БАРХИН Сергей Михайлович (1938-2020)


БАРХИН Сергей Михайлович (1938-2020)
Художник театра, график, архитектор. Персональный сайт: http://barkhin.ru
31.03.1938, Москва - 19.11.2020, Москва. Жил и работал в Москве. 

Академик Российской академии художеств (Отделение театрально- и кинодекорационного искусства, 2011г.) 

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1991г.)
Народный художник Российской Федерации (1998г.)

Член Союза архитекторов СССР, России  (1965г.)
Член ВТО Союза театральных деятелей России (1972г.)
Член Союза художников СССР, России (1978г.)
Профессор (2000г.)

Образование: Московский архитектурный институт (1962г.) у М.А.Туркуса, Г.Я.Мовчана.

Профессиональная деятельность: главный художник Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (1988-1992гг.), главный художник Большого театра (1995-2000гг.).

Основные проекты и произведения. Работы в области сценографии: «Тартюф» Ж.-Б.Мольера (1968г.) в Театре на Таганке; «Царская охота» Л.Зорина (1977г.) и «Гедда Габлер» Г.Ибсена (1983г.) в Театре им. Моссовета; «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э.Олби  (1985г.) в Театре «Современник»; «Собачье сердце» по М.Булгакову (1986г.), «Соловей» по Г.Х.Андерсену (1987г.), «Иванов» А.Чехова (1994г.), «Черный монах» (1999г.) и «Скрипка Ротшильда» (2004г.) по А.Чехову, «Записки сумасшедшего» по Н.Гоголю (2011г.), «Шуты Шекспировы» по У.Шекспиру (2012г.) в МТЮЗе; «Борис Годунов» М.Мусоргского (1989г.) и «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (1990г.) в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко; «Травиата» Дж.Верди (1996г.), «Жизель» А.Адана (1997г.), «Дон Кихот» Л.Минкуса (1999г.), «Набукко» Дж.Верди (2001г.) в Большом театре; «Макбет» У.Шекспира (1997г.) в Городском театре Хельсинки; «Дама с собачкой» по А.Чехову (2003г.) в Американском репертуарном театре Гарвардского университета; «Обрыв» по И.Гончарову (2010г.) в МХТ им.А.П.Чехова; «Таланты и поклонники» А.Островского (2011г.), «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б.Брехта (2012г.),«Кант» М.Ивашкявичуса (2013г.) в Театре им. Вл.Маяковского.
Монографии: «Ламповая копоть. Воспоминания, герои, пьесы, путевые записки» (М., 2007г.); «Заветки» (М., 2011г.); разделы  «Говорит Сергей Бархин» и «Пьесы» в книге В.И.Березкина «Сергей Бархин» из серии «Сценографы России» (М., 2011г.).

Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Государственного литературного музея А.С.Пушкина, Музея Большого театра.

Персональные выставки: в Выставочных залах ВТО в Москве (1988г.), в Доме искусств в Ленинграде (1988г.), в Берлин (1988г.); в Российской академии художеств в Москве.

Общественная деятельность: президент российского центра Международной организации сценографов, техников и театральных архитекторов - ОИСТАТ (1994-1998гг)

Педагогическая деятельность: преподаватель Российской академии театрального искусства (ГИТИС), заведующий кафедрой сценографии (1992- 2007гг.).

Государственные и общественные награды и премии: Государственные премии РФ (1993, 2002гг.), премия города Москвы (2007г.), премия «Триумф» (2004г.), Международная театральная премия им. К.С.Станиславского (2002г.), театральные премии «Золотая маска» (1992,1994, 2002, 2012, 2013гг.), «Хрустальная Турандот» (1999, 2010, 2011гг.).

Награды РАХ: Серебряная медаль Российской академии художеств (1991г.), Медаль «Шувалов» (2013г.), Золотая медаль Российской академии художеств (2017г.).


Сергей Бархин относится к тому типу художников, для характеристики творческой личности которых более всего подходит определение «артистизм». Такие художники в наше время встречаются  не часто, а в сценографии и того реже, потому что она по своей природе предполагает большее или меньшее, но подчинение артистической личности коллективному статусу театра. Участником командного процесса  создания спектакля органично ощущает себя  и Бархин. Однако при этом он остается совершенно свободным художником. Всё, что он делает, есть проявление всеобъемлющего артистизма. Объект его творчества – прежде всего само искусство в его разнообразных формах, какие только существуют в истории и современной практике мировой художественной культуры. Всё, что он делает, обретает характер игры. Она для Бархина – способ существования, причем не только в театре, но и в реальной действительности. Такое эстетическое и игровое восприятие мира было заложено еще в детстве и осталось на всю жизнь.
Артистизм существования Бархина и в искусстве, и в жизни делал его, как художника, совершенно внутренне свободным. Он ощущал себя как бы вне всего, что происходило в мире театра и сценографии. Его работы с самого начала не только стояли особняком по отношению к утверждавшимся на сцене тенденциям (будь то «суровый стиль» или визуальные метафоры, или, напротив, декоративизм и живописная декорация, или лаконизм и дизайн «бедного театра»), но казались сделанными вопреки, чем вызывали в лучшем случае непонимание, а в худшем – раздражение и отторжение. Однако бархинское «вопреки» возникало отнюдь не от стремления   художника эпатировать зрителей и критиков. Он работал абсолютно органично, хотя и с осознанным нежеланием  идти с кем-либо, даже с самыми уважаемыми им коллегами-сценографами, «в ногу». Вместе с тем, он, как, быть может, никто другой, подвержен настроению. Его сценические решения во многом, если не во всем, определялись душевным, эмоциональным состоянием, в котором он в данное время находился. Отсюда все они – разные, чаще всего неожиданные, не поддающиеся логике обыденного восприятия. Таким постоянным метаморфозам способствовало поистине неисчерпаемое эстетическое богатство  мировой художественной культуры, которым он свободно владел и которое артистично использовал. В этом отношении ему не было равных ни среди сценографов, ни тем более среди режиссеров.

В.И.Березкин. Из книги «Сергей Бархин».




Возврат к списку

версия для печати