даже черты лиц. В условном пространстве сплошного киноварно-карминного свечения намечаются крылатые вестники, и только подобия торсов, подобия рук, шей и голов намекают на родство с людьми. А может быть, они являются своим подопечным в том виде, в котором подопечные готовы их принять за своих. Кровь и огонь, лава и металл, немыслимые температуры и неописуемые силы тяжести, другие планетарные и космические энергии, которые наметились в «Именах», развернулись в «Матриархате» и приблизились к разрешению в «Библейских эскизах», утихомирились. Мы прошли через бездны, появилась надежда. Зрителю непроизвольно хочется сложить руки так, как они сложены у Вестников. Художнице изначально были даны прозрачный и негромкий поэтический голос и тонкая способность к сопереживанию, душевному участию. Откуда, каким образом она обрела свою нынешнюю живописную мощь, и мудрое умение воздержаться от сильных эффектов и ограничиться минимумом средств – этому нет объяснения. Остается только смотреть изумленным и благодарным взором.
Из статьи «Новое искусство Ольги Булгаковой».
Александр Якимович, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИИ РАХ, академик Российской Академии художеств.
Иллюстрация в тексте: О.В. Булгакова на открытии выставки «Действительность видимости» Ольги Булгаковой, Александра и Натальи Ситниковых в РАХ в 2023 году. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ.
версия для печати