БЕЛЬМАСОВ Борис Петрович (1940-2016)
Живописец.
17.09.1940, г. Крымск, Краснодарского края - 03.08.2016, г. Ростов-на-Дону. Жил и работал в Ростове-на-Дону.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Южное региональное отделение, с 2007г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2002г.)
Член Союза художников России (1977г.)
Образование: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1970г.), мастерская станковой живописи академика В.М. Орешникова; педагоги – Б.С. Угаров, В.И. Рейхет и А.А. Деблер.
Основные проекты и произведения: «Донская осень» (1978г.), «Смертию смерть поправ» (1980г.), «В места отдаленные» (1984г.), «Тайна леса» (1985г.), «Весть о погибшем» (1987г.), портрет «Женечка» (1995г.), «Поэзия» (2000г.), «Муза Вдохновения» (1999-2005гг.), «Цыганские напевы» (1999-2005гг.), «Букет с фруктами» (2004г.), натюрморт «Солнечное настроение» (2005г.), «Юность» (2005г.), «Десерт»(2006г.), «Памяти отца, погибшего в 1941г.» (2010г.), «Ритмы цветения» (2010г.), «Апогей Творца» (2011г.), «Яблочный Спас» (2012г.), триптих «Щедрость жизни» (2012г.) («Арбитр изящного», «Щедрость жизни», «Рыбачья стихия»), триптих «Жажда жизни» (2012-2014) («Пестрота Триумфа», «Жажда жизни», «Струны Любви»), «Спаси и Сохрани» (2014г.), портрет «Краевед» (2014г.).
Станковые произведения находятся в собрании Центрального музея ВОВ 1941-1945гг. (Москва), Пухляковской галерее искусств, Волгодонском краеведческом музее, музеев изобразительного искусства Ростова-на-Дону, Таганрога, Краснодара, Сальска, Волгодонска, Музея современного искусства г. Гера (Германия), галерей г. Дортмунд (Германия), г. Плевна (Болгария), г. Калиш (Польша), а также в частных коллекциях Франции, Англии, США, Испании, Польши, Израиля и др.
Участник всесоюзных, всероссийских, региональных и международных выставок с 1970 года. Персональные выставки: г. Ростов-на-Дону (2000г.), «Реальность и Фантазия» в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации, Военной академии Министерства обороны РФ, (2004г.), Российская академия художеств (2005, 2014гг.), Музей современной истории России (2006г.), МСХ (2010г.), «Малый Манеж» (2011г.).
Общественная деятельность: председатель живописной секции и член правления Ростовской организации ВТОО СХ РФ (1980-2009гг.).
Педагогическая деятельность: профессор Южного Федерального Университета (2007г.).
Государственные и общественные награды и премии: Лауреат первой премии Атоммаша (1980г.); диплом Галереи Современного искусства в г. Плевен (Болгария) (1984г.); диплом Секретариата Правления СХ РСФСР (1985г.); Медаль имени М.Б.Грекова (1987г.); диплом Галереи Postbank в г. Дортмунд (Германия, 1994г.); диплом Ассоциации Землячеств в Москве (2008г.); диплом Фестиваля живописи г. Гера (Германия, 2008г.); диплом за серию картин в выставке "Москва - территория Добра" (2010г.); Золотая медаль СХР (2014г.).
Награды РАХ: Диплом Российской Академии художеств (…г.).
«Именно живопись стала отрицанием,
утверждением и движущей силой современности».
Федерико Гарсия Лорка
«Годы были нелегкими, еще крепко о себе давала знать горечь утрат и перенесенных лишений людьми только что отстоявшими в войне свою свободу и надежду на будущую жизнь. Борис Бельмасов, сын погибшего фронтовика, сам, будучи мальчишкой, испытавший на себе жестокие удары военного времени, в большом жизненном напряжении шел к своей мечте и добивался ее осуществления. Родившись в предвоенном 40-м, в 1964-м он окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова, а в 1970-м успешно защитил диплом в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где его учителями были известные российские живописцы, академики Б.С. Угаров, В.М. Орешников, воспитавшие его на наследии лучших традиций отечественного классического искусства.
Приход человека в искусство бывает, связан с событиями, которые ему довелось видеть воочию с первых самостоятельных шагов по земле и которые в его последующем пути, будут играть роль духовно-нравственных ориентиров в приложении сил жизненного опыта и приобретенных специальных знаний.
Борис Бельмасов имеет собственные убеждения и представления о предназначении художника как личности в жизни, в обществе, в истории.
В искусстве он всегда весомо выступает в тематической, жанровой картине, в психологическом портрете, эмоционально ярко выражает свое ощущение природы в пейзаже и умеет выявлять духовно-материальную значимость предмета в натюрморте.
Неограниченно многообразен его творческий диапазон: ему интересны судьбы людей, проживших сложную жизнь, образы которых он часто раскрывает через ситуации и коллизии порою драматического звучания, как например, в композиции «Весть о погибшем», где безысходность утраты, достоинство и вера человека, перенесшего горе, слились воедино в сложный образно-психологический узел. Впечатления тех, теперь уже далеких недетских лет и впредь глухим эхом тревожно отзовутся в том, что будет делать человек и художник Борис Бельмасов. Об этом может свидетельствовать и эмоционально остро решенный жанровый холст «Братья по крови», вырвавший эпизод из времен братоубийственной гражданской войны. Здесь же рядом трагический сюжет гибели молодогвадейцев («Смертию смерть поправ»). В нем нет минорных аккордов по случаю смерти, но явственно проступает мысль о величии самопожертвования молодых людей во имя будущей жизни. В настоящее время это произведение находится в Центральном музее Вооруженных сил на Поклонной горе.
В полотнах Бельмасова первого десятилетия двадцать первого века обращает на себя внимание более активная роль ритмики пластических форм и цветовая символика, которые усиливают эмоциональное воздействие на формирование и звучание образного начала в произведении всей объемно-пространственной среды живописного организма картины. Эту тенденцию в творческой эволюции художника можно проследить на примере композиций «Поэзия» (2000 г.), «Натюрморт. Десерт» (2005 г.). Но вот «Венеро-Луние», написанное в эти же годы, - в нем сплав фантазии и земного лиризма, возвращающие нас к Бельмасову-художнику, никогда не забывающему о том, что одним из самых уникальных и прекрасных явлений всегда был и остается человек. О наступившем периоде напряженного размышления и нового поиска Борис Петрович говорит: «Писать наше время в образном стиле 70-х годов сегодня неприемлемо, мир сильно изменился, и я могу пойти дальше, только оценив и переосмыслив свое прошлое». И о том, что для каждого времени характерен созвучный ему вектор духовности, художник стремится убедить зрителя своими новыми замыслами, среди которых хотелось бы назвать, прежде всего, сюжет «Яблочный Спас» (2012 г.). Эта картина, на наш взгляд, несет в своей глубокой повествовательной ткани авторское исповедание и представление об изначальных ценностях русского православия и о нелегкой индивидуальной дороге к нему каждого человека. Это не иллюстрация к празднику, а пронзительно звучащий реквием жертвенности ради ближнего. Метафора, аллегория, в них концентрированно зашифровано представление о том, что такое «Поэтическая вольность» в наше непростое столетие? В триптихе, созданном в очень плодотворном и значимом для живописца 2012 году, состоящем из композиций «Арбитр изящного» (левая часть), «Щедрость жизни» (центральная часть) и «Рыбачья стихия» (правая часть) при всей сдержанности их цветовой тональности внутренне образно они наполнены сложнейшим спрессованным конгломератом страстей из сферы человеческого бытия, от рождения кровно связанного с плотью природы. Нет, мир не разрушен, он подчеркнуто, материален, но его хаотически перегруженное равновесие зыбко и чревато в своей неустойчивости и непредсказуемости будущего. Художник не представляет себя вне общества, и Бельмасов считает, что авторски бессловесное искусство не может играть сколько-нибудь актуальной роли в творческой жизни нашего времени. По уверенному монументальному стилю живописного языка критерии и понятия автора определены, но пересказывать их зрителю художник не намерен, пассивный созерцатель ему не нужен. Современная живопись художника не лишена чувственности, в ней явное присутствие философского мышления. Отблески античности, войн, скифов – все это о защите Мира и Отечества – два триптиха: «Щедрость жизни» и «Жажда жизни» - как призыв беречь и дорожить ЖИЗНЬЮ и не только своей. Завершает свою эпопею Борис Бельмасов произведением «Спаси и Сохрани», в котором параллельно с реалистическим восприятием шло абстрактно-философское, не исключая натуру и профессионализм. Осмысление прожитого и открытость новому калейдоскопическому мышлению в стремлении к инновациям рождают иное отношение к композиции, бесконечно новые авторские технологии и фактуры; а технические возможности - стимулируют его творчество, силу воображения и фантазию.
Сегодня у Бориса Петровича новые замыслы, пока нам неведомые. Но трудно усомниться в том, что он еще не однажды удивит зрителя смелостью своего художественного темперамента, неожиданностью мысли и, как всегда, гуманной направленностью своего творчества».
Валерий Рязанов, искусствовед, заслуженный работник культуры России.
версия для печати