ИОГАНСОН Борис Владимирович (1893-1973). Президент АХ 1958-1962
Живописец, график, искусствовед.
13(25).7.1893, Москва - 25.2.1973, Москва. Жил в Москве.
Действительный член Академии художеств СССР (1947), член президиума АХ (1947-70),
вице-президент АХ (1953-58), президент АХ (1958-62).
Народный художник СССР (1943)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
Профессор (1939)
Член Ассоциации художников революционной России (АХРР - АХР, 1922-32)
Член Союза художников СССР (....г)
Почётный член Академии искусств в Берлине (ГДР, 1958)
Образование: Студия П.И. Келина, Москва (1912-13), МУЖВЗ (1913-18), у Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, С.В. Малютина.
Основные произведения. Работы в области живописи: «У всенощной» (1914), «Цирк» (1915), «Натюрморт с картошкой» (1918), «Кама» (1919), «Рабфак идёт» («Вузовцы»), «Советский суд» (обе - 1928), «Пейзаж с речкой» (1932), «Допрос коммунистов» (1933, повторение - 1949), натюрморт «Полевые цветы» (1936), ряд автопортретов (1936, 1939, «В шубе и шляпе с палитрой», кон. 1930-х, 1949, с палитрой 1961-64 - не окончен), «На старом уральском заводе» («Урал демидовский», 1937, повторения), натюрморт «Дни войны» (1942), «Москва. 1942-й год» (1943), «Каток. Зимнее солнце» (1945), «Портрет заслуженной артистки РСФСР Д.В. Зеркаловой», «Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в г. Москве» (оба - 1947), «Вожди Октября», «Портрет народного артиста СССР В.И. Немировича-Данченко» (оба - 1948), «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» (совм. с коллективом художников, 1950), «Социалистическая революция совершилась» (1957-65, не окончена), «Цветы в корзине» (1959), портреты - бригадира Г.Ф. Белова(1961), академика А.И. Опарина, «Ночь перед Октябрем» (обе - 1962), «Морозный день. Крыши» (1963), «Розы» (1964).
Работы в области графики: портреты, в том числе многочисленные автопортреты (1921, 1921-22, 1949, 1950, 1952), пейзажи. Иллюстрировал и оформлял книги для издательств «Художественная литература», «Советский писатель» и др. «Красный сыщик» А.С. Неверова(М., 1934), «Бруски» Ф.И. Панферова (М., 1934), «Как закалялась сталь» Н.А. Островского (М., 1936), «Мать» М. Горького (М., 1938), «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (М., 1944) и др. Участвовал в разработке эскизов для диорамы «Штурм Перекопа» (1935-38) - не осуществлены и создании панно «Праздник в колхозе им. Ильича» для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939) - совм. с другими.
Публикации: «За мастерство в живописи. Сб. статей и докладов» (М., 1952), «ГТГ - сокровищница русского искусства» (М., 1953), «О живописи» (М., 1955, 2-е издание 1980), «Молодым художникам о живописи» (М., 1959), «Как понимать изобразительное искусство» (М., 1960); статьи в периодической печати.
Педагогическая деятельность: преподаватель Московского полиграфического института (1932-35), Московского института изобразительных искусств (1935-39), ИЖСА (1939-60), МГХИ (1964-67); руководитель творческими мастерскими АХ в Ленинграде (1949-62) и в Москве (1962-68).
Профессиональная деятельность: директор Государственной Третьяковской галереи (1951-54).
Государственная и общественная деятельность: председатель Оргкомитета СХ (1954-57), первый секретарь правления СХ (1965-68), депутат Верховного Совета СССР (1966-70).
Государственные награды: Герой Социалистического Труда (1968), Государственная премия СССР (1941, 1951)
Награды ведомственные и другие: Гран При Всемирной выставки в Париже (1937), Диплом I степени и Первая премия ВСХВ в г. Москве (1937), , Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958).
Имя Б.В. Иогансона в 1975 году присвоено Ленинградской средней художественной школе (ныне - Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В.Иогансона при Российской академии художеств).
Б.В.Иогансон - президент АХ СССР
Большая роль в становлении и жизни Академии художеств принадлежит Б.В. Иоансону. Уже в 1947 году, при организации Академии художеств СССР, он был избран ее действительным членом и вошел в Президиум. В 1953 году художник стал вице-президентом Академии, а с 1958 по 1962 год занимал пост президента. Иогансон отдавал все силы этой работе, используя свой талант организатора, энергичность, жизненный опыт, решал множество вопросов, как кадровых, так и хозяйственных. Он уделял большое внимание усилению роли Академии в жизни страны, расширению и углублению связей с творческими союзами всех советских республик. Именно при Иогансоне впервые был поднят вопрос о создании общесоюзной газеты по вопросам изобразительного искусства, единого печатного органа Академии художеств и Союза художников СССР. В период президентства Б.В. Иогансона членами Академии стали такие замечательные мастера, как У.М. Джапаридзе, П.Д. Корин, Я.Д. Ромас, А.Д. Гончаров, М.М. Черемных, С.А. Чуйков, А.Я. Бриедис, О.Т. Верейский, С.Б. Вирсаладзе. Список далеко не полон, но и названные художники, их неоспоримая значимость в искусстве - свидетельство высоких требований, которые предъявлялись к претендентам на членство в Академии художеств.
В те же годы Научно-исследовательский институт Академии вел масштабную работу по написанию и изданию «Всеобщей истории искусства», словаря художников СССР, учебников по искусству, и сегодня не утративших своей информативной актуальности. К этой работе были привлечены лучшие искусствоведы страны.
Значительное место в деятельности Иогансона занимало укрепление международных связей, дружественных взаимоотношений с зарубежными художниками. В связи с этим приветствовалось участие членов Академии не только в отечественных, но и в зарубежных выставках.
Неизменно уделялось пристальное внимание проблемам художественного образования. Так, начавшийся процесс постоянного уменьшения набора студентов в специализированные ВУЗы вызвал резкий протест Академии. Иогансон неустанно требовал, чтобы студентам преподавали лучшие мастера, чтобы постоянно велась работа по углублению связи учащихся с реальной жизнью, например, благодаря ежегодной летней практике, изучению реальной жизни народа. Во главу угла ставился вопрос о повышении мастерства и профессионализма студентов. Активно обсуждался вопрос об учреждении трехгодичного государственного стипендиатства для лучших выпускников этих ВУЗов. При Президиуме Академии была создана специальная учебно-методическая комиссия для планирования и направления методической работы всех художественных учебных заведений страны, как высших, так и средних специальных.
Иогансон обеспечил принятие всех необходимых мер по налаживанию работы организованного в составе Академии издательства, созданию его полиграфической базы. С этого времени начался регулярный выпуск академических сборников, посвященных актуальным проблемам отечественного и зарубежного искусства.
Материал подготовлен на основе статьи А.О.Сопоцинской «Борис Владимирович Иогансон (1893-1973)» (Сб. «Президенты Академии художеств.(Советский Союз-Российская Федерация». Ред. В.В.Ванслов. М.,2006).
Иллюстрация в тексте: Иогансон Борис Владимирович. Конец 1940 - начало 1950-х. Бумага, серебряно-желатиновый отпечаток. 17,2х11,7 см. Государственный исторический музей. Инв.№ИФ ХХ 6585
версия для печати