БАРХИН Сергей Михайлович (1938-2020)
Народный художник Российской Федерации (1998г.)
Член ВТО Союза театральных деятелей России (1972г.)
Профессор (2000г.)
Профессиональная деятельность: главный художник Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (1988-1992гг.), главный художник Большого театра (1995-2000гг.).
Монографии: «Ламповая копоть. Воспоминания, герои, пьесы, путевые записки» (М., 2007г.); «Заветки» (М., 2011г.); разделы «Говорит Сергей Бархин» и «Пьесы» в книге В.И.Березкина «Сергей Бархин» из серии «Сценографы России» (М., 2011г.).
Педагогическая деятельность: преподаватель Российской академии театрального искусства (ГИТИС), заведующий кафедрой сценографии (1992- 2007гг.).
Сергей Бархин относится к тому типу художников, для характеристики творческой личности которых более всего подходит определение «артистизм». Такие художники в наше время встречаются не часто, а в сценографии и того реже, потому что она по своей природе предполагает большее или меньшее, но подчинение артистической личности коллективному статусу театра. Участником командного процесса создания спектакля органично ощущает себя и Бархин. Однако при этом он остается совершенно свободным художником. Всё, что он делает, есть проявление всеобъемлющего артистизма. Объект его творчества – прежде всего само искусство в его разнообразных формах, какие только существуют в истории и современной практике мировой художественной культуры. Всё, что он делает, обретает характер игры. Она для Бархина – способ существования, причем не только в театре, но и в реальной действительности. Такое эстетическое и игровое восприятие мира было заложено еще в детстве и осталось на всю жизнь.
Артистизм существования Бархина и в искусстве, и в жизни делал его, как художника, совершенно внутренне свободным. Он ощущал себя как бы вне всего, что происходило в мире театра и сценографии. Его работы с самого начала не только стояли особняком по отношению к утверждавшимся на сцене тенденциям (будь то «суровый стиль» или визуальные метафоры, или, напротив, декоративизм и живописная декорация, или лаконизм и дизайн «бедного театра»), но казались сделанными вопреки, чем вызывали в лучшем случае непонимание, а в худшем – раздражение и отторжение. Однако бархинское «вопреки» возникало отнюдь не от стремления художника эпатировать зрителей и критиков. Он работал абсолютно органично, хотя и с осознанным нежеланием идти с кем-либо, даже с самыми уважаемыми им коллегами-сценографами, «в ногу». Вместе с тем, он, как, быть может, никто другой, подвержен настроению. Его сценические решения во многом, если не во всем, определялись душевным, эмоциональным состоянием, в котором он в данное время находился. Отсюда все они – разные, чаще всего неожиданные, не поддающиеся логике обыденного восприятия. Таким постоянным метаморфозам способствовало поистине неисчерпаемое эстетическое богатство мировой художественной культуры, которым он свободно владел и которое артистично использовал. В этом отношении ему не было равных ни среди сценографов, ни тем более среди режиссеров.
В.И.Березкин. Из книги «Сергей Бархин».
версия для печати