АЛЕКСЕЕВ Анатолий Иванович (1929-2019)
Живописец
23.01.1929, с.Родино Шипуновского р-на Алтайского края. - 03.03.2019, Иркутск. Жил и работал в Иркутске.
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1983г.), академик Российской академии художеств (Отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток, с 1988г.)
Член Президиума Российской академии художеств (с 2001г.)
Народный художник РСФСР (1981г.)
Член Союза художников СССР, России (1960г.)
Образование: Харьковский Государственный художественный институт (1956г.), преподаватели М.А.Рыбальченко, И.И.Карась, А.П.Любимский, С.Ф.Беседин.
Среди известных произведений: «Семья», «Объявление войны» (1964г.), «Солдаты стройбата» (1965г.), «Легендарная хроника» (1967г.), «Клятва» (1969г.), триптих «Ежегодно 9 мая в парке культуры» (1979г.), «Строители-скалолазы Саяно-Шушенской ГЭС» (1974г.), «Посвящение А. Одоевскому» (1974г.), «Портрет фотокорреспондента ТАСС М. М. Минеева» (1976г.), Диптих «Родители» (1985г.), «Портрет писателя В.Г. Распутина» (1981г.), «Автопортрет» (1998г.), «Портрет солдата Великой Отечественной войны Драгомира Исакова» (1988г.), «Священное дерево» (1991г.), «Лето в Грудинино» (1997г.), «Портрет художника Глеба Богданова» (1997г.), «Портрет народной артистки России Галины Крамовой в роли Анны Карениной» (1998г.), «Портрет внука» (2003г.), «Врубель» (2009-2011гг.).
Произведения находятся в собраниях Иркутского областного художественного музея имни В.П.Сукачёва, Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьёва-Амурского, а также музеев Красноярска, Барнаула, Кемерово, Новосибирска, Ниредьхаза (Венгрия), Министерства культуры РФ, Союза художников России, в частных коллекциях.
Участник зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных и областных выставок с 1956 года. Персональные выставки прошли, в частности, в Иркутске (1981г., 1983г., 1999г.), Ангарске (1982г., 1984г).
Педагогическая деятельность: преподаватель Иркутского художественного училища (1956-1980гг.)
Общественная деятельность: председатель Правления Иркутской организации Союза художников РСФСР (1964-1975гг., 1986-1987гг.), член правления Союза художников РСФСР (1968-1993гг.), секретарь правления Союза художников РСФСР (1972-1993гг.), секретарь правления Союза художников СССР (1982-1988гг.).
Профессиональная деятельность: исполняющий обязанности академика-секретаря Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР (с мая по октябрь 1987г.).
Награды: Орден «Трудового Красного знамени» (1971г.), Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1971г.), Первая премия Министерства культуры РСФСР (1980г.), Орден «Октябрьской революции» (1986г.), Медаль «За строительство БАМа» (1987г.), Первая премия Союза художников РСФСР (1980г.) и Иркутской области (1995г.), Орден «Почета» (2000г.), Почетный гражданин Иркутской области (2000г.), Медаль «60 лет Кемеровской области» (2003г.), Золотой наградной знак Союза художников России (2008г.). Дипломы и почетные грамоты Совета Министров РСФСР, министерства культуры и Верховного Совета РСФСР.
Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (1998г.), Орден «За заслуги перед искусством Российской академии художеств» (2012г.).
«Убедительность творческого опыта Алексеева»
Особый живописный мир, утверждающий добро и красоту, правду и духовность, их жизненную силу, способную противостоять даже самому коварному врагу - внутреннему безразличию, - это мир произведений Анатолия Ивановича Алексеева. Сибирь - главная тема, охватившая буквально все творческое пространство мастера, который изъездил масштабный край вдоль и поперек. Сквозь будни, привычную действительность художнику интересно выплеснуть на холст всю романтику покорения природы, героику будней, которые в самых трудных условиях и сложных ситуациях вынуждают человека оставаться человеком; там нет места фальшивым речам, и каждое слово проверено жизнью. Через тему Сибири живописец раскрывает яркие и драматичные страницы истории России: годы Великой Отечественной войны и сложный «новострой» мирной жизни, преломленные этой реальностью судьбы людей. В работах художника всегда присутствуют характерная четкость композиции, энергия ритмов, внутреннее напряжение, эмоциональная палитра, с присущим ему трагическим звучанием. Ясностью и легкостью восприятия работ мастера мы обязаны его особому умению расставить акценты в своих композициях, он не уводит зрителя от темы, а сразу обращает внимание на главное, что его волнует, чем он стремится поделиться.
Рисунок Алексеева - особая грань дарования мастера. Его графические портреты отличает четкость и завершенность пластического языка, глубокая психологическая проникновенность в образы, трепетное отношение не к модели - к герою портрета.
Во многих своих картинах, портретах, пейзажах, натюрмортах мастеру удалось выразить свое восприятие жизни, собственное чувство времени, а также мысли и эмоции, которые волнуют всех - и вчера, и сегодня, и завтра.
Журнал «ДИ» № 9-10, 2003
версия для печати